Источник

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ на первое Послание к Тимофею (4 гл)

Святая мать наша Церковь в настоящий день в апостольском чтении в назидание и утешение влагает в душу каждого из нас мысли, чувствования и благопожелания, которыми наставлял св. ап. Павел своего любимого друга, сына и ученика. Представим себя в положении людей, ожидающих изменения к лучшему в своей судьбе посредством участия уважаемого и любимого человека. Слова этого человека для нас дороже золота и почестей; они ценны как праздник, освящающий рабочие будни, как свет, прогоняющий тьму, как указание пути заблудившемуся среди густого леса и топких болот. От этого человека, проводника и руководителя, мы получили письмо. В нем – ответ на самые задушевные, волнующие вопросы. И святая мать наша Церковь каждому из нас ныне вручает такие драгоценные строки. Каждый из нас получил письмо. Каждый из нас будет очень рад и успокоен, если вникнет в содержание написанного. С этого св. места, согласно толкованию Св. Отцов, я прочту несколько таких писем, заключающих ответы на наши недоумения.

1. Многие жалуются на то, что они не могут совместить дух благочестия с условиями настоящей жизни. Будто бы благочестие – одна сторона, а текущие годы жизни – другая. Будто бы, стремясь за приобретением благочестия, нужно отказаться от счастья настоящей жизни. Но вот наш отец и наставник, брат и друг разрешает наше недоумение. Он – величайший из святых христиан – пишет в своем послании: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо... благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим. 4:7, 8).

Отвращайся тех, кто думает, что благочестие лишает своих последователей счастья настоящей земной жизни, ибо они превратно понимают счастье и в то же время не понимают своих истинных потребностей и своего назначения на земле. Благочестие и счастье идут рука в руку, они дружны и одно другому приятны. Благочестивые люди, со дня на день возрастая в духовной жизни, наслаждаются истинным миром своей совести.

Что может сравниться с ясным, мирным настроением души благочестивого человека? Вот отец и мать, в поте лица зарабатывающие свой хлеб, служат примером честной и прекрасной жизни для своих детей и утешаются сознанием, что они исполнили свой долг в отношении их, долг любви, преданности, чести. Отец и мать счастливы. Если бы они вели себя неблагопристойно, невнимательно, самолюбиво, они не имели бы этого сознания, дающего счастье. Вот муж и жена. Они утешаются тем, что в их совместной жизни не было ни одного дня, чтобы солнце заходило во гневе их душ, никогда не было, чтобы они запятнали свою супружескую верность, никогда не было, чтобы муж или жена забыли свои взаимные обязанности или изменили доброму взаимному расположению, никогда не бывало, чтобы муж или жена безрассудно, пользуясь возможностью свободы и доверия, вдались в мотовство, в обременяющие их дом и семью расходы. Эти супруги – благочестивы. Они – живая копия счастья. Они – живой образ любви Христа к Церкви, а Церкви ко Христу.

Люди вдовые, безродные, безбрачные, одинокие могли ли, не говорю всегда, но даже один день быть счастливы в своей жизни, если бы не были одухотворены благочестием? А между тем, ведь и на их жизненной полосе светит радостный луч небес: они трезвы, благочинны. При духе благочестия не они бегут от страстей, но страсти бегут от них. Они представляют собой врачующее благоухание красоты, милосердия, доброты безграничной. Но люди того же общественного положения без благочестия – люди без праздника; они источают вечно слезы зависти или же тайным развратом сквернят свою душу. Отсутствие благочестия рождает в них несчастия: их грызет страх и тоска, они живут, готовые впасть в отчаяние.

Не следует забывать, что благочестивым людям, по благословению Божию, подается необходимое и для внешней жизни. Слова Иисуса Христа сбываются в точности: «Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Кому же неизвестно, что у благочестивых людей нет жадности и пресыщения. Их трапеза проста, трезва, вкусна и служит к умножению лет жизни; их одежда – скромная, не модная, но чистая и опрятная.

2. В письме св. апостола мы также читаем: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим. 3:1–5). Итак, мы видим, что благочестие – сила христианских добродетелей и основа жизни, а забвение о ней – источник пороков. Благочестивый человек всегда стремится сердцем и жизнью туда, где его сокровище. А сокровище его – непорочная совесть. «Великое приобретение – быть благочестивым», – говорит апостол (1Тим. 6:6).

3. Многие жалуются на то, что жизнь очень трудна. Как соблюдать благочестие, говорят они, когда за свою любовь слышишь в ответ поношение, терпишь позор, когда, что ни день, то нового рода неприятности и скорби, а при этом еще нужда и болезни?.. На эти искренние воздыхания отзывается наш учитель, наставник, друг и брат во Христе, св. апостол. Он пишет нам, христианам: "Мы (апостолы) сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих» (1Кор. 4:9–14).

Да, жизнь человеческая трудна, она не пир безумный. Трудна потому, что человек – разумное существо, а не беззаботное животное, которое наелось, напилось и спать повалилось. Жизнь трудна, но для благочестивого человека она и многорадостна. Он в труде приобретает утешения мужества, а они преодолевают всякие трудности и препоны. На него сыплются скорби, но благочестивый человек благодушен, потому что среди них сияет для него мир и счастье Искупления. Он зрит и умиляется евангельским учением Того, Кто говорил: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16:33).

Апостол Павел в узах, апостол Петр в веригах, св. мученики, посаженные на раскаленные и пылающие огнем жаровни, – радовались. Их души были полны утешений доброй совести, этого ангельского голоса, их услаждавшего, он их подкреплял сладкой надеждой блаженства в том мире, где нет ни вздохов, ни печалей, но дни блаженства вечного, бесконечного! Страшно жить тем, кто надеется на людей, на деньги, на скоропреходящие земные блага,– благочестивые же люди в душе ласкают и лелеют животворную надежду на Бога, на добро. Бог вечен, а добро не изменяется. Для него нет ни биржи, ни курса, ни торговой купли и продажи. Добро живет и все оживляет. Вот чему служите и тогда совместите благочестие со счастьем. Сейте доброе, хотя и слезами. Радости взращиваются слезами, как роса и дождь способствуют росту семян в земле. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125:5).

4. Апостол, в частности, пишет и советы. Так, он говорит: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они (которые отступили от истины) еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться» (2Тим. 2:15–18). У некоторых неблагочестие происходит от неумелого или неуместного употребления дара слова. Следует обратить на этот предмет свое усердное, тщательное внимание людям, жаждущим благочестия. Наше слово не должно быть звуком пустым, брошенным в пространство. Оно должно быть выражением мысли, проще сказать, выражением истины. Разве могли бы рождаться сплетни, двусмысленности, пошлые остроты, гнетущее злословие, если бы люди сначала мыслили, а потом говорили?! У благочестивого человека слова – выражение внутреннего благочестия и добродетели. Оттого слова этого человека – огонь, согревающий душу холодную, или умиление, вызывающее слезы радости и успокоения.

5. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол. 3:14, 15). Кто хочет соединить благочестие со счастьем земной жизни, пусть находит этот дар в любви. Спросим себя: «Любим ли мы?» Дай Бог, чтобы ответил каждый из нас, что он любит, любит, любит. Но не похожа ли у иных любовь на узкое самолюбие, на вечную тюрьму, которая в себя принимает, но от себя не выпускает тех, кто туда ввергнут? Это не любовь, а ад. Чаще всего многие чувством самолюбия делают из своей жизни ад, отчего страдают не только они сами, но также и те, с которыми они оказываются так или иначе связанными в этой жизни. Самолюбие надламывает душу другого человека.

Истинная любовь выражается искренностью к ближним и дальним. В ней нет ни одной ноты притворства. Она более постоянна, нежели жизнь солнца. Любовь прекрасна, когда непредосудительна. Любовь всегда юна, жива, благородна, утешительна, благоговейна и беспредельна. Любящим даруется благодать читать в сердцах любимых людей и самим быть приятной книгой для тех, кто их любит. Любовь наставляет и учит, и уроки ее слушают все возрасты жизни от малолетнего младенца до седой и почтенной многолетием старости.

Вот лишь некоторые мысли по поводу послания ап. Павла в отношении вопроса о благочестии. И мы зачитали только некоторые строки! Желающие узнать более и вложить в сердце свое, да потрудятся сами прочесть 4-ю главу первого Послания св. ап. Павла к Тимофею! Там глубина премудрости и жизнерадостных утешений. Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle