Источник

3. Услуги диавола

Когда читаешь жития святых отец, то немало удивляешься тому, как диавол усердно старается услужить святым, и как еще больше старается услужить грешникам. Разница услуг его состоит только в том, что он грешникам служит на погибель – в чем часто успевает, а святым служит во спасение. Да притом дьявол не с таким дерзновением приступает к искушению святых: оттого редко, очень редко успех венчает его дело; ибо святой знает хитрости диавола, путь покаяния и силу благодати; а потому искушения диавола, против святого употребляемые, часто служат потом к посрамлению диавола и к славе праведника; да и не может он святого искушать всегда и на всяком месте. Диавол даже часто услуги оказывает святым в делах житейских – святые заставляют бесов дрова носить, муку молоть, тяжести носить: не раз диавол защищал святых от воров, от зверей и от разных неприятностей! иногда мстит за обиды, святому нанесенные: вообще бесы, если искушают святых, то искушения их не так действительны, не так сильны. Святой внимательно следит за своими мыслями, чувствованиями; он сейчас может узнать диавольское наваждение и прогнать его молитвой, которую постоянно имеет в устах своих. При том у святых открыто душевное зрение, каковым чувством они легко угадывают нечистое действие диавола.

Грешников искушать – дело легкое для диавола. Когда диавол хочет привесть грешника к блуду – он просто возжигает пламень похотей в мужчине и в женщине такой сильный, что несмотря на отдаленное расстояние между ними, диавол их сводит в одно время и в одно место. Когда приводит к воровству, то рисует в мыслях живо вещь, которую вор собирается уворовать, все удобства и способы к тому ясно представляет в мыслях. У гордого надмевает дух, у гневливого воспламеняет сердце и подводит другого, чтоб сказал ему обидное слово, чтоб еще больше воспламенить и привести к драке. Любостяжателю рисует картины обогащения; для искушения пьяницы и сластолюбца рисует в их мыслях напитки, кушанья, сосуды пьянственные и производит запах и вкус к достижению цели. Честолюбцу тоже рисует в уме горделивые почести и похвалы от людей. Изгоняя одного беса из девицы преп. Иларион спросил беса: «почему ты не вошел в отрока такого-то?» «Там есть мой сластолюбивый приятель», – отвечал бес. Как часто диавол из храма тянет человека, на погибель, но грешник этого не может заметить. Если бы открыты были у нас душевные очи, то мы многое множество увидели бы бесов, бегающих между грешниками со своими самыми разнообразными услугами; особенно услуживают они тем, которые не читают молитвы Иисусовой, не молятся Богу, не ограждают себя крестным знамением, не следят за своими мыслями и желаниями, не осторожны в словах, многоглаголивы, не охраняют своих очей и слуха от соблазнов. Особенно много злых духов в местах, назначенных и устроенных для всякого препровождения времени, для игр и для празднословия; тут они опутывают сетями грешника, тысячи стрел пущают в его сердце, опустошают душу от благодатных даров. От того-то человек из таких собраний возвращается домой с пустой душой, со скукой и какой-то тяжестью на душе.

О! Берегись, христианин, таких услуг диавольских, дабы смерть не застала тебя врасплох! Как ты явишься на Суд Божий с опустошенной душой, лишенной благодати? Господи! Огради и сохрани нас от услуг диавольских. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle