Источник

Поучение 11-е

Влас главы вашея не погибнет (Лк. 21:18).

Итак, братия, чтобы не произошло с нами в жизни, какое бы событие ни случилось – счастливое или несчастливое, великое или малое, – мы должны помнить, что оно не бывает без воли Отца небесного. Несчастье, случившееся с Давидом – его падение – произошло не без воли Божией. Устроил сию хитрость дьявол, очевидно, с намерением погубить Урию, посмеяться над праведным Давидом; орудием для этого употребил женщину Вирсавию; но премудрость Божия все эти обстоятельства – и падение Давида, и смерть Урии и участь Вирсавии, – направила к наилучшему концу.

Давид был человек праведный и благочестивый. Без сомнения он никогда и не думал впасть в такое преступление. Таково сердце человека, особенно праведного. Он знает, что он любит Бога и Тот его любит; в точности же исполняя волю Божию, он, может быть, думает даже, что никогда не согрешит. Укрепленный в Боге несчастиями, гонениями и всякого рода бедствиями, Давид и не воображал, что может когда-либо поскользнутся на пути жизни сей. Но разве это не бывает и с каждым почти человеком? Услышав в юности о каких-либо пороках и страстях, не испытавши силы их на себе, не бывши с ними в борьбе, – мы удивляемся: как это люди впадают в то или другое преступление? Не испытав искушение в деньгах, мы изумляемся, слыша о жадности и скупости людей. Не быв опалены в ражженной пещи бесстыдной похоти, мы осуждаем тех, которые доводят себя до самой пагубной страсти. Не разумея пустоты тщеславия, мы удивляемся тем, которые гоняются за славою, чинами и наградами. Подвижник, не испытавший в себе искушения плотского, особенно какой-нибудь страсти, которую он в себе умертвил, – никак не может вообразить, чтоб с этой стороны дьявол напал на него. Потому то и величайшие праведники, под старость глубоких лет, иногда дивным образом падают. Так пал и Давид. Есть очи, есть слух, есть вещи, через которые чаще всего дьявол возжигает страсти в сердце человека. Давид через очи соблазнился Вирсавиею, дьявол возжег в сердце его непреодолимую страсть. Отврати очи Давид от Вирсавии, не было бы падения; но Давид не поберегся, не ожидал с этой стороны нападения от дьявола, понадеялся на себя. Бог попустил дьяволу искусить Давида, как праведного Иова. Такое падение научило его глубокому смирению и покаянию пред Богом и открыло в нем всю слабость его души! Может быть, стол царский, излишество в пище и питии омрачили в тот день более обыкновенного ум Давида, и он не в состоянии был воздержаться. Падший, но восставший Давид стал любезнее Богу, более привязался к Нему, – на опыте познав, что без ограждения и помощи благодати Божией и величайший праведник может глубоко пасть. Дьявол ничего не выиграл в падении Давида, потому что Давид покаялся; а дьявол думал, что Давид впадет в отчаяние, оскорбив столько Бога. Совершивши убийство, будучи за это правосудно наказан Богом, Давид глубоко смирился и смирением сим возвратил к себе с избытком любовь Божию. Итак, Давид выиграл, а дьявол проиграл. Что выиграл дьявол, погубив доброго Урию? Ему завидна была добродетель Урии; ему досадно было, что этот человек был своею супругою Вирсавиею, и, несмотря на свою бедность, был весьма добр: « Как бы лишить его сего счастья?» – Он внушил Давиду погубить Урию. Что же Бог устроил из смерти Урии? Дьявол лишил Урию земного счастья, за то доставил случай получить блага небесные, – Урия стал мучеником и получил мученический венец. Вирсавия, по видимому, одна более всех согрешила; одна более всех казалась виновной; и вот дьявол избрал ее, как Еву против Адама, орудием к соблазну Давида; но и она покаялась и не лишилась милости Божией. Её грех вменился царю-соблазнителю, так как она не могла свободно располагать собою, ибо была его подданная, раба. За свои добродетели, за прекрасные качества души, она сделалась матерью мудрейшего и необходимейшего в те времена человека – матерью Соломона. Бедность была школою для ее смирения и всех добродетелей. В этой школе она воспиталась, чтоб быть матерью Соломона, того, который удостоен высочайшей от Бога мудрости. Мало сего: она сделалась праматерью Спасителя.

Видите, христиане, какие козни строит против людей дьявол, и как Господь обращает их ко благу человека? Что же? неужели станем грешить для того, чтобы Господь обращал все к нашему благу? Нисколько: Давид, Урия и Вирсавия были добродетельны, и Господь не допустил дьявола окончательно погубить их. Мы люди грешные, и каждый великий грех наш, содеянный нами, скорее ведет нас к отчаянью, чем к покаянию. Кто редко согрешает, тот глубоко и скоро раскаивается; а человек, а человек погрязший в болоте многих грехов, с течением времени – делается бесчувственнее , нераскаяннее, отчаяннее. Первое мы видим в лице Давида. Лишь только пророк обличил его в преступлении, Давид тотчас предался самому глубокому, горькому, чрезвычайному покаянию. Второе, – на самих себе видим. Сколько мы грешим, сколько совершаем тяжких преступлений; однако, не каемся, а стараемся скрывать свои пороки от людей, не стыдимся своего безобразия, не считаем нужным каяться, – каяться чистосердечно, искренно. Мы тяжко оскорбляем Бога тем, что признаем достаточным для покаяния одних слов, временное посещение церкви, холодное и бесчувственное признание во грехах. Нас даже сама смерть не страшит, ни суд Божий, ни геенна. Мы отлагаем свое покаяние до старости лет. Станем же каяться заблаговременно; воспользуемся же примером Давида, образом его покаяния, чтобы и нам получить прощение в грехах наших, чтобы и наши души Господь помиловал, чтобы и нам получить царствие небесное со всеми святыми! Аминь.

Боголюбезные отцы и братия, поминайте мое недостоинство в Ваших святых молитвах.

Протоиерей Василий Бандаков


Источник: Поучения на 50-й псалом царя и пророка Давида, составленные протоиреем В.А. Бандаковым. – Изд. 4-е, испр. – Москва : Изд. книгопрод. А.Д. Ступина, 1902. – 47 с.

Комментарии для сайта Cackle