Источник

4. Об уврачевании от грехов

Удивительное дело! Что от одной гордости многие грехи явились в человеке: еще более удивительно то, что самый, по-видимому, вред сделан в тех именно силах души, которые носят на себе отпечаток образа и подобия Божия – в разуме и воле: что лукавее и изменчивее разума человеческого, который равно удобопреклонен на добро и зло? Что упорнее воли человеческой? Чтоб удержать волю человека от грехов, Бог дал десять заповедей; но люди все же грешили, потому что корень грехов лежит глубоко в душе человека. Надлежало эти корни повырвать: вот Господь, пришедши на землю, дал такие заповеди, которые направлены к истреблению самих корней греха: «не только, – говорит Он, – не кради, но и не желай чужого добра: не только не убивай, но и не гневайся на брата; не только не прелюбодействуй, но и не смотри с похотствованием на женщину и прочее». А чтоб человек не жаловался на грех родительский, Господь крещением освобождает его от этого греха: а так как гордость есть корень греха, то Он указал нам на смирение, говоря: «научитесь от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим»3. Действительно, без смирения нельзя победить гордости. Какие же силы души надлежит более смирять? Все, какие есть в человеке – и душевные, и телесные; а особенно разум и волю. Чтоб разум наш не грешил мыслями, нам повелевается думать только то, что Богу приятно, что согласно с Евангелием: а волю во всем покорять заповедям Евангельским или воле Божией. Дай свободу своим мыслям и они поведут тебя путями заблуждений, ошибок, прегрешений; дай свободу своей воле – и она вовлечет тебя в погибель. Вот почему надобно отказаться от своих мыслей или строго смотреть за ними; какого они рода, цвета, откуда они – от Бога или от диавола; смиряют ли дух или надмевают, умиротворяют ли душу или тревожат, смущают? Также и от воли надобно отказаться – или покорить ее воле Божией; но самому не идти туда, куда она тебя поведет, иначе в беду попадешь, потому что воля наша крепко испорчена. Много помогает при этом человеку благодать Божия: она врачует испорченные силы души, укрепляет, просвещает и направляет к добру. Весьма полезно человеку на пути ко спасению иметь хорошего руководителя – старца какого, человека опытного в жизни духовной – и во всем с ним советоваться; весьма полезна частая исповедь, потому что мы скоро забываем грехи свои; а если пересказываем другим, особенно духовнику, то тогда они с корнем вырываются; еще спасительнее часто приобщаться святых таин: тело Христово и кровь Его исцеляют в человеке все язвы душевные. И когда ты приобщаешься сей святыни, то верно приходят тебе на мысль страдания Христовы: Его терновый венец за твою гордость, Его руки, пригвожденные ко кресту за твое хищение, Его ноги – за твое хождение по путям грешников. Его прободенное ребро – за твое любострастное сердце; весь Он пострадал, дабы всего тебя уврачевать. О! Если бы ты часто размышлял о сем и жил по-Божьему, а не по движению твоих страстей, не по совету грешных людей мира сего лукавого! Есть в душе твоей страсти – значит есть и грехи. Старайся умерщвлять страсти, тогда и грехов не будешь иметь. Не говори: «я мирской человек». Мирская жизнь нисколько не препятствует быть кротким, молчаливым, смиренным, воздержным, не болтливым, не гордым, не сребролюбивым, – не препятствует быть благочестивым, любвеобильным, милостивым, – словом, быть святым. Надо помнить, что умирать грешником опасно; ибо праведники вовеки будут жить, а грешники погибнут, – говорит Божие писание.

Господи! Спаси нас и помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle