Милостыня
Вопрос 593. Как должны мы оказывать страннолюбие и исполнять заповедь о нищих? И должны ли мы всех приходящих немедленно принимать? А так как часто беспокоят нас просьбами об одежде, то, если она бывает у нас в излишестве, следует ли давать ее и кому именно?
Ответ. Оказывать страннолюбие и исполнять заповедь о нищих вы должны по силе своей, соразмеряя сие с делом терпения. Если будете иметь в руках и излишек, то и тогда раздавайте соразмерно, чтобы сие не обратилось в постоянный обычай приходящим. Иначе, когда и случится у вас самих оскудение, нуждающийся опять станет искать того же, что получил прежде. Потому тщательно узнавайте, по какой причине просит приходящий. Если это будет и вор, то, как сказали отцы, дайте ему в благословение хлеб и отпустите. А как есть и такие, которые приходят сюда лишь отягощать вас, то не давайте им повода к дерзости, ибо они приходят отягощать вас из скупости, не имея действительной нужды. Одежды же не давайте никому без рассмотрения, исключая того, когда нуждающийся будет человек весьма богобоязненный и стыдится просить. Разузнав истину, если окажется, что он совершенно нестяжателен и просит Бога ради, а не по невоздержанию, окажите ему сострадание.
Вопрос 623. Некоторый христолюбивый муж вопросил другого старца, Иоанна, говоря: отец мой, я думаю сделать благотворение из моего имения и прошу тебя, скажи мне, что полезнее, дабы я мог с радостию возвратиться в дом мой: делать ли (сие благотворение) понемногу, или в один раз?
Ответ. Брат! Хотя я не могу отвечать тебе как должно, но Писание вразумляет тебя, говоря: «Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе». ["Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день».] (Притч. 3, 28). Но меры добродетели различны, и каждый делает по своей мере: один человек немного может дать из своего дохода, другой дает десятую часть имения своего, иной четвертую, другой третью часть, а иной половину – каждый по своей мере.
Желающий же прийти в совершенную меру да не вопрошает меня последнейшего, но Учителя и Врача душ наших Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Да укрепит же мысль твою воспоминание о пришествии смерти, которая не известна никому из людей. Постараемся делать добро, прежде нежели перейдем из этой жизни, ибо не знаем, в какой день будем позваны, чтобы не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога с пятью юродивыми девами, которые взяли светильники, но не взяли елея в сосудах своих. Постараемся сделать по силе нашей, сколько позволит немощь наша, и благий всех Владыка введет нас с мудрыми девами в чертог Свой, в радость неизглаголанную со Христом. Аминь.
Вопрос 626. Некоторый христолюбивый муж вопросил того же старца, говоря: «Если кто-нибудь просит у другого милостыни, а тому нечего дать, должен ли он взять взаймы и дать просящему?»
Ответ. Когда кто-нибудь просит другого подáть ему то, чего и сей не имеет, то он не будет осужден, если не подаст ему, потому что и апостол Петр, когда хромой просил у него милостыни, сказал: «серебра и золота нет у меня» (Деян. 3, 6), и не взял взаймы, чтобы подáть ему. Также, если и кто имеет только необходимо нужное для него самого́, то и сего не должен издерживать на милостыню, как случится, чтобы после, при собственном недостатке, не стал он скорбеть, не в силах будучи понести скудости. А когда просящий будет докучать ему и он скажет: «Прости меня, мне нечего дать тебе», – то это не будет ложь, потому что тот, у кого есть только необходимо нужное для него самого́, не имеет, что дать другому. Пусть он скажет просящему: «Прости меня, я имею только то, что необходимо нужно мне самому́». Вспомни пять дев, которые, когда другие просили их дать им елея для светильников, отвечали им: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас» (Мф. 25, 9). И апостол Павел пишет к Коринфянам: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка» (2Кор. 8, 14), и «не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть» (2Кор. 8, 13).
Вопрос 627. Поясни мне, отец мой, сказанное тобою: кто имеет только необходимо нужное для него самого́, тот не должен сего издерживать на милостыню, как случится, чтобы после не скорбеть. Как же скорбеть кому-либо о том, что он сделал по своей доброй воле?
Ответ. Всё до́лжно делать с рассуждением, а умерять себя есть дело рассуждения, и сие утверждает помысл, чтобы не смущаться впоследствии. Делать же сверх силы милостыню или что-либо другое – нерассудительно, потому что приводит впоследствии делающего к смущению, унынию и ропоту. Хорошо и весьма хорошо, подобно евангельской вдовице, подавать нуждающемуся, и в сем нет ничего худого; но если человек благо делает сверх силы, то он не может понести сего. Да и Бог требует того, что по силе человеку.
Вопрос 628. Если же кто-нибудь богат и имеет более, чем ему надобно, не имеет ли и он нужды в подобном рассуждении? Ибо и ему должно делать добро по силе своей.
Ответ. Да, и он имеет нужду в рассудительности, чтобы не следовать сверх силы своему помыслу и после не раскаиваться в том, что сделал. Потому и Павел сказал: «уделяй по расположению сéрдца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9, 7). Ибо совершенное прилично совершенным, недостаточное же – недостаточным. Совершенный и нищету претерпевает доблестно, и о богатстве нерадит, и всё переносит без смущения, по слову Апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13), и: «для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14), и проч.
Вопрос 629. А тому, кто сначала неусерден на подаяние, что нужно делать, чтобы навыкнуть подавать?
Ответ. Он должен напоминать самому́ себе воздаяние, обещанное за то Богом, и начинать с самых последних вещей, всегда вразумляя себя, что подающий мало – мало и получает, а подающий много – и сам много получает, по сказанному: «кто сеет скупо, тот скупо пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9, 6). И так мало-помалу в нём будет усиливаться желание получить воздаяние за многое, и он будет всегда успевать в сей добродетели. Он может достигнуть той меры совершенства, чтобы обнажиться от земных вещей и быть духом с небесными.
Вопрос 630. Если кто, увлекшись безрассудно, издержит на благотворение и то, что ему самому́ нужно, и после раскается, то как ему утешать себя, чтобы не поглотила его диавольская скорбь?
Ответ. Прежде всего да укорит он себя за нерассудительность, и да воззовет помысл свой из печали, говоря: «Так как это издержано на доброе дело, то Человеколюбивый Бог силен помиловать меня и устроить по воле Своей».
Вопрос 631. Если придут два нищих, и я не могу подáть обоим, то которого из них предпочесть?
Ответ. Должно предпочесть того, который более немощен.
632. Когда я хочу подáть, а помысл наводит мне сомнение, чтобы не давать, то как поступить в сем случае?
Ответ. Испытай свой помысл, и если найдешь, что он делает так по скупости, то дай и еще несколько более того, чтобы дать, например, одну медную монету, и это вменится тебе в милостыню.
Вопрос 633. Скажи мне, господин авва, каким образом тот, которому нечего подавать, может сделаться участником благословения, обещанного Спасителем тем, которые будут одесную Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть» (Мф. 25, 34–35) и проч.
Ответ. Брат! У апостолов не было имений, но разве они не будут участниками сего благословения? Есть различные степени, и Бог говорил каждому сообразно его степени; ибо в блаженствах Он показал нам различие спасающихся. От чувственного можно заключать и о духовном. Предположи, что человек имеет плоды и продает их за мелкую монету [ολοκοτίνιον], а другой имеет различные вещи и продает их за ту же монету. И с ремесленниками бывает то же: один из них плотник и получает динарий [κεράτιον] в день, другой каменщик и получает также динарий: иной занимается другим ремеслом и получает ту же плату. Ремёсла различны, и плоды также различны, а цена и плата одни и те же. Примени сие и к спасению души. Тем, которые имеют деньги или вещи и нетщеславно раздают их нищим, сказано будет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34–35) и проч.
Рассмотри и прочие блаженства и найдешь в них большое различие, но одно и то же спасение души и одно Царство. Ибо сказано: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3), и еще: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (ст. 10). И другие блаженные, различные между собой, не чужды того же Царства Небесного.
Итак, если не можешь подавать милостыни, то будь нищ духом, чтобы наследовать со святыми Царство Небесное. Плачь о грехах твоих в сем мире, чтобы утешиться с плачущими, упоминаемыми в Евангелии. Приобрети кротость, чтобы наследовать землю. Взалчи и возжажди правды, чтобы насытиться оною. Будь чист сердцем, чтобы узреть Бога в славе Его. Будь миротворцем своего сéрдца, чтобы наречься сыном Божиим.
При благих делах будь готов правды ради потерпеть изгнание из града в град, то есть из лукавого помысла диавольского в благий помысл Божий, чтобы возвеселиться в наследии Царства Небесного. Претерпи ради Господа поношение, гонение и ложные злословия, чтобы возвеселиться в радости, получив многую мзду на небесах.
Вопрос 642. Случается, что бывают у меня две вещи: одна получше, а другая похуже, например вино или хлеб, и помысл говорит мне, чтобы лучшую дать нищим; но я недоумеваю, так ли сделать, то есть дать ли им лучшее, а себе оставить худшее? Когда же приходят ко мне Отцы, то думаю, что до́лжно предпочесть их нищим и, сколько могу, успокоить их. Хорошо ли я думаю, или нет?
Ответ. О нищих скажу тебе: если мы не достигли того, чтобы считать всех их равными и любить ближнего, как самих себя, то, зная свою немощь, сделай, что можешь, и дай им то, что менее ценно. Что же касается до приходящих Отцов, то их до́лжно предпочитать, потому что они рабы Божии, как сказано в Писании: «отдавайте всякому должное... кому честь, честь» (Рим. 13, 7); ибо Господь предпочел их.