«Симфония по творениям преподобных Варсонофия Великого и Иоанна» – это тематический указатель, составленный на основе ответов двух выдающихся духовных наставников VI века, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Сборник представляет собой компиляцию из сочинения «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) или «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας).
Симфония охватывает широкий спектр вопросов, важных для христианской жизни. В ней затрагиваются такие темы как:
- основы духовной жизни (вера, надежда, любовь, покаяние, смирение, послушание, молитва, чтение Священного Писания, борьба со страстями);
- монашеское жительство (послушание старцу, внутреннее делание, отсечение своей воли, борьба с помыслами, отношения в братии);
- отношения с миром (отношение к богатству и бедности, к власти, к ближним, к врагам, к искушениям);
- нравственные вопросы (справедливость, честность, милосердие, прощение, терпение, осуждение);
- догматические вопросы (вопросы вероучения, понимание Священного Писания, толкование различных мест Писания);
- духовные состояния (уныние, страх, гордость, тщеславие, гнев, зависть, похоть, печаль), и др.
Любовь
Вопрос 336. Другой брат вопросил того же старца: поскольку Господь дал заповедь любить ближнего, как самого себя, и сочувствовать ему в радости и печали, как члену собственного своего тела, а видящий его в убожестве и презревший нарушил бы любовь, хотя бы сам имел лишь одно необходимое, для себя самого недостаточное, то скажи мне, отец мой, в чём оказывается любовь?
Ответ прп. Иоанна. Любовь к ближнему проявляется во многих видах, и не одним только подаянием. Так, например: когда ты пойдешь куда-нибудь с ближним и видишь, что помысл твой желает, чтобы тебя почтили более собрата, а не желаешь преимущественно, чтобы он был почтен наравне с тобою, тогда ты не любишь его, как самого себя, ибо Апостол говорит: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2, 3). Когда есть у тебя что-нибудь снедное и видишь, что помысл твой внушает тебе съесть наедине по прихоти, без нужды, тогда ты не любишь ближнего, как самого себя. Когда имеешь что-нибудь необходимое, едва достаточное лишь для одного тебя, и не поделишься с ближним, и тогда ты не любишь его, как самого себя. Ежели захотим в сем случае исполнить слово Писания, оно не защитит нас, ибо это написано не об одном каком-либо человеке, а каждый человек называется нашим ближним. Как же можно исполнить то относительно всех людей, не имея что подáть всем? А равно желать любить ближнего, как самого себя, значит еще и следующее: когда случится потерпеть какой-нибудь убыток и видишь, что помысл твой услаждается тем, что ближний потерпел убыток несравненно больший, чем ты, тогда ты не любишь его, как самого себя. Также когда видишь, что его хвалят, и не сорадуешься ему, потому что тебя не похвалили с ним вместе, и не мыслишь, как бы должно было, что похвала брата моего относится также и ко мне, ибо он один из членов моих, – то и в сем случае не постарался ты возлюбить его, как самого себя, – так же и во всём остальном. Любить ближнего, как самого себя, – значит также и то, что ежели услышишь нечто от отцов о пути Божием и брат твой спросит тебя о сем, – не скрыть от него полезное по зависти. Но, зная, что он брат тебе, скажи ему со страхом Божиим, что ты слышал, и притом не считай себя учителем, потому что это неполезно тебе.
