Источник

Враг

Враг наш истинный – диавол, который и людей учит, чтоб нас гнали, и так по большей части он является причиной нашего озлобления, а не люди; он нас через людей гонит и озлобляет, и его надобно ненавидеть, а людям соболезновать за то, что его слушают.

* * *

Враг наш истинный – диавол, который как душу, так и тело наше ищет и старается озлобить и погубить. Этот лукавый и враждебный дух и людей учит, чтобы нас гнали и озлобляли. И так по большей части он является причиной нашего озлобления. Он нас через людей гонит и тем пытается отвести от терпения и любви Божией, привести нас во вражду и ссору, чему он как дух злобы радуется. На него должно нам всю вражду нашу обратить как на истинного и всегдашнего врага, ему противиться твердой верой, воли его не попускать над нами совершаться.

* * *

Против врагов и хульников должно быть как будто глухой и немой, как псаломник говорит о себе: я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих (Пс. 37, 14). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя возгласит Сам делом, как говорит пророк: открой Господу путь свой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень (Пс. 36, 5–6).

* * *

На брани видимой чем злее и хитрее враг, тем он опаснее, как нет злее и хитрее врага, чем сатана и демоны его, так и брань с ними для нас весьма опасная.

* * *

О, как лют враг, от которого надобно храниться христианам! О, каким искусным и бодрым надобно быть стражам, которые христиан от врага того сохраняют! Желает и ищет он не домов наших, не городов наших взять, но души наши пленить; не имение наше, золото, серебро и прочее вещество отнять у нас, но спасение вечное, Кровью и смертью Христовой сысканное, похитить пытается. И столько лукав и хитер он, сколько зол, учится этому злому своему искусству от начала мира; знает, как приступать, как обмануть, как прельстить человека, как к нему подкрасться, и прочее.

Крадет и похищает он спасение наше через неверие, ереси, расколы и всякий грех.

* * *

Многие из христиан, видя врагов своих впадшими в какую либо беду или сами их по желанию своему уязвив, радуются и говорят: «Теперь дух мой успокоился». – Почему успокоился дух? – «Вот, мол, враг мой страждет!..» Успокоился дух, но этот дух – дух неприязни, который погибели нашей радуется и при блаженстве сетует. Не так поступал Христос, не так: Он о погибели врагов Своих слезы проливал. Поэтому такие христиане не Христовы, хотя и христианами называются, потому что духа Христова не имеют. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). Ибо Дух Христов и над врагами умилостивляется.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle