Источник

Вопрос 392. Когда же бывает приличное время, чтобы принимать в ум память о Боге, и память страха Его, дабы умиляться от них на исправление согрешений?   

Ответ. Огонь по естеству своему горяч, и кто желает употреблять его, не имеет его разведенным постоянно, но предпочитает держать сокрытым для того, чтобы, когда пожелает, мог развести его и согреться. Так надобно поступать и в упомянутом случае; ибо в нас входят побуждения и со стороны врага, и он всевает их безвременно, предлагая под видом страха Божия и желая чрез то или вовлечь кого-нибудь в печаль, или смутить ум его, под предлогом предстоящего ему занятия, не заботящийся о том, чтобы рассудить, каков его помысл. Такую же хитрость употребляют и скрадывающие домы человеческие. Если они не заметят прежде, что живущие в них оставили осторожность, то не могут обокрасть их. Вспоминай же всегда Екклезиаста, который сказал: «время всяцей вещи» (Еккл. 3:1), и говори себе: сделаю теперь со страхом Божиим то, что предстоит мне, и тогда, освободившись от дела, займусь твоим93 счетом, и сделаю это не своею премудростью, а силою Бога нашего, испытующего сердца и утробы. Временем же, приличным для испытания помыслов, пусть будут для тебя утренние и вечерние часы, в которые вопрошай себя: как я провел ночь или день? И если усмотришь какое-либо согрешение, постарайся исправиться при помощи Христа.

* * *

93

Речь обращена к тому всеянному врагом помыслу, о котором сказано выше в сем же ответе.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle