Источник

Поучение об исповеди

Когда ты приступаешь к исповеди, то подумай: пред кем ты исповедуешь грехи свои? – Очевидно пред Богом. – Для чего? – Разве Бог не знает твоих грехов? Кто же может знать нас – наши мысли, слова и дела так, как знает их Бог, который, в самой глубокой тьме, видит все, как в ясный день? У Него очи тмами тем крат светлейшие солнца. Он видит все, что делается на земле, на небе и в аду, и везде во всех местах. Значит, Он знает и грехи наши все – и великие и малые, и явные и тайные. И если ты каешься пред Богом; в грехах мыслями и сердцем, – почему тебе не сказать этого на словах – пред духовником своим? Для чего? – Для того, чтобы был у тебя как на небе, так и на земле свидетель твоего покаяния, который знал бы, что ты действительно приносишь покаяние, и знал бы – в чем, именно, ты был грешен, и в чем каешься?

Поэтому не Богу надобно знать твои грехи, а духовнику твоему – священнику. В противном случае, кто откроет тебе волю Божию? Как ты узнаешь, что Бог простил тебя, если ты сам в своей душе, не видимо для других, станешь исповедоваться и каяться без свидетеля? Кто же другой, кроме священника, откроет тебе волю Божию, решение суда Божия, что грехи твои тебе прощаются? – Кто дал власть, великую власть и право говорить тебе: «прощает Бог твои грехи, и я прощаю, – разрешает Бог, и я разрешаю» Эта власть подлинно великая: ибо и Англам сия власть не дана: только Апостолам, а в лице их и их приемникам – священнослужителям дана эта власть; «елико аще свяжете на земли, будет связана на небесах, и еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесах».

Откуда же священнику знать: какие грехи можно прощать, и какие нельзя? Какие грехи тяжкие, какие легкие, какие смертные, какие не смертные? Все зависит от состояния кающегося грешника. Будь самый величайший грешник, – слезы его и истинное раскаяние все покажут, – он сам скажет: какая ему нужна епитимия, какие подвиги покаяния? – Разбойник Потермуфий в сем лет очистился так, что солнце однажды остановил и разные великие чудеса делал. – Ионафан разбойник в семь дней поста и слез омыл грехи свои. Один разбойник 12 лет пас стадо у священника и тело его сделалось, как каштановая кора, – не ходил, а ползал, ел пищу с псами, – сам себе назначив эту епитимию и был убит как зверь, проезжими купцами. Но после смерти тело его наполнило гроб благоуханием. Таисия блудница, в одну ночь чрезвычайного плача и рыдания, все грехи свои омыла; а Мария Египетская 38 лет жила в песках, как дикий зверь, и несла величайшие подвиги покаяния, – и уже могла по воздуху ходить и знала все Евангелие. Одно несчастье у нас – нынешних грешников: во-первых – у нас нет полной решимости оставить навсегда грехи свои, а во-вторых – все у нас покрывается лицемерием; мы стыдимся явно плакать, мы стыдимся всенародно исповедать грехи свои и всенародно нести покаяние, – стоять там за дверями церкви и плакать о грехах своих. Очевидно, этому препятствует ложный стыд, лицемерие, и то, что мы не хотим себя опорочить и опозорить. От того смерть застает многих в грехе, не готовыми к смерти. – Много ли между нами есть кающихся истинно, полно и совершенно? – Как вы думаете приступить к таинству покаяния – к исповеди? – Подумайте об этом и – приступайте… Аминь.


Источник: Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви свящ. Василия Бандакова. - 2-е изд., испр. - Таганрог : тип. П.С. Муссури, 1875. – 65, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle