Источник

34. Царь – податель, и похититель его даяния

Если бы Царь своему подданному что-нибудь подарил и тотчас какой-нибудь нахальник из его рук перед царскими глазами похитил бы тот подарок, что бы тогда от Царя последовало похитившему? Непременно возгорелся бы сильный гнев на похитителя. И праведно, так как и давшему Царю великая досада, и получившему рабу обида была бы. Бог, Царь Небесный, по благости и человеколюбию Своему, всем людям блага Свои дает. И в руки им влагает, чтобы все довольствовались Его благами и Его, как своего Благодетеля, знали и благодарили. Но бесстрашные люди дары Божии у людей похищают и как бы из рук вырывают, и творят это беззаконное дело перед всевидящими Божиими очами. Бог дает Свое добро рабам Своим, как подарок в руки их, а они поданное добро Божие похищают. И кого Бог удостаивает, они как бы недостойным делают. И кого Бог снабжает, они лишают. И кого Бог обогащает, они обедняют. И Бог это их беззаконное дело видит. Рассуди, человек, какая досада бывает Богу и какая людям обида от таких похитителей. А отсюда какой сильный гнев Божий возгорится на них, и сказать нельзя! Тех, которые братии своей – нищим и убогим людям – не помогали, отсылает в огонь вечный, как читаем у Матфея, в главе 25-й: что же будет тем, которые не только не помогают, но и похищают и отнимают? Рассуждай об этом, лакомый похититель и чужим добром насыщающийся! Такое беззаконное дело творят: 1) Разбойники, которые на путников нападают и у них имущество их отнимают. 2) Сильные, но бесстрашные лица, которые у бедных вдовиц и прочих не имеющих заступников людей отнимают земли, рощи и прочие угодья, для поддержания жизни им нужные. 3) Начальники, которые не дают подначальным жалованья, Государем им определенного, или дают, но не сполна, а без всякой причины у себя, ради лакомства своего, удерживают. 4) Судьи и приказные люди, которые от приходящих в суд плату берут и без платы дела не делают. У них обыкновенная в том хитрость есть: «завтра приди»; а это слово значит: «принеси, и будет сделано дело». 5) Господа помещики, которые или великими оброками, или многими работами крестьян своих отягчают. Это тяжкое хищение, хотя ослепленный господин и не видит. Бедный крестьянин лето целое трудится и потеет, но питаться и одеваться с домашними нечем. Пашет и сеет, но почти все собирает один помещик. Много стонет и вздыхает Отечество наше от этих «благородных» душ, как и от «справедливых» судей! Господи, пощади создание Твое! 6) Тайные грабители и воры, которые лавки, дома, хлевы обкрадывают, и прочее чужое добро тайно похищают. 7) Беззаконные купцы, которые плохую вещь за хорошую и дешевую за дорогую продают и в какой-нибудь продаже ближнего своего обманывают. 8) Всякий, кто каким-нибудь способом чужую вещь неправедно себе присваивает. Все такие добро Божие, Богом в руки человеческие данное, похищают, и как бы из рук их перед Богом вырывают. Человек! Бог ближнему твоему дает добро Свое во владение его, как в руки, а ты добро это из рук его похищаешь. И Бог твое беззаконное дело видит, видит и в книге Своей записывает, и представит это перед лицом твоим на Суде Своем. Тогда и увидишь, как ты плохо делал! Но покайся и возврати похищенное, и рассыпь добро, собранное злом, да не явится с тобой на том суде, и не будет сказано о тебе: «Вот человек, и дела его!»

О том же

Похититель царского подарка более обижает себя, чем того человека, у которого похищает подарок. Так и всякий похититель, вор и грабитель больше вредит себе, чем тому, у кого похищает. Похититель царского дара лишается царской милости и попадает под царский гнев. Так и всякий похититель и вор, который чужое добро похищает, лишается милости Божией и подлежит праведному Его гневу. Похититель царского дара, как царский противник и его царского величества досадитель, исключается из числа добрых подданных и предается наказанию. Так и всякий хищник и вор исключается из числа добрых христиан и подпадает наказанию временному и вечному. Что временному наказанию подлежит, то видим. Видим то, как неправдою собранное похитителями имущество рассыпается и погибает, а сами они страдают в этом мире от бесчестия, угрызения и мучения совести. И часто бывает, что такие на некоторое время обогащаются и, как цветок на поле, некоторое время блистают, но вдруг, как цветок, увядают и опадают и делаются, как один из нищих и убогих. Похищенное чужое добро, как огонь, вошедший в дом, все прочее имущество поедает, ибо где неправда, там проклятие Божие вселяется. Где проклятие Божие, там никакого добра не будет, а всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду. Так и из их рук все, что ни похищают и ни собирают, через различные ручьи вытекает, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человек, как хочешь и что хочешь. Однако все из рук твоих вытечет, и неправедная собственность твоя, как огонь, истребится. А что похититель и вор вечному наказанию подлежит, ясно из того, что апостол написал: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10). Не сотворившие милости ближнему своему изгоняются и отсылаются в огонь вечный (Мф.25:41). Как уж пострадают похищающие чужое? Так похититель и разбойник более себя обижают, чем ближнего своего, у которого похищают; более себе вредят, чем ему. О человек! Временно пользуешься чужим, но вечным страданием за это платить будешь. Страшно и слышать о вечном страдании, а не только страдать. Но не избежишь того, воистину не избежишь, если не покаешься и не примиришься с братом твоим. Говорит тебе Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5:25–26). Примиряйся, человек, примиряйся скорее со всеми, кого ты обидел. Примиряйся, пока находишься на пути жизни твоей, пока Праведный Судия не зовет тебя к Себе на суд. Зовет же всякого через смерть. А каким позван будешь, таким и суду Его предстанешь.


Источник: 2006 г. "Сокровище духовное от мира собираемое". Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.

Комментарии для сайта Cackle