Хотение
Они (евномиане) говорят: «Отец, восхотев ли, родил Сына или не хотя?» – Потом оба случая, как представляется им, завязывают в узел, впрочем не крепкий, но слабый, и продолжают: «Если не хотя, то по принуждению. Кто же принудивший и как может быть принужденным Бог? А если по хотению, то Сын есть сын хотения. Как же Он от Отца?» – И вместо Отца выдумывают какую-то новую мать – хотение. У рассуждающих таким образом приятно слышать одно, а именно, что, отступившись от страдания, прибегают к воле, но воля уже не страдание. Посмотрим же затем, как твердо их рассуждение. И всего лучше наперед сойтись с ними как можно ближе. Ты, который без затруднения говорит все, что захочется, сам от какого родился отца – от хотящего или от нехотящего? Если от нехотящего, то он был принужден к этому. Какое насилие! И кто ж принудивший его? Верно, не скажешь, что природа, ибо в природе – быть и целомудренным. А если от хотящего, то за несколько слогов пропал у тебя отец, – ты стал сыном хотения, а не отца. Но перехожу к Богу и к тварям и вопрос твой передаю на суд твоей мудрости. Бог сотворил мир по хотению или принужденно? Если принужденно, то и здесь насилие и насильственно действующий. А если по хотению, то лишены Бога как прочие твари, так больше всех ты, изобретатель таких умозаключений, вдающийся в подобные мудрования; потому что между тварями и Творцом становится преградой посредствующее хотение. Но думаю, что одно дело хотящий и иное – хотение, одно рождающий и иное – рождение, одно говорящий и иное – слово, если только мы в трезвом уме. Первый – движущий, а последнее – род движения. Поэтому то, чего хотелось не от хотения, потому что не всегда следует за хотением, и рожденное – не от рождения, и слышимое – не от произношения, но от хотящего, рождающего, говорящего. А что в Боге, то выше и этого всего. В Нем хотение рождать есть уже, может быть, само рождение, а не что-либо посредствующее; если только вполне дадим место хотению, а не скажем, что рождение выше хотения. Хочешь ли, сделаю применение к Богу Отцу? – у тебя заимствую такую дерзость. Отец – хотящий или нехотящий Бог? И как избежать обоюдного твоего довода! Если хотящий, то когда начал хотеть? Не прежде, чем существовать. Ибо прежде ничего не было. Или в Нем одно хотело, а другое определялось хотением, и потому состоит Он из частей? Не будет ли и Он, по-твоему, плодом хотения? А если нехотящий, что принудило Его быть (Богом)? И как Он – Бог, если принужден, и принужден не к чему иному, а к тому самому, чтобы быть Богом (1)?