Источник

122. На Воздвижение честного и животворящего креста Господня

На Голгофе было три креста. Пред нами два: большой и малый. Где же третий? Но для чего он нам, если он не спасает человека, а губит? На нем распят был разбойник, который не покаялся, а еще похулил Господа, сказавши: «если Ты Сын Божий, спаси себя и нас». Который крест понес Господь? На котором был распят? На большом, хотя он так тяжел, как тяжелы грехи всего рода человеческого. Господь, неся крест, падал, ибо шел босой по каменным улицам Иерусалима, падал, ибо пред распятием был бичеван воинами Пилата; падал, ибо на голове был терновый венец, и Божественный страдалец не мог видеть пути, лицо Его и очи были залиты льющейся из головы кровью. Падал, ибо три дня не вкушал хлеба, молился до кровавого пота, три ночи не спал. Падал, ибо народ тысячами толпился, толкал, а некоторые заставляли Его говорить на пути жены еврейские. И это все понес Он ради тебя, человек, ради твоего спасения: «нас ради человек и нашего ради спасения Распятого за ны при Понтийском Пилате»139. Думаешь ли ты о толикой немощи и о таком позоре за тебя Сына Божия? Едва ли, ибо ты ни каплей крови, каплей слезинки твоей не оросил креста сего. Знаю, что если бы тебе пришлось понести крест, то ты взялся бы за малый крест, а не за большой, за один из тех крестов, на котором человек может и спастись, может и погибнуть, а не за тот, который понес на гору и на котором распят Сын Божий. Ты не хочешь нести тяжелого креста, ты не любишь проводить ночи без сна на молитве, ты не хочешь молиться до слез, до кровавого пота, ты не хочешь со смирением нести удары жизни, ты не желаешь смирять гордыни своей под терновым венцом. Ты не любишь ходить узким, тернистым и прискорбным путем. Ты не любишь пить оцет горькой жизни, смешанный с желчью. Ты не решаешься распинать себя со страстьми и похотьми, ты не хочешь умереть для мира плоти и страстей. Но думаешь ли ты о том, что если ты не распинаешь себя со страстьми и похотями, то ты вновь распинаешь Искупителя мира? Распинаешь Его своей гордостью, гневом, нетрезвостью, любостяжанием, завистью и другими грехами. Почто же ты лобызаешь только большой крест, а желаешь нести крест малый? Если грехи твои так велики, что только ими увеличиваешь крест Христов, распинаешь Его, а не себя, поднимаешься не лествицей, ведущей на небо, а лествицей, низводящей во ад, то спасешься ли ты крестом малым, о котором постоянно молишь и просишь Господа постоянно говоришь: «Ах! тяжелый мой крест! горька моя жизнь! как счастливы богатые, что не имеют крестов»?! Несчастный! Блестящих нетленных венцов желаешь. Желаешь блаженствовать со святыми в раю, желаешь радоваться вечно со Христом. Желай же и проси у Бога большого креста, плачь не пред малым только, но и пред большим крестом, умоляй Господа о даровании тебе большего и большего креста. Тяжел большой крест? Ах, если бы ты разумел, как тяжелы для Христа твои тяжкие грехи! Ты спроси убийцу, сколь тяжело ему на совести. Спроси прелюбодея, пьяницу, грабителя, клятвопреступника и других великих грешников: как тяжело им на душе? А что, если на твоей совести лежит много грехов. Если ты от юности грешишь, если ты и совесть потерял до того, что не можешь уже оплакать свои грехи, редко ходишь в церковь, давно говел, и стыдно уже тебе на людей смотреть? Несчастный! Если хочешь спастись, неси самый больший крест, поднимай его, орошай его слезами, лобызай его непрестанно, умри у подножия его, умри на кресте, как умер Сын Божий. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Св. Воскресение Твое славим. Аминь.

* * *

139

Символ веры


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle