Источник

Поучение в понедельник на 5 неделе великого поста

Самое краткое время избрали вы для говенья: знаю, что вы хотите говеть к Благовещенью. Правда, что и в короткое время можно было много сделать для своего спасения, особенно в эти праздничные дни. Сегодня поклоны; постарайтесь полагать смиренные и частые поклоны, и вы больше положите их, нежели иной в течение целой недели поста и говенья. Там всенощное бдение на Благовещенье, – опять можно принудить себя к бдению, которое много ослабляет силу страстей наших; а там похвала Божией Матери. Сколько пищи для размышления и спасения души благочестивой! Говорю, что немного надо для очищения себя от грехов.

«Достаточно ли буде трех лет для покаяния!? – спрашивал один инок старца Пимена». – «Много», отвечал старец. – «Так год?» – «и это много», «Так 40 дней?» – «и это много, я верую, » сказал старец, «что если человек истинно покается и не возвратится более к прежним грехам, то для него и трех дней довольно».

Неявно ли доказывают сии слова святого старца, что и для вас достаточно трех дней для покаяния: если вы решитесь более не возвращаться к прежним грехам.

Ниневитяне, которых Господь решился истребить, – не в три ли дня поста, покаяния и слез, отвратили гнев Божий? – Блудница в один час покаялась; разбойник на кресте, – в несколько минут. Езекия царь, только заплакал, когда пророк Исаия объявил ему смерть, и Бог через пророка прибавил ему 15 лет жизни. «Отчего ты такой белый и светлый вышел из церкви?» – спросил некий прозорливец одного человека, который входил в церковь – мрачный, черный, страшный, окруженный бесами? «Когда я вошел в церковь и услышал слова Божии, сказанные пророком Исаиею: омыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших, – тотчас решился более не грешить никогда». Не явственна ли из сего примера та непреложная истина, что совершенное покаяние состоит единственно в решимости – никогда более не грешить. И так, если вы, бр. хр., в эти дни решитесь никогда более не грешить, то и для вашего покаяния предостаточно предлежащих трех дней. А если вы говеете с мыслью – очистить грехи старые и приняться за новые грехи, то напрасно и говеете, не будет пользы от вашего покаяния; вы этим еще более навлечете на себя гнев Божий. Помните, что продолжительное время грехов, требует продолжительного времени покаяния.

Мария Египетская несла подвиги покаяния 38 лет, хотя быть может, грешила всего лет десять. Есть сосуды, которые можно обмыть одною водою, а есть столько не чистые, что нужно употребить для очищения их песок; а есть, наконец, настолько запущенные, что нужно огнем их выжигать. Так и грехи у нас есть такие, которые можно обмыть одними слезами, но есть и такие, против которых нужно употребить строгий и продолжительный пост. Наконец, – есть грехи, столько в душе укоренившиеся от времени, что для исцеления их нужны болезни, потери, лишения, смерть близких к сердцу и продолжительный огонь злостраданий, – полное распятие себя со страстями и похотями. Спросите: как и чем вылечить всецело предавшегося распутству, – закоренелого сребролюбца, – привычного вора, – пристрастившегося к роскоши, к щегольству? – Спросите, хр., свою совесть, обдумайте – свою жизнь: чем и как можно вылечить грехи ваши? Если вы решитесь никогда более не грешить, – конец: вы совершенно покаялись.

Бог да поможет вам. Аминь.


Источник: Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви свящ. Василия Бандакова. - 2-е изд., испр. - Таганрог : тип. П.С. Муссури, 1875. – 65, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle