106. На тот же день
«В Нем (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесне». (Кол. 2:9)
Христиане! В Иисусе Христе, как говорит св. апостол Павел, обитает вся полнота Божества телесне. Доказательством этому служит Преображение Иисуса Христа на горе Фаворе. В память этого события мы и празднуем сегодняшний день. До Преображения св. апостолы смотрели на Иисуса Христа, Сына Божия, как на человека, а теперь стали смотреть на Него как на Бога или на Сына Божия: что подтвердил и глас Отца Небесного с Неба, услышанный ими: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих того послушайте»121. Доселе была видна в лице Его красота человеческая, телесная; ныне лицо Его воссияло красотой Божеской: просветися лицо Его, яко солнце, самые ризы Его стали белы, как снег. Словом, св. апостолы ясно увидели, что в лице Иисуса Христа «обитает вся полнота Божества телесне»122. Без сомнения, это дело непонятно не только для разумов человеческих, но и для ангельских: как это Бог во Христе обитает и всей полнотой Божества Своего живет телесно. Значит, в Нем есть все члены тела человеческого и вместе все свойства существа Божеского. Так что Отец Небесный в Сыне, а Сын в Отце пребывает, и Отец, и Сын – одно и то же. Тело показывает Бога человеком, а человека – Богом. Тело человека в Нем, а свет Божества, показавшийся наружу, являет Его Богом. Что особенно достопримечательно? То, что апостол Павел прибавляет к словам, в начале сказанным: вы, – говорит, – христиане, имеете полноту в Нем, т. е. вы в Нем можете найти для себя и принять все свойства человеческие и Божеские, ибо вы приобщаетесь Телу и Крови Его и делаетесь причастниками Его Божества, можете иметь все свойства Божеские. Вы в Нем крестились и сняли с себя греховную плоть, вы умерли в Нем для грехов, в Нем вы воскресли для будущего блаженства и славы, вас ожидающей. Вы имеете полноту в Нем, полноту Божества такую, какая в Нем обитает телесно. И ваши тела сиять будут таким же лучезарным светом, каким сияло лицо Его и ризы Его. И то тайна великая: как во Христе обитает вся полнота телесно. Да и это непонятно: как мы, христиане, имеем полноту в Нем? Но мало ли чего есть непонятного для нас? Мы даже того не понимаем, как душа наша обитает в нас телесно, как душа соединена с телом и тело с душой. Непонятны для нас эти великие истины, но они, так сказать, навевают на нас какой-то отрадой. Мы все вполне получим то, что есть во Христе, не только человеческое, но и Божеское. Не хочет ли нас Бог сделать богами какими-то. А что вы думаете? А ведь в образе и подобии человека много есть кое-что богоподобного. Вы только обратите внимание на то, что человек, особенно святой, знает и какие чудеса на земле совершает? Но что он будет еще знать. Что он будет делать тогда, когда вполне соединится с Богом. И теперь воскрешает мертвых, останавливает солнце и другие чудеса делает! Но что он тогда будет совершать при обновлении своей природы? «Да вы больше меня будете делать чудес», – сказал Господь апостолам. Естественные в человеке дарования велики, а о блаженных что и говорить?! И Бог высоко одесную Себя, посадит нас и дарует все то, что даровал Сыну Своему, Единородному Иисусу Христу, дарует имя паче всякого имене небесных, и земных, и преисподних.
Да будет же во всем и в этом Пресвятая Воля Твоя, Боже. Аминь.
* * *