Источник

Глава 2. СУЩНОСТЬ МОЛИТВЫ И МНОГООБРАЗИЕ ЕЕ ВИДОВ

2.1. Определения, данные молитве святыми отцами

Определения понятия молитвы даются на страницах «Добротолюбия» неоднократно. Можно насчитать свыше ста различных названий и сравнений, прилагаемых к молитве. Наиболее широкое определение молитвы дает святой Исаак Сирианин. «Надлежит знать нам, – пишет он, – что всякая беседа к Богу, всякое размышление о духовном установляется молитвою и нарицается именем молитвы и под сим именем сводится воедино, – будешь ли разуметь различные чтения, или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение, или все прочее, из чего составляется весь чин подлинной молитвы»11. Таким образом, всякое возношение ума к Богу, всякую мысль о Боге, проявляются ли они во вне или нет, святой Исаак именует молитвою.

Беседою с Богом12, беседою ко Господу13 называет молитву также и преподобный Нил Синайский, святой Феодор Эдесский, Феолипт, митрополит Филадельфийский, святой Григорий Синаит и святой Григорий Палама. Святой Феодор Эдесский, святые Каллист патриарх и инок Игнатий молитву называют царицей добродетелей14. Святой Феодор Студит сравнивает ее с мечом15, необходимым для борьбы с врагами спасения человека, а также называет ее напутствием в вечную жизнь»16. Святой Исаак Сирианин характеризует молитву еще как «прибежище ищущим помощи, источник спасения, сокровище упования, пристань, спасающая от треволнения, опора немощным, покров во время искушений, щит избавления в брани, стрела, изощренная на врагов»17. По словам святых Каллиста патриарха и инока Игнатия молитва есть «начало всякого боголюбезного действования»18 и «пища, душу укрепляющая»19. Наконец, святой Григорий Синаит, называя молитву «Евангелием Божиим... символом святости, познанием Бога... обручением Духа Святого... печатью Христовою... благодатию Божией... Божиим явлением»20, заключает, что молитва есть Бог, действующий все во всех»21. Последнее определение, будучи синтезом всех остальных, показывает, насколько всеобъемлющей является молитва по своему существу и силе в представлении подвижников.

2.2. Божественное установление молитвы

Говоря о молитве, что она есть «глава всякого дела»22, святой Симеон, архиепископ Солунский, указывает также, что она «есть от Бога преподанное нам дело»23. О божественном установлении молитвы свидетельствуют и другие писатели. Так, святые Марк Подвижник24, Каллист патриарх и инок Игнатий25 говорят, что молитва есть заповедь. Святой Исаак Сирианин приводит слова Господа, призывающего к молитве: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф.26:41) и слова апостола Павла: «Молитесь – будьте не ленивы, во всякое время бодрствующе... и молящеся» (Кол.4:2–3).26. Далее он говорит, что Иисус Христос к большей рачительности подвиг нас притчею о друге, просившем неотступно ночью о хлебе27. Каллист патриарх и инок Игнатий указывают28 на ряд выдержек из слова Божия, где говорится о молитве как о заповеди Господней: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю...» (Ин.14:14); «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин.16:24). и т. д. Подобно этому и Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что Господь Своими словами «научает нас внутренней молитве, вниманию ума и молитве непрестанной»29.

По объяснению святого Феолипта, митрополита Филадельфийского, первая и главная заповедь о любви к Богу исполняется человеком тогда, «когда ум, слово и дух (сердце) припадают к Богу, первый – вниманием, второе – призванием, третий – умилением; тогда весь внутренний человек службу совершает Богу, как заповедует и Господь: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» (Лк.10:27) и прочее». Таким образом, осуществление этой главнейшей заповеди достигается при призывании Бога умом, устами и сердцем. Но призывание Бога не должно обязательно всегда заключаться в указанных трех видах. Часто бывает, что один из них заменяется другим, и все они равносильны искреннему мысленному возношению молитвы к Богу. «Если во время псалмопения или когда бываешь с людьми, – говорят святые Варсануфий и Иоанн, – случится тебе призвать Бога, – не подумай, будто без устного произношения ты не призываешь Его, но помни, что Он Сердцеведец и взирает на сердце, и призывай Его в сердце твоем. Это и есть сказанное в Писании: «Затвори дверь твою и помолись Отцу твоему... втайне» (Мф.6:6).

Если же и не произнесешь в сердце имени Божия, а только вспомнишь о Боге, то это еще скорее призывания, – и достаточно в помощь тебе»30.

2.3. Многообразие видов молитвы

Но, несмотря на то что молитва, разно творимая, может быть одинаково услышанной, все же она различается по степени совершенства, по своим качествам. Начиная с обыкновенной, общедоступной, молитва имеет несколько видов и, постепенно совершенствуясь, завершается «умной молитвой» в ее высших состояниях, когда человек «вкусит и чувством ощутит, яко благ Господь, и усладится тем»31. Этого возвышеннейшего состояния должны искать люди, по словам святого Кассиана Римлянина, как заповеданного и внушаемого нам молитвою Господнею «Отче наш»32.

«Много есть образов молитвы, – говорит святой Марк Подвижник, – один от другого отличных... ни один образ молитвы не бывает вреден, кроме того, что не есть молитва, но делание сатанинское»33. Вот об этом разнообразии молитвы, о разных видах и качествах ее и трактуют обстоятельно подвижники на страницах «Добротолюбия»34.

Прежде всего следует отметить, что всех видов молитвы так много, что их, как говорит святой Кассиан Римлянин, без «особенного сокрушения сердца, чистоты души и просвещения от Духа Святого невозможно обнять. Их столько, сколько в одной душе, или во всех душах может порождаться разных состояний и настроений»35.

Далее святой Кассиан говорит, что «никем не могут быть воссылаемы всегда однообразные молитвы», ибо они зависят от состояния ума, в котором он или случайно находится, или в зависимости от своего духовного роста36.

Затем святой отец перечисляет различные состояния духа, вызывающие молитву и соответствующие ей. «Всякий иначе молится, – свидетельствует он, – когда весел; иначе, когда обременен печалью или нечаянием; иначе, когда процветает в духовных преуспеяниях; иначе, когда угнетается множеством вражеских нападений; иначе, когда испрашивает отпущение грехов; иначе, когда молит о приращении благодати, или о стяжании какой-либо добродетели, или о погашении какой-либо страсти; иначе, когда поражен бывает страхом при размышлении о геенне и будущем Суде; иначе, когда воспламеняется надеждою и желанием будущих благ; иначе, когда бывает в нуждах и опасностях; иначе, когда наслаждается безопасностью и миром; иначе, когда осиявается откровениями небесных тайн, и иначе, когда скорбит о бесплодии в добродетелях и сухости чувств»37.

Самый простой, элементарный, вид молитвы – это молитвенное размышление, о чем говорит святой Исаак, называя его попечением ума о Боге и размышлением о духовном38. Подобного рода движение ума нельзя, конечно, назвать молитвою в собственном смысле. Таковою его можно назвать, лишь имея в виду широкое определение молитвы, данное святым Исааком.

К молитвенному размышлению призывает и святой Григорий Синаит: «Когда ум изнеможет от взывания к Богу, не чувствуя между тем теплоты, или возвеселения, тогда... займись размышлением о каком-либо слове Писания (и вообще богомыслием) или в размышления о смерти погрузись»39. Это же советует и святой Каллист Тиликуда, предлагая ум возбуждать к деятельности и сердце располагать прилепляться к Богу путем размышления о прочитанном из Писаний и о дивных вещах, видимых в творении40.

2.4. Общедоступная молитва устами

Молитвою в собственном смысле называется, прежде всего, молитва обыкновенная, состоящая в чтении определенных молитвословий по книге или наизусть, причем это сопровождается поклонами и крестным знамением. Эта молитва знакома всем христианам, ибо она и является исходным началом духовно-нравственной жизни всякого человека. С этой молитвы начинают люди свой молитвенный подвиг. Она еще далека от совершенства, часто прерывается посторонними мыслями и разнообразными мечтаниями. Преподобный Филофей Синайский говорит, что душа, «как стеною будучи ограждена и окружена духами злобы, связуется узами мрака, и по причине того... не может молиться как следовало бы»41.

Когда же человек освобождается, до некоторой степени, от одолевающих его помыслов во время молитвы, то он восходит на высшую ступень общедоступной молитвы. Признаком таковой являются чувства умиления, духовной радости и веселия. «Святое имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, – говорит преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, – чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия»42. Святые Варсануфий и Иоанн указывают на умиление как на результат молитвы без помыслов, молитвы внимательной: «Умиление приходит, – говорят они, – когда кто возбуждает ум свой ко вниманию произносимых им слов и восприемлет в свою душу силу, заключающуюся в них»43.

На этих разновидностях молитвы, на ее первой ступени, следует остановиться подробнее, вследствие ее распространенности и общедоступности для верующих.

* * *

11

Т. 2. С. 671.

12

Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский).

13

Т. 5. С. 168 (св. Феолипт, митр. Филадельфийский).

14

С. 345 (свв. Каллист и Игнатий).

15

Т. 4. С. 169.

16

Т. 4. С. 610.

17

Т. 2. С. 724.

18

Т. 5. С. 311.

19

Т. 5. С. 343–344.

20

Т. 5. С. 205.

21

Там же.

22

Т. 5. С. 440

23

Там же.

24

Т. 1. С. 486.

25

Т. 5. С. 343.

26

Т. 5. С. 443.

27

См.: (Лк.11:5–8). Т. 2. С. 677.

28

Т. 5. С. 312–313.

29

Т. 5. С. 443.

30

Т. 2. С. 584.

31

Т. 5. С. 467 (прп. Симеон Новый Богослов).

32

(Мф.6:9–13). Т. 2. С. 134.

33

Т. 1. С. 522.

34

Т. 1. С. 504. Т. 2. С. 137. Т. 3. С. 178; 435–436. Т. 5. С. 228, 377, 387, 388, 389 и др.

35

Т. 2. С. 133.

36

Там же.

37

Т. 2. С. 133–134.

38

Т. 2. С. 671.

39

Т. 5. С. 232.

40

Т. 5. С. 431.

41

Т. 3. С. 410.

42

Т. 2. С. 167.

43

Т. 2. С. 584.


Источник: Учение о молитве по Добротолюбию / Игумен Варсонофий (В. С. Веревкин). - Ярославль ; Рыбинск : Рыб. Дом печати, 2002. – 254 с. ISBN 5-88697-083-5

Комментарии для сайта Cackle