Отец
Дети от отца рождаются. Так и христиане, люди обновленные и сыновья Божии по благодати, рождаются от Бога. А тем, которые приняли Его (Христа, Сына Божия), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12–13).
Дети рождаются от семени отчего. Христиане рождаются водою и Духом, Словом Божиим и верою. Восхотев, родил Он нас словом истины (Иак. 1, 18). Возрождены не от тленного семе ни, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1Пет. 1, 23).
Дети рождаются от отца по плоти. Христиане рождаются от Бога по Духу. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 6).
В детях примечаются свойство и подобие отчее. Так и в христианах должны быть свойство и подобие Отца Небесного. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Так им говорится: по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1, 15–16). Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36).
Дети что в своем отце видят, то и сами стараются делать. Так и христиане должны, в чем можно, подражать Отцу своему Небесному. Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5, 1).
Бог никого не обидит – так и они не должны никого обижать. Бог всем благотворит – так и они должны всем благое делать.
Бог всем кающимся отпускает грехи – так и христиане должны отпускать людям их согрешения. Бог грех ненавидит – так и христиане должны грех ненавидеть и от него уклоняться. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4), – так и христиане всем сердечно должны желать спасения.
Отец любит своих детей, и дети любят своего отца. Так и Бог любит христиан, и христиане должны Бога, как Отца своего, сердечно любить.
Дети своему отцу угождают. Так и христиане должны Богу, Отцу своему, угождать.
Дети берегутся всего того, что отца их оскорбляет. Так и христиане должны всегда удаляться от того, что Отца их Небесного оскорбляет. А оскорбляет всякий грех и презрение добродетели.
Отец с детьми и дети с отцом любовно разговаривают. Так и Бог с верными душами любовнов Святом Писании беседует, и верные души с Богом любезно в молитве и в славословии беседуют. О любезная и сладкая беседа, которая бывает между величеством Божиим и подлым человеком, который есть земля и пепел! Господи! что такое человек, что Ты открылся ему? или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем (Пс. 143, 3)?
Отец детям радуется, а дети своим отцом взаимно утешаются. Так и Небесный Отец верным душам радуется, а верные души радуются Ему. Сердце мое и плоть моя радуются о Боге живом (Пс. 83, 3).
Дети своего отца из любви называют – «отче» или «батюшка». Так и христиане Бога из любви называют Отцом и вопиют к Нему: Авва, Отче (Рим. 8, 15)! А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче (Гал. 4, 6)! Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6, 9)!
Дети у отца все просят, но отец дает им не все, а только то, что им нужно и полезно. Так и христиане у Небесного своего Отца все просят, но не все Он им подает, а только нужное и полезное. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 9–11).
Дети перед своим отцом поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного и всякое почтение ему оказывают. Так и христиане перед Богом вездесущим и всевидящим должны ходить со страхом и благоговением, ничего не делать, не говорить и не мыслить непристойного.
Отец о детях заботится, печется и воспитывает их. Так и Бог о христианах заботится, печется и воспитывает их словом Своим и животворящими Тайнами. Дети от наветов злых людей под защиту отца прибегают. Так и христиане от наветов диавола и его злых служителей под покров и защиту Отца Небесного прибегают. Отче, избави нас от лукаваго (Мф. 6, 13). Они дерзают и поют: Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас (Пс. 45, 2).
Отец детей за погрешности наказывает, но с любовью. Так и Бог, Отец Небесный, наказывает христиан за согрешение их не от гнева, а от любви. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец (Евр. 12, 6–7)?
Добрые дети смиряются, исповедуют погрешности свои и признают себя виноватыми перед своим отцом. Так и христиане должны смиряться, от сердца свои согрешения исповедовать и свою неправду признавать и исповедоваться: благо мне, что Ты смирил меня (Пс. 118, 71).
Отец наказывает детей своих, чтобы честными были. Бог наказывает нас, чтобы нам иметь участие в святости Его (Евр. 12, 10).
Отец своим детям готовит наследство. Так и Бог христианам готовит в наследство вечную жизнь и Небесное Царство. Отец в свое время дает наследство своим детям. Так и Бог, когда придет время, даст наследство христианам и утешительно скажет им: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
Добрые дети стараются везде поступать честно, чтобы не обесславить имя своего отца. Так и христиане должны перед людьми жить, чтобы имя Божие не похулилось. Славится и хвалится отец, когда дети постоянно хорошо живут. Так и славится имя Отца Небесного, когда христиане благочестиво и достойно звания живут. К этому призывает нас Господь: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).
Дети, как ни почитают и ни угождают своему отцу, – воздают должное ему, как родителю, воспитателю и промыслителю, а иначе были бы неблагодарными. Так и христиане, как ни стараются угождать Небесному Отцу, – должное отдают и тем заслужить ничего не могут. Но то, что от Бога получают, – даром получают. Богу за показанное и показываемое благодеяние Его к нам никак и ничем воздать не можем, но всегда перед Ним остаемся должниками.
Дети, когда их при отце кто-либо бесчестит или обижает, не мстят сами обидчику, но на отца своего смотрят и ему свою обиду поручают. Так и христиане должны, когда их кто-либо обижает, не сами за себя мстить, а к Небесному своему Отцу возводить умные очи и Тому, как праведно судящему, отмщение передавать, Тому, Который говорит: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19).
Отец от сына непостоянного и неисправного даже после достаточного наказания отрекается, лишает наследства и отпускает его жить по своей воле. Так и Отец Небесный от неисправных христиан, которые не хотят Его слушать, отрекается, исключает их от наследования вечной жизни и пускает их по своей воле жить. Но не послушал народ Мой голоса Моего, и Израиль не внял Мне; и предоставил Я их замыслам сердца их, пусть пойдут по замыслам своим (Пс. 80, 12–13).
Отец чужих детей не наказывает, хотя и видит их неисправными. Так и Отец Небесный тех людей, которые не Его присные и не домашние, оставляет без наказания, как не своих: если же остаетесь без наказания, которому причастны все, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 8).
Отец своих детей не только наказывает, но и утешает. Так и Отец Небесный не только наказывает чад Своих, истинных христиан, но и утешает их. Смиривший помилует по множеству милости Своей (Плач 3, 32). При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою (Пс. 93, 19).
* * *
Горе юным детям, у которых злые отцы! Чему они от них могут научиться, кроме зла? Хотя бывает, что злой отец наказывает детей своих за своеволие, но соблазнами своими своеволию учит. Юные учатся более от дел, чем от слов и наказания. Отсюда бывает, что если отцы плохие, дети хуже, а внуки и того хуже бывают.
И так бедный человек, научившись злу и привыкнув, нечестием, как хлебом, насыщается, и от зла во зло и от беззакония в беззаконие впадает, и стремится в погибель, как камень, с вершины горы пущенный вниз. И хотя бывает, что некоторые из таких узнают свою беду и гибель, и содрогаются, и ужасаются, и начинают каяться, но привычкой, как веревкой, влекомые, к нечестию обращаются. Это зло от злого воспитания происходит.
Горе юным детям. Но худшее горе отцам, которые не только не учат детей добру, но соблазнами своими подают повод ко всякому злу! Такие отцы не тела, а души христианские убивают, за которых умер Христос, и лишают их не временной, а вечной жизни. Узнают они эту страшную свою беду там, где все явлено будет, и всякому перед глазами представятся дела его. Поэтому отцы, в которых искра благочестия есть, всячески стараться должны детей своих учить жить по-христиански, и в юные сердца их вливать молоко благочестия, дабы от него возрасти вам во спасение (1Пет. 2, 2).
* * *
Нравы отцовские в детей переходят. Так в плотском рождении рождаемся от грешника Адама грешные чада; от грехолюбивого, гордого, немилостивого, нечистого, неправедного, злобного, гневливого таковые и дети рождаемся; будучи детьми, отца по плоти нравами изображаем. Но кто вновь родился от Бога, тот Бога, как Отца чадо, нравами добрыми изображает: потому что семя Его (то есть благодать) пребывает в нем (1Ин. 3, 9), – творит нового рождения плоды, плоды правды, святости, любви, милосердия, терпения, кротости и прочее. Итак, кто во Христе, тот новая тварь (2Кор. 5, 17).
* * *
Если отца лишаешься – имеешь Отца Бога, от Которого духовно родился. Он как об отце твоем промышлял, так и о тебе промышляет. Если без матери остаешься сиротой – имеешь также вместо матери того же Бога, Который есть Отец сирот (Пс. 67, 6), Который через пророка всех таких утешает: забудет ли женщина чадо свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Но если и женщина забудет, Я не забуду тебя (Ис. 49, 15), – говорит Господь.
* * *
Возможно ли христианам, которые неисправно живут, Бога как Отца призывать, как призывают истинные христиане? Подлинно невозможно призывать правильно и с пользой, пока себя не исправят и истинно не покаются. Сам рассуди, как без зазрения совести будут призывать как Отца Бога, святого, праведного, истинного, благого, милостивого, щедрого и т.д., а нравами своими показывают противное, – что они не сыны Его, а противники?
* * *
В духовном этом и новом рождении [ Крещении] христиане рождаются от Бога, как апостол говорит о них: ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 13). Следственно, они – чада Божии, и потому нравами и свойствами Отцу своему Небесному уподобляться должны. Как плотской сын свойства отца своего в себе изображает, так и сынам Божиим Отца своего Небесного свойства и нравы в себе изображать должно, как говорит Христос: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 6). Потому и апостол учит и увещевает христиан: подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5, 1).
В чем подражать? Не мир созидать и прочие сверхъестественные дела творить – это дело единой всемогущей силы Его. Но в чем? Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), – говорит Христос... И Сам Бог говорит христианам, чадам Своим: будьте святы, потому что Я Свят (1Пет. 1, 16;
Лев. 11, 44; 19, 2). И апостол святой написал: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 32), – и в прочих Божественных Его свойствах. Ибо в христианах, как чадах Божиих, должно быть начало образа Божия, которым должны уподобляться Отцу своему Небесному.
* * *
Хотя и для всех людей, которые и не знают Бога, Бог есть Отец, как Создатель и Промыслитель всех, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), однако для верных Своих, которые веруют в Него, знают Его, единого истинного Бога, почитают Его, боятся и любят Его и усердное послушание стараются оказывать Ему, особым образом называется и есть Отец.
Это человеколюбие Божие, что Он называться и быть Отцом для верных Своих благоволил, во многих местах святого Писания в утешение нам изображается. К Нему молиться Сын Божий научил апостолов и через них нас: молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое и прочее (Мф. 6, 9 и след.). К Нему Исаия молится: Ты еси Отец наш (Ис. 63, 16). И Сам Он верным обещался быть им Отцом: и буду вам Отцем и прочее (2Кор. 6, 18). И верные Ему вопиют: Авва, От че! (Рим. 8, 15). А когда Бог – Отец верных, то и верные – сыны Его, как апостол говорит: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 26–27).
* * *
От источника человеколюбия Божьего проистекает нам, грешным, многоразличное утешение, которым, как прохладной водой во время жажды, в приключающемся бедствии прохлаждаемся.
От этого живого и сладкого источника проистекли столь многие и милостивые Его обещания, которыми пророческие и апостольские книги преисполнены.
Если Бог Отец наш, то кто на нас? Если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8, 31), – говорит богомудрый Павел. Если Бог Отец наш, то, без сомнения, за нас.
Какой отец за сынов своих не стоит? Кто может озлобить нас, из-под руки Его увести, погубить, когда мы не захотим? Ты мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43, 1–2), – говорит Он через пророка верному Своему Иакову. С ним Я в скорби, и избавлю его (Пс. 90, 15).
Если Бог Отец наш, то чего не можем испросить у Него, если по воле Его и с верою просить Его будем? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего (Рим. 8, 32)? Отец плотский, хотя бы и хотел просящим детям просимое подать, но часто и не подает, ибо не все, что хочет, может, а Бог Отец наш не так. Как все благое хочет подать нам, как Преблагой, так и может все, как Всемогущий. Поэтому велено нам всего просить у Него: просите, и да но будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7).
* * *
Мы, любезный христианин, еще странники и пришельцы на земле чуждой; еще в море мира сего плаваем и волнами житейскими обуреваемы; еще издалече, из юдоли этой плачевной, как из пленения Вавилонского на город Иерусалим, на отечество небесное, горний той Иерусалим, оком веры со слезами взираем и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2Кор. 5, 2).
Ради этого:
1. Имеем нужду трудиться, подвизаться, терпеть различные бедствия в странствовании; опасаться врагов, которые окружают нас и стремятся заградить путь и к отечеству небесному не допустить, беречься козней диавольских, прелестей мира и похотей плотских, восстающих на душу (1Пет. 2, 11). Поэтому должно часто возводить очи наши к Живущему на небе (Пс. 122, 1) и просить помощи у Него, чтобы укрепил нас в подвиге нашем и подал нам течение совершить, веру сохранить (2Тим. 4, 7) и прийти в эту страну живых (Пс. 114, 8).
2. Если отечество наше на небе, христиане, то должны мы о горнем помышлять, а не о земном, по учению апостольскому: о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3, 2).
2. Если житие христиан на земле есть странствование, почему столько христиане припасают здесь стяжаний, как будто вовеки будут здесь жить? Зачем столько строят домов и украшают их? Зачем столько приобретают земель, вотчин, крестьян? Зачем столько собирают богатства и скрывают сокровищ на земле? Зачем умножают золото, серебро, каменья драгоценные? Зачем так отягощают убогую душу свою в странствовании? Все это оставят на земле и ничего с собою не возьмут, как апостол говорит: ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него (1Тим. 6, 7), даже оставим в земле погребенным и само тело, которое в мир этот внесли. Одними душами отойдем к определенному Богом месту.
3. Тем христианам, которые хотят богатеть в мире сем, надобно внимать, что апостол говорит: желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1Тим. 6, 9), – и Христос Бог с высоты славы Своей отвечает: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил (Лк. 12, 20) – и опасаться, чтобы не лишиться небесного и блаженнейшего этого гражданства.
* * *
Отец ты? Как поступаешь с детьми? Учишь ли их страху Божию? Воспитываешь ли их в звании христианском? Показываешь ли им образ добрых дел?