Источник

77. По случаю освящения в г.Таганроге предела во имя св. Афанасия Александрийского

«Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». (Ин.1:51).

Семь тысяч лет было закрыто небо над этим местом, над которым воздвигнут сей благолепный храм – во имя первого слуги Божия Архистратига Михаила и двух святителей Его: Епископа Тихона Задонского и Архиепископа Афанасия Александрийского, предел, который ныне же благодатью Божией и молитвами пастырей освящен. Первый раз от сотворения мира на сем престоле принесена бескровная жертва, первый раз воссияло здесь Солнце правды – Христос Бог наш, от которого отныне станут изливаться на всех верующих и молящихся здесь многоразличные и обильные источники благодати и милости Божией; ибо отныне не только Ангелы, но и сам Дух Святый в каждую Божественную литургию, через отверстые небеса, будет нисходить на Сына человеческого при принесении таинственной жертвы; и претворят хлеб в Его пречистое тело, а вино в Его пресвятую кровь – для вкушения верующих христиан, желающих получить жизнь вечную. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». Хотя телесными очами мы не видим сего величайшего зрелища – отверстых небес, Духа Божия и Ангелов, восходящих и нисходящих, как многие видели это в Вифлееме и на Иордане; но зато очами веры все можем их видеть. Таким образом, отселе будет обитать во храме сем Триединый Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух святый; ибо где Сын Божий, там и Бог Отец, где Богоотец, там и Дух святый. Отселе храм этот не простой дом, но дом Божий, и сия врата Господни; ибо Сам Бог сказал: «вселюсь в них... и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». О какое счастье! Какая радость – жить вместе с Богом! По истине, днесь спасение не только дому сему бысть, но и тому, кто станет посещать этот дом и пребывать в нем на молитве; здесь христианин найдет все необходимое для временной и для вечной жизни. Нужда ли какая семейная, болезнь ли, горе ли какое постигнет, – приходи сюда, все для себя выпросишь; ибо Сам Христос сказал: «все, чего вы ни будете просить в молитве верьте, что получите». Но горе тому, кто без страха и благочестия станет входить в этот дом и стоять в нем; еще больше горе тому, кто станет отвергать присутствие Бога в сем святилище, не веровать в благодатную силу таинств, или внесет в этот храм идолов своего сердца: нетрезвость, похоть злую и всякую нечистоту души; особенно если кто явится сюда с гордостью, как Фарисей, а не с сердцем сокрушенным и смиренным, как мытарь. «На кого воззрю? Только на кроткого и молчаливого, трепещущего слов Моих», – сказал Господь. Да знает таковой грешник, что престол Божий окружают тмы тем и тысячи тысяч Ангелов и святых, предстоящих лицу Божию. Как бы ты стоял во дворце царском и перед лицем самого царя, окруженного вельможами, князьями, тысяченачальниками и тмочисленной стражей? А здесь пребывает Царь царей, и Господь всех господ и князей, царств и народов. «Да молчит здесь всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом». И не в храме только, но и мимо храма проходя, – проходи ты, христианин, со страхом и трепетом; ибо многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы, увидев тебя, донесут Господу о том, что ты без всякого страха, минуя храм Божий, зашел в тот храм, где богу чрева, пьянства и другим идолам приносится жертва. Христиане! Непрестанно благодарите Бога за Его величайшую любовь к вам – за то, что Он отселе будет жить между вами и среди вас, что отселе будет вашим Богом, а вы будете Его народом, молитесь и святым ходатаям за вас перед Богом: св. Архистратигу Михаилу, св. Тихону Задонскому и св. Афанасию Александрийскому, во имя которого освящен ныне предел сей. Молитесь и за благочестивых строителей храма сего, за умерших и живых, доколе будет стоять храм сей. Поминайте в ваших молитвах имена тех, которые по дару данной им благодати Божией освятили храм сей, а паче за предстоятеля и первопресвитера42, который понес на себе все бремя настоящего Богослужения. Благодарим и всех вас, которые своим посещением украсили наше торжество и положили свои лепты на украшение и освящение сего предела – щедро, благочестиво и добросовестно.

Да пребудет отселе Бог и пресвятая Его благодать на месте сем со всеми нами. Аминь.

* * *

42

Соборный Протоиерей и Настоятель Федор Покровский.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle