НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Призвание Господом первых учеников
Увидев двух юношей-братьев – Симона, называемого Петром, и Андрея, закидывавших в море сети, Спаситель, как бы мимоходом, сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). Братья не стали расспрашивать своего Божественного Повелителя – кто Он, какой силой приказывает им, и куда поведет их за Собой, но тотчас оставили свои сети и последовали за Спасителем. Идя с ними далее, Иисус Христос увидел еще двух братьев – Иакова и Иоанна, сидевших вместе с отцом своим Зеведеем в лодке и занимавшихся починкой сетей. Презирающий сердца и утробы человеческие, Сын Божий призвал и этих юношей; и они тотчас же с полной готовностью откликнулись на призывающий их голос: оставили отца, лодку и сети и пошли за Иисусом.
Вот Евангельская история призвания к апостольскому служению первых учеников Спасителя. Как она проста и незамысловата, но на самом деле как поучительна для нас, христиан! «Посмотри, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – какова была вера и послушание призванных. Все эти четыре человека были люди небогатые, добывали себе пропитание рыбною ловлею и заняты были своим делом в то время, как мимо них проходил Спаситель. Однако все они, как только услышали призвание Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: вот мы сходим домой и посоветуемся с родственниками, но, оставив все, последовали за Ним в ту же минуту».
Не всякий ли из нас, исповедующих Бога и Христа, призван со дня своего крещения к последованию за Христом? Не всякий ли должен стремиться к небесной славе, по примеру Христовых апостолов, вслед за святыми угодниками Божиими, ублажаемыми Святой Церковью? Правда, мы не слышим из уст Самого Спасителя призывающего нас голоса, как это было с апостолами Петром и Андреем. Но этого удостоились люди, которым предназначено было уловить вселенную, собрать из народа стадо Христово. Для нас же вполне достаточно и того призыва, который мы слышим в переданных нам апостолами речах и словах Спасителя. Кто слушает в храме Божием чтение Евангелия, тот должен слушать его так, как будто говорит Сам Иисус Христос. Нужно помнить, что в церкви невидимо всегда присутствует между нами Сам Господь по непреложному Его обещанию: где собраны будут двое или трое во имя Мое, там. Я посреди их (ср.: Мф. 18, 20). Здесь, в церкви Божией, Божественный голос Христа раздается во всем: и в совершаемых пред нашими глазами священнодействиях, и в чтении Божественных Писаний, и пении умилительных церковных песней, и в созерцании святых икон. Все это говорит нашему сердцу, чтобы мы оставили пристрастие к суете мирской, прилепились ко Христу и неотступно следовали за Ним, исполняя Его святую волю. Как же мы относимся к обращаемому к нам призыву Христа Спасителя? Следуем ли за Ним, нашим Искупителем, так поспешно и бесповоротно, как апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн? Большинство из нас, современных христиан, правда, с умилением и покорностью принимают божественный призыв ко спасению, но отлагают исполнение спасительных советов с часу на час, с года на год, на неопределенное время. Мирские удовольствия, житейские нужды и греховные привычки до того привязывают к себе наши сердца, что из-за них мы нередко как бы совсем забываем закон Христов, «и не еже бо хощем доброе творим, но еже не хощем злое, сие содеваем». Как часто из-за какого-либо мелочного и ничтожного дела многие решаются и службу Божию опустить, а иногда и ближнего обидеть. Размыслив обо всем этом, постараемся позаботиться об исправлении своей жизни, оставим свою обычную леность и нерадение в деле спасения, потщимся проложить себе путь к почестям горнего звания о Христе Иисусе. Господь хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти (1Тим. 2, 4). Он стоит при дверях сердца каждого из нас и стучит, и если кто отверзет двери, входит к тому и вечеряет с ним (см.: Апок. 3, 20). Что другое, как не призыв Божий к покаянию, означают внезапно постигающие нас несчастья в этой жизни, страшные явления природы, случающиеся с нами по временам, нежданные милости или угрызения нашей совести? Посему, если кто услышит такой призыв или внутри себя, или откуда-либо со стороны, если кому придет мысль начать «жить по-Божьи», тот пусть немедленно приводит эту мысль в исполнение. Пусть не отлагает святой своей решимости ни под каким предлогом, ни на один день и час, но, оставлъше вся абие, следует за Христом. Не говори: вот поживу еще год для мира, вот устрою свои дела, а там и примусь за угождение Богу. Нет, как поступили Симон и Андрей, услышав призыв Спасителя, так должны поступать и мы. Они даже и сетей своих не прибрали, но просто бросили их, так и мы должны немедля расстаться со всем, что стоит помехой на пути ко спасению, отречься от мирских уз и удовольствий.
О послушании слову Христову
Чудный пример истинного послушания слову Божию показали нам апостолы Христовы. Однажды идет Иисус Христос по берегу моря Галилейского, и вот видит Он двух братьев, Симона и Андрея, закидывающих сети. «Идите за Мною, – говорит Он им, – и Я вас сделаю ловцами человеков». И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Идут далее, и видит Иисус Христос еще двух братьев, Иакова и Иоанна, они сидят в лодке с отцом своим и починяют сети. И их позвал. И они тотчас же, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
О, если бы и мы, христиане, были так же готовы к слушанию слова Божия и исполнению Евангельского закона! Но, к сожалению, как много мы приводим отговорок для того, чтобы не следовать за Христом, не исполнять Его Святого закона. Вот, например, наступает воскресный день или какой-нибудь праздник; раздается удар колокола, побуждающий нас оставить житейские дела и приглашающий идти в храм Божий на молитву. Что же? Слушаемся ли мы зова нашей Православной Церкви? К сожалению, не всегда и не все. «Заботы житейские одолевают нас, – говорят некоторые, – поэтому и некогда сходить в храм Божий». Какая неразумная заботливость о насущных потребностях! Разве мы не знаем, что успех в наших делах зависит от Бога?! Вот послушайте, что рассказывается в «Прологе». Жили два соседа, и оба – портные; у одного было много детей, да отец и мать – старики, а он без нужды кормил все семейство, причем каждый день и в церковь ходил. Сосед его был искуснее по работе и работал неустанно, даже в воскресные дни, а в церковь вовсе не ходил; однако и одного себя не мог прокормить. И вот позавидовал этот последний первому и раз говорит ему с досадой: «И откуда у тебя все берется? Я работаю больше тебя, а живу, как нищий...» Тот отвечал ему: «Я хожу каждый день в церковь и каждый раз нахожу на дороге по золотому, вот понемногу и разбогател. Хочешь, я буду заходить за тобой, и что найдем, будем делить пополам?» Сосед охотно согласился и стал ходить с ним в церковь. И Бог благословил его за это, и он скоро разбогател. Тогда говорит ему добрый сосед: «Видишь ли, братец, как полезно ходить в церковь Божию? Но поверь мне: никакого золота я не находил на дороге, а ходил в храм Божий просто потому, что ведь Сам Бог обещал: Ищите прежде Царства Небесного, а все прочее вам приложится (ср.: Мф. 6, 33). Сам видишь – я не солгал: и тебе Бог приложил за твое усердие к храму Божию».
«Дома помолюсь», – говорят некоторые. А знают ли такие, что одно «Господи помилуй», произнесенное в церкви с обществом верующих, стоит целой сотни земных поклонов домашней молитвы? Церковь постановила в праздники быть в храме Божием, и надобно ее слушаться, а не мудрствовать по-своему: «Дома помолюсь». Вот слушайте рассказ одного благочестивого воина о некоем купце. Он был человек добрый, рад, бывало, бедному последнюю копейку отдать. Но не любил ходить в церковь, хотя и был очень набожный человек. «Все равно, – так рассуждал он, – дома ли помолиться, или в церкви: Бог-то один. Во время службы что-нибудь сделаю, а вечером перед сном помолюсь получше». И идет, бывало, во время службы летом в поле посмотреть посевы и хлеба, а зимою кое-что по дому делает. Раз, в Петров день, пошел он в поле, а уж отзвонили ко всенощной. Вечер был прекрасный, как вдруг из-за леса надвинулась черная туча, полил дождь, грянул страшный гром и молния сверкнула в двух шагах от купца... На этот раз Бог помиловал его: он остался невредим. В другой раз во время обедни, в праздник Воздвижения Креста Господня, он зашел в лесную сторожку и едва успел затворить за собою дверь, как за ним в сенях рухнул потолок... И тут Господь сохранил его; но он не вразумился и по-прежнему не ходил в церковь, хотя приятель часто его уговаривал. Наконец, Господь наставил его на истинный путь. Наступил праздник Святой Троицы. Купец был в городе, где получил из банка свои трудовые денежки, чтобы переложить их в другой банк. Заблаговестили ко всенощной, а купец решил поехать домой. Знакомые его уговаривали: «Куда ты поедешь? Завтра праздник большой, сходил бы в церковь, помолился – спешить некуда». Но он не послушался. «Дома, – говорит, – помолюсь, а по холодку-то и ехать лучше». И поехал. Едет и поет божественное; между тем небо покрылось облаками, пошел дождь, стало темнеть.
Въехал он в лес, и вдруг кто-то ухватил его лошадь и закричал: «Стой!» От испуга он не мог и пошевельнуться. На него набросились несколько человек, стащили с телеги, а что дальше было – он ничего не помнит. Очнулся и видит, что уже светло – лошади нет, сам раздет, в нескольких местах течет кровь, а он не может и пальцем шевельнуть и чувствует, что его начинает трясти лихорадка. Вот тут-то купец и обратился к Богу с горячей покаянной молитвой: «Господи! Грешник я, не посещал Святого Твоего жилища; прости мне, Милосердый Отец, не дай умереть как псу!.. Буду, непременно буду ходить в церковь!» После этой молитвы он опять впал в беспамятство и очнулся уже в доме своего приятеля, который нашел его случайно. Полгода прохворал купец, но ни разу не возроптал на Господа Бога; все молился и говорил: «Я этого не стою: слава Тебе, Господи!» А выздоровел – стал усердно в церковь ходить: пойдет еще до благовеста, а выйдет последним; стоит – молится, а у самого слезы так и льются. Прошел год, настал опять день Святой Троицы. Пошел купец ко всенощной и слезно, усердно молился, чтобы Господь пристроил его куда-нибудь: не все же на чужом хлебе жить. Приходит от всенощной, подают ему письмо. И от кого бы, думаете, это письмо было? От того, кто ограбил его год тому назад и оставил без куска хлеба. И пишет этот недобрый человек, что его совесть замучила, что он не может больше держать у себя его деньги и желает их возвратить сполна хозяину... Прочитал купец письмо, заплакал, упал на колени перед образом Спасителя и стал молиться... Деньги были ему возвращены, и он поправил свои дела. Нужно ли говорить, что после такой милости Божией купец стал еще усерднее к церкви Божией, к службе церковной.
Итак, христиане, слушайтесь же голоса своей Матери-Церкви: ходите в храм Божий!
Пастыри Церкви часто увещевают христиан оставить греховную жизнь и начать новую, согласно с Евангельским законом. Что же, слушаемся ли мы голоса их? К сожалению, или мало, или совсем не слушаемся. Но послушайте, как благотворно действует возвещаемое пастырями слово Божие на душу грешника. Слышали, может быть, про нашего русского святого, преподобного Никиту Столпника? Кто он раньше был? Он родился и воспитывался в городе Переяславле-Залесском, Владимирской губернии. Когда пришел он в совершенный возраст, то стал другом мытарей, с ними вместе хлопотал около судей и наносил много огорчений и обид людям невинным. Собирая неправедную мзду, этим кормил себя и жену. Так провел он много лет. Раз вошел он в церковь и услышал слова пророка Исайи: измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16). Слова эти поразили его: целую ночь провел он без сна; неправды, как камень, лежали на сердце его. Наутро вышел он к приятелям своим и, чтобы развлечь себя, пригласил их к себе на вечер. Накупив нужное для угощения, он приказал жене готовить. Но та, когда стала варить, увидела сперва кровь поверх воды, потом то голову, то другую часть человеческого тела. В ужасе сказала она о том мужу. Тот пришел и увидел то же самое. «Горе мне, много согрешившему!» – воскликнул Никита и, не говоря более ни слова, вышел из дома и предался тяжким подвигам на столпе. Слово Божие есть семя, сказал Спаситель (ср.: Лк. 8, 11), а от семени, как в природе видимой, так и в природе души нашей, не тотчас является плод. Но рано или поздно глагол Божий, по слову Святого Писания, не останется тощ и бесплоден (см.: Ин. 12, 24).
«Подождем еще следовать Евангельскому учению хоть годок, хоть денек, поживем еще для себя, а там уже и для Бога», – так говорят некоторые. Какое малодушие! Как будто бы через год или два легче будет расставаться со своими греховными привычками! Не наоборот ли, не гораздо ли труднее! Вот что рассказывает преподобный отец наш Дорофей. Один великий старец прохаживался с учениками своими на месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из своих учеников: «Вырви этот кипарис». Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одной рукой вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больше первого, и сказал: «Вырви и этот». Брат раскачал его обеими руками и выдернул. И снова показал ему старец на еще больший кипарис, но брат, хотя много трудился и потел, однако не мог его вырвать. Тогда старец велел другому брату встать и помочь ему, и только оба вместе едва могли вырвать его. И сказал старец братьям: «Вот так и страсти или греховные влечения: пока они малы, то, если пожелаем, легко можем исторгнуть их из сердца; если же вознерадим о них, то они укрепляются, и чем больше, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге». Итак, христиане, не останавливайтесь ни перед чем, не оправдывайтесь и не откладывайте доброго начинания на неопределенное время. А лишь только услышите голос церкви или пастыря ее, зовущий вас на какое-либо доброе дело, тотчас же бросайте все и принимайтесь за дело вашего спасения, как это сделали апостолы Симон и Андрей, услышав призыв Спасителя.
Всякому доброму делу покровительствует сам Бог и его святые
«Без Бога ни до порога» – гласит старая пословица. Действительно, что мы, немощные, можем сделать без помощи Творца, Вседержителя и Промыслителя Бога?! Он – наш Творец, давший нам дыхание и жизнь; Он – наш Промыслитель, заботящийся обо всем, что нужно нам в жизни, и особенно о том, что ведет нас ко спасению. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий, читаем в Слове Божием (Пс. 126, 1). Однажды апостолы Христовы ловили рыбу всю ночь, но улова не было. Пришел к ним Божественный Учитель и велел закинуть сеть... И в какой-нибудь час, или даже того меньше, улов оказался столь велик, что апостолы с трудом вытащили сеть, и от множества рыбы даже стала тонуть лодка. От чего зависел такой удачный улов? От благословения Божия. «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали», – говорили апостолы Спасителю. Трудятся все, трудятся с усердием, но все слышатся жалобы на то, что труд их напрасен. Отчего это? А оттого, что труд их предпринят без благословения Божия.
Господь Бог любит всякое доброе начинание и, если обращаются к Нему с молитвой, покровительствует этому намерению. Обратимся к примеру из жизни святителя Петра, митрополита Московского.
Святитель был родом из Волыни. С семи лет его отдали в книжное научение; но, как ни старался юный ученик, успеха не было. Это сильно печалило его и родителей. Отрок стал усердно молиться Богу, прося дар премудрости. И вот однажды во сне Петр видит мужа в святительских одеждах, который, став близ него, сказал: «Чадо, открой уста твои!» Отрок исполнил приказание. Явившийся коснулся языка его и, благословив, как бы влил некоторую сладость в уста его. С тех пор юный Петр стал преуспевать в учении больше своих сверстников. Поступив на двадцатом году в иноки и пройдя все послушания, он стал митрополитом Московским. Им был основан Успенский собор, где и поныне нетленно почивают его мощи, от которых происходит множество исцелений.
Не ясно ли теперь вам, что Бог покровительствует доброму намерению?
Святые Божий, будучи подражателями человеколюбия Божия, также оказывают свое покровительство всем ищущим доброго познания и обращающимся к ним за помощью. Известно, что к святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану прибегают многие родители и дети пред началом учения и экзаменов. И не тщетна бывает молитва их и надежда на помощь святых бессребреников. По этому поводу в одном духовном журнале рассказывалось следующее.
В 1905 году в Перми был посвящен во диакона бывший мировой судья Н. Бабин. По окончании Литургии новопосвященный рассказал о том, что побудило его совершить переход из светского звания в духовное: «Родился я больным и часто лежал чуть не при смерти; но, благодаря молитвам моего отца-священника и частому причащению Святых Тайн, исцелился. Слабость после болезни была, однако, так велика, что учить меня начали лишь на десятом году; и, несмотря на старание и прилежание, учился я плохо. Мучаясь сознанием своей неспособности, я жаловался отцу, и он велел мне молиться святым бессребреникам Косме и Дамиану, туне (даром) приявшим и туне дающим исцеления. Выслушав наставления отца и узнав, что в близлежащем селе есть церковь в честь угодников Божиих Космы и Дамиана, по собственному желанию и усердию совершил я туда, за семнадцать верст, около пяти путешествий пешком, и с теплой детской молитвой ставил свечи, служил молебны, и усердно просил святых угодников о ниспослании мне способности к учению. И вот – о, чудо! – вскоре, поступив в духовное училище, я, к удивлению своему, родителей и знакомых, стал быстро учиться, догнал своих товарищей по учению, и во второй класс уже перешел вторым учеником, а в третий... даже первым. Блистательно окончил я курс в семинарии и отлично прошел университет...»
Так, христиане, не напрасна бывает наша молитва Богу и святым Его перед началом каждого доброго дела! Поэтому всегда обращайтесь предварительно с молитвой к Богу, и Он благословит благое начинание.
Вздумал, например, ты отдать своего сына или дочь в школу, прежде всего помолись Богу, чтобы Он дал им премудрость и силу к продолжению учения на пользу Церкви и Отечества. Намереваешься построить дом, опять обратись к Богу, помощнику во всех наших делах. Хочешь открыть какое-либо торговое дело, также обращайся к Богу, Который любит честных и добрых торговцев, и Он поможет тебе в добром предприятии. Решился ты женить своего сына или выдать замуж свою дочь, опять молись Богу: Он покровитель всякого честного супружества. Вообще, во всяком благом деле или намерении Бог покровительствует нам. Недаром поэтому наша многопопечительная Мать – Святая Церковь предусмотрела все эти случаи. Слушайтесь же голоса Святой Церкви и знайте, что доброму намерению покровительствует Сам Бог и Его святые!
Всякий честный труд угоден Богу
Многие из христиан, которым Бог определил тяжелый, по понятиям человеческим, труд, ропщут на свое занятие, бывают часто недовольны своим положением и сплошь да рядом завидуют лицам знатным и богатым. Но... помните слова Апостола: каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал (1Кор. 7, 17). Всякий полезный труд, хотя бы и не почетный, честен и угоден Богу. Сам Спаситель наш Иисус Христос, живя в доме Иосифа-плотника, несомненно, занимался этим ремеслом, потому что он был в полном повиновении у родителей (ср.: Лк. 2, 51). Апостолы питались также от трудов рук своих; так, апостол Павел сам делал палатки, а другие апостолы, например Петр и Иоанн, ловили рыбу. Пресвятая Богородица занималась рукоделием. И святые угодники Божий много трудились: одни возделывали землю, другие плели корзины, третьи рубили дрова...
Возьмем, к примеру, святителя Александра, епископа Команского. Александр происходил от знатных родителей и получил блестящее образование; он знал не только христианскую мудрость, но и языческую и слыл за философа. Он мог бы занимать видную должность и пользоваться большим почетом в обществе, но его святая душа искала вышних почестей: он избрал высший христианский подвиг – самовольную нищету. По глубокому христианскому смирению он решился на жизнь самую простую, по понятиям людей чуть ли не позорную, – он стал угольщиком; выжигал угли в лесу и носил их в город на продажу, чем и кормился. По своему занятию он являлся черным, грязным, в заплатанной одежде. Мало-помалу забыли об Александре как философе и знали его только как угольщика. Теперь по временам и малые дети над ним издевались, но Александр не обращал на это внимания. В таком положении думал он и окончить жизнь свою, но Промысл Божий судил о нем иначе. В Команах, в Малой Азии, умер епископ. Для избрания нового иерарха собрались пресвитеры и окрестные епископы; приглашен был сюда и епископ Неокесарийский Григорий Чудотворец, славившийся своим духовным опытом. Когда присутствующие стали указывать то на одного, то на другого как на достойного преемника почившему, имея в виду то знатность рода, то богатство, то дар красноречия, то почтенные лета избираемого, святитель Григорий Чудотворец, в свою очередь, заметил, что при выборе епископа нужно обращать внимание, главным образом, на внутренние качества, на доброту сердца и на указание Божие, и доказывал свою мысль известным событием из ветхозаветной истории: избранием царем младшего сына Иессея – Давида, бывшего пастухом овец у своего отца. Мысль святителя не всем понравилась. Многие стали роптать и с насмешкой высказывались: «Уж если при выборе епископа не обращать внимания на внешность, то не избрать ли епископом угольщика Александра?» Александр в это время стоял тут же в толпе. «А кто же такой этот Александр?» – спросил Григорий Неокесарийский, подумав при этом: не указание ли это Божие на достойного избранника.
Александр был позван в таком виде, как его и застали, – черный, грязный, в изорванной и заплатанной одежде. Собравшиеся, глядя на него, едва удерживались от смеха. Угольщик между тем не обращал на это никакого внимания и держал себя перед собранием вполне благопристойно. Заметив в нем великие добродетели, прозорливый святитель Григорий отвел его в сторону и под клятвой стал расспрашивать о его прежней жизни. Александр не мог не открыться перед почитаемым святителем. Григорий Чудотворец убедился в справедливости своего предположения относительно этого человека и в указании на него свыше. Александр оказался много сведущим и в христианском законе, а главное, по высоте своей жизни оказался редким христианином. Предложив ему омыться, переодеться и явиться на Собор, святитель Григорий опять пошел к собранию. Через некоторое время явился туда и Александр – его теперь едва узнали те, кто прежде над ним смеялся. Стали предлагать ему некоторые вопросы, и он отвечал так разумно, что нельзя было не удивляться его ответам, тогда общим согласием Александр и был избран епископом Команским.
Александр скоро прошел низшие иерархические должности и, наконец, был хиротонисан во епископа. По обычаю, новопоставленный епископ должен был сказать народу поучительное слово. Когда стал говорить поучение епископ Александр, то слушатели все пришли в умиление от простоты и задушевности поучения.
Но нашелся один молодой философ из жителей Коман, который посмеялся над простотой поучения святителя-философа, и Господь вразумил его видением: он увидел стаю белых, очень красивых голубей, блистающих каким-то особенным светом, и услышал голос: «Вот слова Александра-епископа, над которыми ты смеялся». После этого видения юный философ образумился и, придя к епископу Александру, раскаялся в своем прегрешении.
С честью, славой и великой пользой святительствовал Александр на Команской кафедре, пока за открытое и твердое исповедание веры не был схвачен на мученичество врагами христианства и после жестоких пыток предан огню. Так окончил свою жизнь епископ Александр, ранее трудившийся угольщиком!
Этот пример ясно показывает каждому из нас, что никакой труд не унизителен; поэтому, если кому из вас, христиане, суждено нести нелегкий труд, не ропщите на Бога и на свое положение. Всякое звание хорошо, если сам будешь хорош, и, наоборот, – всякое звание будет дурно, если сам будешь дурен, т. е. если будешь и лентяем, и пьяницей, и вором, одним словом, – негодным человеком.
А вы, кому Господь судил занимать высшие должности, не унижайте своего собрата за то, что он живет в бедности и простоте. Разве знаете вы душу того, перед кем кичитесь? Может быть, душа его во много раз совершеннее вашей! А по чему, собственно, и нужно ценить человека, если не по его душевным качествам? Золото, как известно, скрыто в земле, и драгоценные камни – в твердой землистой коре. Не скрываются ли иногда подобным образом и драгоценные качества души под видом бедности и простоты – под нищенскими рубищами?
Избрание во епископа совершается по воле Божией
«Я остался сиротой, – рассказывал святитель Иона, архиепископ Новгородский, в миру Иоанн, – трехлетним после смерти матери и семилетним после смерти отца. Бог положил на сердце вдовице Наталии, матери Якова Дмитриевича Медоварцева, чтобы взяла она меня в свой дом, кормила и одевала и отдала дьяку учиться грамоте. В училище, куда я поступил, было множество учащихся; я от бедности был тихий. Однажды дети играли после вечерни; и вот вижу, идет по улице блаженный муж. Дети, кинувшись на него, стали бросать в него камешки, сыпать в глаза сор, а я стоял, не трогаясь с места. Блаженный, оставив детей, подбежал ко мне, взял меня за волосы, поднял выше себя и, вовсе не зная меня, назвал по имени. «Ванюша! – сказал он, – учись грамоте, быть тебе в Новгороде архиепископом». Потом обнял меня и убежал». Это был блаженный Михаил Клопский.
В зрелых летах Иоанн удалился в пустынь, за пятьдесят верст от Новгорода: пустынь была тогда бедная. Здесь Иоанн принял постриг с именем Ионы. За подвижническую жизнь и чистоту братия, по смерти основателя пустыни Харитона, избрали Иону во игумена. В 1458 году ревностный игумен Иона стал архиепископ Новгорода, а в феврале 1459 года в Москве он уже был посвящен в первосвятители.
Из этого рассказа, без сомнения, видно, что избрание во епископа, предсказанное за много лет прозорливым Христа ради юродивым, совершилось не по воле человеческой, но по воле Божией.
Не оскорбляйте священника!
Вот весьма поучительный рассказ одного священника. «Отец мой, – говорил этот пастырь, – долго священствовал при Андреевской церкви, в которой служу и я с 1824 года; он передал мне следующее очевидное доказательство той истины, что оскорблять священника опасно. В его приходе был некий Максим, из малороссийских казаков, человек строптивого характера, и особенно когда выпивал, что случалось с ним, к несчастью, нередко. Отец мой, по обязанности пастыря, при всех удобных случаях увещевал его, призывал исправиться и бросить пить. Однажды, видя этого Максима, опять бесчинствующего в пьяном виде, он сделал ему замечание: «Как ты, Максим, нехорошо делаешь, как грешишь!» Но Максим, вместо того чтобы послушаться наставлений, наговорил отцу немало грубостей и бранных слов, а на замечание моего отца: «Да я же твой духовник», – отрезал: «Да щоб я тебе не бачив, як и умирать буду». Тем дело это тогда и кончилось.
Прошло с того времени несколько лет, и случилось, что этот Максим заболел. Домашние его позвали моего отца напутствовать больного Святыми Дарами. Отец пришел, но лишь только он вошел в избу, как больной, бывший в сознании и разговаривавший, вдруг в присутствии духовника онемел, впал в беспамятство и в исступлении смотрел, ничего не видя. Сколько ни заговаривал с ним мой отец и домашние его, он оставался в онемении.
Делать было нечего; отец вышел из избы и хотел уже идти домой, как вдруг домашние говорят, что больной пришел в себя, и просят вернуться. Но как только он вошел в избу, больной снова впал в беспамятство и сделался неспособным принять напутствование. На другой день родные больного снова просят отца исповедать и приобщить его, так как он уже в чувстве. Отец мой, полагая, что больной, возможно, не может получить напутствования от него только, сам не пошел, а пригласил другого священника; но что же? Происходит то же самое: до прихода священника больной говорил и был в сознании, а как только тот вошел в избу – пришел в бесчувственность и онемел. Когда священник вышел из избы, больной опять пришел в чувство; священника снова просят вернуться, но только он входит в избу, – больной опять теряет сознание. Так этот бедняга и умер без напутствования Святыми Тайнами. Да простит и помилует его Господь Бог!»