Источник

Поучение 10-е

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благо – волиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы.

Братия! Такими словами оканчивает Давид свою покаянную молитву! Самое сердце его сказало ему, что он помилован и прощен. Но он вспомнил еще об Иерусалиме, который намеривался строить; поэтому решился наконец просить Господа, дабы Он явил благодеяние горе его Сионской и граду Иерусалиму. По благоволению Твоему, Господи, яви благодеяние Сиону, воздвигни стены Иерусалима. Он как бы так говорит: «хотя я и нарушил закон Твой святой, оскорбил Тебя своим беззаконием; однако Ты, о Боже, чрез грехи мои не лишай Своей милости гору Сион, которую я избрал в наследие себе и во славу имени Твоего. Если я не достоин по моим грехам воздвигнуть Тебе храм, то есть мудрейший меня и сильнейший: – сын мой премудрый совершит это великое дело. Ах! на этой горе некогда будет принесена всемирная Жертва, на оной пострадает некогда Искупитель всего мира. Я верую, что это так будет. Поэтому, молю Тебя, – покровительствуй сей святой горе: будь Сам ее стражем и хранителем, воздвигни стены сего нового Иерусалима, который будет жилищем царей и владык земных, который соделается материю всех городов, который послужит великим рассадником христианской веры, источником благодати, местом великих Твоих дел. Тогда Ты возлюбишь жертву правды, – возношение и всесожжение, которые будут приносимы великим народом Твоим, народом избранным Тобою; тогда возложит на жертвенник Твой бесчисленных тельцов, – и Тебе приятна будет сия жертва, особенно приятен будет Тебе тот Агнец Божий, Который имеет быть принесен в жертву, и возьмет на Себя грехи всего мира.» Сими, почти сими словами и чувствованиями оканчивается та дивная молитва покаянная, которою Давид умилостивил Бога Творца своего. Сия молитва есть та чудная лествица, по ступеням которой Давид из глубины адовы взошел опять на высоту добродетелей. Повторим же: какие ступени на сей чудной лествице?! Ибо, кто из нас не пожелал бы принести истинное покаяние? Кто не захотел бы подняться из тины грехов на высоту добродетелей? Посмотрите, посмотрите еще раз на сию лествицу, на сии ступени, как бы так молился Давид: «Помилуй меня, Боже, потому, что я знаю мои преступления и вижу грех мой. Помилуй меня потому, что я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Помилуй меня потому, что Ты любишь истину. Помилуй меня потому, что это Тебе легко сделать, – скажи слово – и я чист. – Помилуй меня, обрадуй меня, отврати лице Твое от грехов моих, – сотвори во мне сердце чистое и пересоздай дух мой. Помилуй меня, пощади меня, не отринь меня. Избавь меня от крови – и раскрой чрез это уста мои, чтобы я имел право учить других и приносить Тебе чистейшие жертвы. Помилуй и гору Сион и град Иерусалим и все царство мое.» Вот краткое изложение той пламенной молитвы, которая излита во время покаяния и сокрушения Давида о грехах его. Семь дней – день и ночь – вопиял Давид ко Господу словами молитвы сей, и Господь услышал вопль души его. Он узнал о смерти младенца, – и прекратил свой плач, сбросил с себя рубище, отряс пепел, которым посыпал главу свою, успокоился душою, облекся опять в ризу царскую и стал подкреплять себя пищею. Он вымолил себе право на жизнь, и временную и вечную, ему уже обещанную через пророка; но не вымолил продолжение жизни младенцу, в беззаконии рожденному. Как бы так сказал Давид в свое утешение: «мертвому младенцу уже не возвращаться ко мне; а скорее придется мне к нему отойти». Исполнилось слово пророка. Покаяние Давида спасло его самого от преждевременной смерти; но не переменило определения Божия. Если бы он прежде времени, тотчас после греха, покаялся, то приговор был бы или отменен, или смягчен; но как он не сам раскаялся, а его побудил к раскаянию Сам Бог чрез пророка, то определение Божие осталось неизменным. Чем согрешил Давид, тем самым и наказан: Давид впал в грех прелюбодеяния, – вскоре и сын его Амнон впал в тот же грех с родившеюся от Давида сестрою. Давид убил Урию, – Авессалом, сын его, убил брата своего Амнона. Но этого мало: Авессалом воцарился в Хевроне, заставил отца своего Давида спасаться бегством по пустыням, и чрез то допустил Семею, Саулову родственнику, бросать в Давида камнями. Авессалом обесчестил потом в Иерусалиме пред очами народа всех жен отца своего. Давид принужден был вести войну с этим неблагодарным сыном и допустил убить его на сражении. Потом увидел бунт своих подданных и междоусобную их войну, – и не остался в покое. – Господь предложил ему на выбор три наказания: или трехлетний голод, или трехмесячную – несчастную войну, или три дня смертности. Давид избрал последнее: и Ангел Божий пред его очами убил 75 тысяч его поданных. Видите, братия, какие последствия влечет за собою грех, и как строго выполняется приговор, изреченный Богом! Из сказанной истории о бедствиях Давида вытекают следующие мысли, которые мы твердо должны помнить: 1) Если ты согрешил, то не медли принести Богу чистосердечное раскаяние, дабы Господь прежде времени не изрек наказание за твой грех, которое, по правосудию своему, скоро или не скоро, но непременно исполнит; 2) сколько Господь милосерд, столько же и правосуден: помилует тебя, если ты достоин милости; помилует тебя, если ты успеешь испросить у Него прощение; помилует, если покаяние твое и исправление достойно Его милости; а если ты согрешил и не каешься, или откладываешь покаяние, то ты непременно будешь наказан. 3) Чем ты согрешил, тем и будешь наказан: кровь за кровь, прелюбодеяние за прелюбодеяние. Чрез деньги грешишь – деньги будут твоею казнью; пьянством – пьянство убьет тебя; гордостью – гордость и накажет тебя; осуждением – осуждение постигнет тебя… 4) Из примера этого видим, что наказание от царя переходит на подданных, от отца – на детей, от господина – на его рабов и прочее. 5) Наконец, из сей же истории усматриваем, что, чем достоинство человека в обществе важнее, выше и достопочтеннее, или чем человек сильнее, умнее и известнее добродетелями – среди семейства или общества; чем любезнее Богу, большими почтен от Бога достоинствами, и чем большими награжден от Бога милостями и щедротами: тем величайшие посылаются на него от Бога наказания, тем строже и правосуднее выполняются над ним приговоры, точнее совершаются суды Божии.

Семьдесят пять тысяч подданных падают под ударами меча Ангела Божия, – любимейший сын поднял войну против отца кротчайшего, добрейшего, смиреннейшего, мудрейшего, чадолюбивейшего и благочестивейшего! Видите, братия, что значит согрешать пред Богом, что значит не во время покаяться, что значит оскорбить милосердного и правосудного Бога. Помня все это, не будем, братия, отлагать до дальнейшего времени нашего покаяния; а станем каяться так, как Давид каялся, ожидая со дня на день правосудного наказания за содеянные нами грехи наши. Аминь.


Источник: Поучения на 50-й псалом царя и пророка Давида, составленные протоиреем В.А. Бандаковым. – Изд. 4-е, испр. – Москва : Изд. книгопрод. А.Д. Ступина, 1902. – 47 с.

Комментарии для сайта Cackle