Источник

105. На Преображение Господне

Какое дивное зрелище в этот день некогда совершилось на вершине горы Фавора! Господь, которого люди доселе видели только человеком, пришедшим на землю в виде раба, является ныне Богом в блистании и сиянии неприступной славы Божеской, как Царь неба и земли: неба, ибо небожители Моисей и Илия, законодатель и пророк являются пред Ним, Царь земли и владыка всей твари, ибо стоит на земле, окружаемый людьми, св. апостолами. Сей-то чудной славы Богочеловека будем некогда причастниками и мы, христиане! Но надобно подумать о том, как оной достигнуть? Ах! братие! Достигнуть ее можно только путем креста, путем страданий на земле. Сию истину яснее солнца доказывает жизнь и смерть всех святых, жизнь и смерть самого Иисуса Христа. Обратите ваше внимание на всех святых во всей подсолнечной, на всех, которые когда-либо жили на земле: все они шли путем крестным, путем тернистым, прискорбным. Укажите вы мне хотя на одного святого, который не страдал бы в сей жизни или от своих, или от чужих, или на море, или на суше, или телесно, или душевно, или явно, или тайно. И чем более кто из них был любим Богом, тем большие понес страдания, тем более умер лютой смертью. Предтеча Господень Иоанн, апостолы, святые, пророки и мученики – все они страдали и с жизнью расстались в славных муках, в тяжких страданиях. Страдания их была полны: они страдали душой и телом. Теперь обстоятельства изменились, страдания, мучения телесные редки, очень редки, а душевные мучения всегда были и будут до скончания века. Эти душевные страдания и суть крест душевный, внутренний. Этот крест далеко тяжелее телесного, наружного. Кто телом страдает, тот раз умирает, а кто страдает душой, сердцем, тот тысячи смертей переносит в течение жизни. И сим-то крестным путем достигается та слава, в которой открылось Божество в лице Иисуса Христа. Ибо о чем вы думаете на горе Фаворе при откровении, при явлении из Пречистой Плоти Христовой Божества. О чем с Ним беседовали небожители Моисей и Илия? «Глаголаста же исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме»120. Слышите, о чем беседовали с Господом Моисей и Илия? О страданиях Господа и о смерти, которую Он вскоре должен был вкусить в Иерусалиме. Теперь ли беседовать было с Господом о Кресте, когда Он явился в славе Божества? Теперь ли говорить о страданиях Моисею и Илие тем, которые давно забыли про земные страдания, печали и воздыхания? Но о чем же им и говорить было приличнее, как не о смерти Сына Божия, которая составляет вечную славу всех Святых Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, славу и честь всех тварей небесных, земных и преисподних. «Скоро ли Ты умрешь, Господи?» Как бы так вопросили небожители. Скоро ли прославится Отец в Сыне и Сын в Отце? Скоро ли ты умертвишь смерть, разрушишь ад и выведешь оттуда всех пленников? Скоро ли Ты упразднишь рукописание грехов наших? Скоро ли убьешь вражду древнюю между Богом и человеками? Скоро ли одержишь победу над всеми врагами Божиими и человеческими? Скоро ли воскресишь людей, совершишь суд над грешниками? Скоро ли отверзешь вечные двери райские? «Скоро ныне же», как бы так им Господь отвечал: «скоро умру, воскресну и прославлюсь, скоро воскрешу всех и вознесу с Собой, со славой на крест и на небо».

О, Господи! Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы Светодавче! Слава Тебе! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle