Осуждение
Многие привыкли ближнего осуждать, злословить, и в том своего порока не видят; но как тяжко они грешат, в следующих пунктах показываю.
Во-первых, судьи сии, осуждая ближнего, тем самым показывают себя праведными перед людьми, как то делал фарисей евангельский. В этом показывается их гордость, богомерзкое и фарисейское лицемерие.
Во-вторых, часто бывает, что осуждающий в больших и многих грехах повинен, нежели им осуждаемый. Это и Христос обличает, говоря о нем так: и что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3, 5). Сучком меньший грех, бревном больший грех называет Христос. Да и подлинно, праведный человек от этого греха крайне бережется. Ибо, видя брата согрешающего, он не только не осуждает, но и сожалеет о душевном его несчастии. И при этом молится Человеколюбцу Богу, чтобы избавил его из этой диавольской сети, ведая, что все мы одинаково подвержены падению.
В-третьих, часто согрешение ближнего нашего мы видим, а покаяния не видим. Перед нами согрешил, а от нас отойдя, или, может быть, в тот самый час и покаялся. Ибо удобно человек, пав, особенно от немощи, благодатью Божией восстает. Это восстание, поскольку бывает внутри, в сокрушении сердечном, потому нам и невидимо.
В-четвертых, многие люди, мира сего честь и славу за ничто считающие и ищущие от единого Бога славы, пред нами являются грешными, но их недостоин весь мир. И потому часто бывает, что, кого мы осуждаем, того Бог оправдает. Кого мы за грешника вменяем, тот перед Богом праведен. Кого мы за врага Божия считаем, тот любимый друг Божий. Кого мы бесчестим, поносим злословием своим, того Бог Сам почитает. Кого мы проклинаем, того Бог благословляет: они проклянут, а Ты благо словишь (Пс. 108, 28), – говорит псаломник. О, горе нам, окаянным, когда эти, по нашему безумному мнению, грешники, которых мы ныне неправедно судим, явятся во Царствии Отца Небесного в лике праведных, и нас, судей беззаконных, будут уже праведно судить перед всем миром: тогда праведник с вели ким дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорби ли его и презирали подвиги его (Прем. 5, 1), – говорит Премудрость Божия. Тогда непременно вострепещут видевшие такое славное изменение. Они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаявшись и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудили от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас (Прем. 5, 2–6), – та же Премудрость говорит.
В-пятых, хотя бы и подлинно был тот, кого осуждаешь, грешным, а ты праведным, что тебе из того, что он то и то делает? Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4),– так тебя апостол обличает в послании к Римлянам. А твоя правда откуда? В беззаконии ты зачат, и во грехах родила тебя мать твоя (Пс. 50, 7). А ежели что доброе имеешь, то Божие есть, а не твое. Если Бог отнимет от тебя Свое, то и ты будешь иметь только свои грехи, так вот и ты останешься таким же грешником. Ибо человек, как апостол учит, не только сделать, но и помыслить от себя ничего доброго не может.
В-шестых, наконец, эти святоши и судьи неправедные судом своим сан Христа, Сына Божия, себе похищают, Который один весь мир будет судить и воздаст каждому по делам его: всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор. 5, 10), – говорит апостол. Какое это страшное дерзновение и бесстыдство, всякий может видеть. Но этих неправедных судей Слово Божие обличает, говоря: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). И еще: не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37).
* * *
Что люди делают дурное, кто бы они ни были, на то не смотри и не осуждай их, но себе внимай. Ни они за тебя, ни ты за них ответа не дашь, но каждый сам за себя отвечает.
* * *
Причины, по которым нельзя осуждать ближнего:
1. Потому что осуждающие ближнего восхищают сан Христа, Который один Законоположник и Судия, – что тяжко и страшно.
2. Ближний наш есть раб Божий, а не наш, перед своим Господом падает (Рим. 14, 4), и потому Божия раба судить также тяжко.
3. Судится Божий раб перед Богом, вездесущим и все назирающим. Несносно господину, когда при нем мы его раба судим и браним; тем более Богу досадно, когда Его раба перед Ним судим, сами будучи злыми.
4. Кто ближнего судит, себя осуждает, ибо, осуждая, сам то же творит.
5. Часто бывает, что многие перед людьми являются грешниками, а внутри они праведники. Также и наоборот, многие являются праведными, а внутри – грешники и потому лицемеры, а по Писанию, нечист перед Богом называющий неправедного праведным, и праведного неправедным (см.: Ис. 5, 20).
6. Часто худой слух ложно проносится от злобных или завистливых и ненавистников, и так осуждаемый часто напрасно терпит.
7. Кто судит, сам будет судим, – по слову Христову (см.: Мф. 7, 1).
8. Заповедь Христова: не судите, – разоряется.
9. Ближнему великая обида от этого, не меньше, чем если бы кем жезлом ударяем был, и даже более, ибо рана на теле скорее заживет, чем язва на душе. Как тело ранится жезлом или иным орудием, так душа уязвляется поносным словом. От этого уязвления последует печаль, а от печали смерть.
10. Чем честнее и значительнее лицо поносимое, тем большая бывает язва, а клеветнику больший грех.
11. Когда начальника осуждают и злословят, тогда уменьшается к нему почтение от подчиненных, а от этого последует презрение, от презрения непослушание, от непослушания же всякий разлад и замешательство в обществе.
12. Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и потому весьма грешно нам осуждать того, кого Бог прощает, и разрешает, и оправдывает. Внимайте этому, злоречивые, и исправляйте свои пороки, за которые наказаны будете; а чужих пороков не касайтесь, до которых вам нет никакой нужды.
* * *
Пособие к избежанию осуждения:
1. Каждому себя знать, и не чужие, а свои пороки рассматривать и исправлять.
2. Злобу, зависть, ненависть отбросить.
3. Брату падшему или падающему в духе любви соболезновать и от его падения самому осторожнее себя вести.
4. Молиться милосердому Богу, чтобы падшего восставил и заблудшего обратил, а тебе в те же пороки впасть не попустил.
5. Помнить то, что за осуждение ближнего сам судим будешь, по слову Христову (см.: Мф. 7, 1).
6. Избегать непотребных разговоров, в которых только люди пересуживаются, и то того, то другого слава терзается.
7. Удаляться от тех, которые злую привычку имеют других осуждать.
8. Имеющим эту злую привычку нужно молиться Господу: положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140, 3), – и помнить вышесказанные причины.
* * *
Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение бывает не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом.
Различны причины, по которым эти пороки происходят:
1. Бывают от гордости: гордый, возносясь и не терпя, чтобы другой ему равен был, пересуживает и уничижает его, или, желая свои грехи скрыть, на других злословит и клевещет, чтобы слышащие думали, что он таких грехов не имеет, в каких ближнего осуждает.
2. Иногда бывают от зависти: поскольку завистливый не хочет ближнего своего видеть в почтении и славе, то и старается честное имя его помрачить, и для того бесчестным именем его порочит.
3. Иногда бывают от злобы: злобный, не имея чем отомстить тому, на кого злится, злословием и оклеветанием славу его помрачить старается.
Бывают еще от злой привычки, ревности, нетерпения и прочего.
* * *
Здесь предлагаются некоторые причины, отводящие от этих пороков:
1. Бог весьма запретил нам судить и осуждать ближних наших: Не судите, – говорит Господь, – да не судимы будете. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов, – говорит апостол (Рим. 14, 10). Следовательно, осуждающие ближнего заповеди этой Божией не слушают, и воле Божией противятся, и потому тяжко грешат.
2. Один Судья – Христос, Сын Божий: Тому весь суд отдал Отец Небесный (см.: Ин. 5, 22); Тот всех будет судить без лицеприятия. Его праведного суда и судящие, и судимые не избегнут, и примут все по делам своим. Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5, 10), – говорит святой апостол. Следовательно, кто безумно судит ближнего, тот сан Христов похищает, – что также тяжко и страшно…
3. Несносно человеку господину, когда раб его перед ним, но без воли его кем-то иным судится и злословится. Всякий человек есть Божий раб – как досадно Богу, когда раба Его перед очами Его судим и злословим! Перед очами Его, говорю, судим, ибо Бог везде есть и все видит.
4. Ближний наш есть раб Божий, перед своим Господом стоит или падает, и потому Божьего раба человеку судить и злословить также тяжко; да и нужды в этом нет. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4), – говорит апостол.
5. Все мы грешники перед Богом. Если в каком-то грехе не находишься, то, может быть, уже был; если не был, то можешь быть; можешь тяжелее согрешить, нежели ближний твой, которого судишь за грех. Ибо общее у всех окаянство; внутри нас зло кроется: враги наши в домах наших – страсти наши. Все тем же случаям подлежим. Ближний твой сегодня, а ты завтра то же сделаешь, хотя не делом, так или словом, или мыслью. Без Божией благодати ничего не можем творить, кроме одного зла. Случай и дело это показывает.
6. Часто бывает, что многие являются перед нами грешными, но внутри праведны; для мира безумны, но для Христа мудры. Как и, напротив, многие праведными являются, но внутри грешные, и потому лицемеры; для мира мудры, но для Христа безумны.
7. Часто худой слух от злобных, завистливых, гордых напрасно проносится, и так осуждаемый часто напрасно терпит поношение.
8. Кто осуждает, сам будет осужден, по слову Христову: не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37).
9. Ближнему великая обида через то, не иначе, как бы от кого бит был жезлом, да еще и более. Ибо раны телесные скорее заживут, нежели язвы душевные. Тело жезлом, а душа поносным словом уязвляется. От этого уязвления – печаль, а от печали – немощь, от немощи – смерть. И чем большее поношение, тем большее души уязвление и печаль последует. Человек, будучи честолюбив, лучше желает лишиться богатства, нежели доброго имени: богатства лишившись, может его опять сыскать, а имя доброе весьма трудно возвратить.
10. Чем честнее и выше поносимое лицо, тем большая ему язва, а поношающему больший грех.
11. Когда какой-то начальник осуждается и злословится, уменьшается ему почтение от подчиненных; а от непочтения последует в них презрение, от презрения – непослушание, от непослушания – всякое бесстрашие, бесчиние и нестроение, как всякому это удобно можно разуметь. И поэтому хотя всякого грех осуждать, и грех тяжкий, но начальника злословить – намного больший грех.
12. Часто случается, что хотя действительно кто-нибудь согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и для того страшно человеку осуждать того, кого Бог прощает и оправдывает.
Обдумайте это, злоречивые, которые грехом не считаете злословием и клеветой ближнего уязвлять.
Чтобы этих пороков избежать, полезно примечать следующее:
1. Всякому на себя смотреть, и свои пороки и грехи перед глазами положить, и их очищать стараться: ибо за них будет истязан перед судом Божиим, если не покается. Такое рассмотрение собственных грехов не допустит чужих пороков изыскивать. Как немощный, видя свою немощь, заботится о себе, а не о других, так, кто свою душевную видит немощь, старается от нее освободиться и сперва старается исправить себя, нежели других, сперва бревно из своего глаза вынуть, нежели сучок из глаза брата своего.
2. Помнить, что за осуждение такое сам будет судим.
3. Беречься от разговоров непотребных, в которых люди только пересуживаются и то одного, то другого имя и честь терзается.
4. Удаляться от тех, которые привычку эту злую имеют, как от прокаженных, которые злосмрадным своим запахом и другим вредят.
5. Брату падшему или падающему духом любви соболезновать, и от его падения самому осторожно поступать, и за него молиться милосердному Богу, чтобы падшего восставил, а тебе в тот же грех впасть не попустил.
6. Имеющим злую привычку молиться с Псаломником: Положи, Господи, хранение устам моим (Пс. 140, 3), – и вышеописанные причины помнить.
* * *
Видим, как благосклонен был Господь наш к грешникам: обращался между грешниками он, единственно праведный, и видел совесть всех, и что у кого в сердце было, и какие грехи имел: не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин. 2, 25). Однако никого не посрамил, не обличил, не осудил. Мы, хотя сами грешные и всяким грехам подвержены, однако ж часто укоряем, обличаем и судим: «ты такой-то и такой». Господь так не поступал, хотя и безгрешен был, ибо пришел не судить и обличать, а спасти нас. И даже на явную грешницу, приведенную к Нему и обличенную, не хотел суда произнести, но сказал только ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8, 11).
* * *
Если увидишь или услышишь, что кто-либо согрешает, берегись оклеветать и осудить его. Ты о нем скажешь одному, тот другому, другой скажет третьему, третий четвертому, и так все будут знать и соблазняться и согрешившего будут осуждать, что тяжко, а ты всему тому причиной будешь, поскольку брата твоего согрешение всем известным сделал. Клеветники подобны прокаженным, которые своим злым запахом и другим вредят; или подобны зараженным моровой язвой, которые с места на место заразу переносят и других губят. Берегись же ближнего твоего оклеветать, дабы, тяжко согрешив, и другим причину ко греху подать. Также берегись его осуждать, поскольку перед своим Господом стоит он, или падает (Рим. 14, 4), а также потому что ты и сам грешник.
Праведнику судить и осуждать никого не должно, тем более грешнику грешника. Судить людей – дело единого Христа, Ему от Небесного Отца суд дан, и будет судить живых и мертвых, суду Его ты и сам предстанешь. Берегись же сан Христов себе похищать, что весьма тяжко, и подобных тебе людей судить, – дабы с этим премерзким грехом на суде Страшном не явиться и праведно на вечную казнь не осудиться.
Обрати же твои очи и ум на себя самого и рассматривай себя, и обличай себя, и обвиняй себя пред Богом за грехи свои, что требует дело покаяния, обличай и обвиняй себя пред Богом, и проси у Него милости, как мытарь, дабы Им оправданным быть. Слушай, что Христос Господь говорит судящему: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, – а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3–5). Видишь, что те, которые других судят и осуждают, – лицемеры или ложные христиане. Таковые себя самих и своих грехов не познают, хотя бы снаружи и святыми казались.
* * *
О людях не говори ничего, поскольку от этого бывает порок осуждения, который есть тяжкий грех.