Источник

104. В неделю 26-ю по Пятидесятнице

А яже уготовал еси – кому будут?

Блажен тот человек, который имеет у себя только самое необходимое для жизни! Что считается необходимым для жизни? Самое необходимое, как для человека, так и для всех животных – это пища. Об одежде нельзя сказать, что она не для всех необходима: есть столь теплые страны, что люди живут без одежды; Адаму дал Бог ризы кожаные уже после грехопадения. Значит, одежда есть дело греха; потому-то и холодно нам, что мы согрешили. Прочие твари вовсе не нуждаются в одежде. О жилище, о доме нечего и говорить; ибо можно обойтись и без жилища. Многие народы живут в пещерах под землей, много живущих под снегом. Заботиться исключительно об одежде и пище Бог запрещает; он говорит: «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам», т. е. «заботьтесь более всего о спасении души и о жизни добродетельной; а все прочее, необходимое для жизни настоящей, без вашей просьбы Я вам дам». В самом деле: если Бог все неразумные твари кормит, то даст ли Он человеку умереть с голоду? Да, душа далеко важнее тела, о ней-то более всего и надлежало бы иметь попечение; но о ней-то менее всего заботятся люди. Посмотрите на иного трудолюбца – человека: сколько он трудится и собирает сокровищ, денег, богатства? И все то, что у него в изобилии, говорит, нужно, необходимо. Но мы видели, что для человека необходима одна пища, потому что одежда и жилище не всегда необходимы. Спрашиваем: на что же много домов? На что много одежды? Но человек мучит себя заботами непомерными, потому, что хочет иметь много домов, много одежды и много самой разнообразной пищи, – чтоб всего стало ему на многие годы, чтоб все это даже его самого пережило, и говорит сам себе, по примеру Евангельского богача, о котором ныне прочтено во св. Евангелии: «яждь, пий душа, и веселися, – имаши блага многа, лежаща на лета многа». Хорошо! А если завтра, или через месяц, или даже через год постигнет тебя смерть, – кому достанутся твои капиталы, твои дома, твои запасы? Удивительное дело, что люди богатые об этом меньше всего думают! Но это еще не важное дело; найдутся родные и чужие, которые разберут все это. Как-то придется отвечать на суде Божием? Не говорим уже о многих других грехах, – как придется отвечать за одно то, что ты собирал и держал в руках своих дары Божии, которые принадлежат беднякам – нищим и убогим; а ты их для одного себя сохранял, сам наслаждался земными сокровищами; а братья Христовы страдали, бедствовали, голодали, терпели нужды, а в лице их страдал сам Иисус Христос. Какой тебе придется дать ответ за это одно? Скажешь ли, что эти сокровища, эти богатства, эти деньги – все это твое? Как оно может быть твое, если ты родился нагим и умираешь нагим? Как твое, если даже за тело и душу будешь судим? Твои только грехи, а ты сам и все, что ты называешь своим, все это Божие, а не твое. Тебя спросят там и за душу твою и за тело, спросят: на что ты употребил свой разум, сердце, волю, совесть, – на какие дела? На что ты употребил свое тело – жилище Духа Святого? На то, чтобы есть, пить, пировать? Одни грехи – твое родное дело; но дашь ответ и за грехи; ибо ты сотворен был для святости, а не для грехов. Вот так-то придется отвечать человеку за все. А если ты не веришь в будущую жизнь, в будущее воздаяние, – это твое дело. Если не веришь, что умрешь нечаянно – это твое дело! Если не веришь, что воскреснешь – тоже твое дело. Если не веришь, что будешь стоять на страшном суде Божием и слышать над добрыми благословение, а над грешными проклятие Божие – это твое дело. Если не веришь, что есть рай для праведников и ад для нераскаянных грешников – это твое дело. Безумне! В сию нощь душу твою истяжут от тебе – а яже уготовал еси – кому будут? Имеющий уши слышати, да слышит. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle