Источник

Падение

Некогда, во дни великого жреца Илии, иноплеменники боролись с израильтянами. По попущению Божию одолев израильтян, они взяли в плен Kовчег Божий, принесли его в свой город Азот, внесли его во храм Дагонов и поставили его около Дагона. Посмотрим же, что случилось тогда в Дагоновом капище (см. 1Цар. 5:1–4). Азотяне, проснувшись поутру, пришли тотчас в храм и увидели, что Дагон упал лицом на землю перед Kовчегом Божиим. Не совсем еще худо тебе, Дагон, ибо хотя ты и упал, но еще не разбился, остался целым и был в состоянии занять свое прежнее высокое место. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. Стой же, Дагон, не падай более, ибо после второго падения ты уже не встанешь целым, но совсем разобьешься. Так и случилось. Снова азотяне увидели поутру: Дагон лежал на земле, голова же Дагонова и обе руки его были отброшены к порогу, а целым остался только хребет Дагонов. Не удивительно это, Дагон: не падал бы вторично, тогда бы ты был цел. Повторил ты свое падение, потому и разбился. Неудивительно, что упал Дагон, вторично низверженный силой Божией, а удивительно то, что люди самовольно повторяют свои греховные падения. Слова Писания: «осталось только туловище Дагона», – еврейская Библия читает так: «Только Дагон остался». Что же значит: «Только Дагон остался?» Дагон, по толкованию некоторых, есть то же, что и рыба, ибо идол был подобен рыбе. Он имел человеческую голову и руки, поэтому, когда после второго падения откололись голова и руки, то и осталось только подобие рыбы. Теперь поясним нашу речь. Когда человек однажды впадает в какой-либо грех, то еще не совсем сокрушается, еще есть надежда на восстание, еще рука Господня может поднять и подкрепить его, согласно написанному: «Когда он падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его, ибо силен Бог восставить его» (Пс. 36:24; Рим. 14:4). Поставленный же после на своем месте через святое покаяние, как при Kовчеге при прежней Божией благодати, если упадет вторично, если снова возвратится к прежнему беззаконию, тогда падение его бывает несравненно ужаснее, ибо тогда он губит как голову, то есть здравый разум, так и руки, то есть дела разумные, тогда лицо его душевное обезображивается и перед Богом, и перед людьми. Он тогда не только сильнее прогневляет Бога, но является и для людей предметом соблазна, осуждения, смеха и поношения. Он бывает тогда без прежней своей добродетельной красоты, как без красоты лица, бывает без богомысленного разума, как без головы, без добрых дел, как без рук. Он тогда не может отстать от греховной привычки, но совершенно порабощается ею, и уже делает не то, что хочет, но то, чего и не хочет, ибо делает не он, но живущий в нем грех. «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб», – говорит Писание, и: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (2Пет. 2:19; Ин. 8:34). Без головы же – разума, – и без рук – деяний разумных, – остается один только Дагон, то есть рыба несмышленая или, лучше сказать, идол бесчувственный и бездейственный, а такой сокрушенный идол не скоро может быть поставлен на прежнем месте. Нужен искусный мастер, художник, чтобы ту отпавшую голову и те отпавшие руки снова ему приделать, а для этого необходимо много труда, времени и стараний (1).

Все уклоняющиеся от пути правого, не хранящие завета Господнего – хромы. «Уклонились от стезей своих», – говорит псалмопевец (Пс. 17:46). Хромы же бывают двояко: на одну ногу и на обе ноги. На одну ногу хромы те, кто то прямо станет, то к земле приклонится. Так они то к добродетели обращаются, то к злобе возвращаются; то встают, то опять падают и как бы двумя путями шествуют. О таких говорит Сирах: «Горе... грешнику, ходящему по двум стезям!» (Сир. 2:12). На обе же ноги хромают те, кто, однажды упав, не хотят вставать, но, увязнув в болотистой глубине и отчаявшись в своем спасении, как без ног по земле, суете сует, ползают: превратилась в персть душа их, прилепилась к земле утроба их. Или носимы бывают как бы неким насильственным греховным обычаем не туда, куда бы они хотели, но куда греховная страсть их неволит: что хотят, не делают, а что не хотят, то делают, – не они, но живущий в них грех (см. Рим. 7:19–20). K таковым хромцам взывает пророк Илия: «долго ли вам хромать на оба колена?» (3Цар. 18:21). Таковым, дабы их ноги стали на правоту, нужно неотступно держаться церковных дверей покаяния. Ибо как дверьми в храм вступают, так же святым покаянием в общение церковное, в исправление жизни, в получение милости Божией и в прощение грехов и в небесные обители входят. Этими дверьми вошли разбойник, мытарь, блудница и блудный сын. Подвигнемся и мы войти сквозь тесные врата покаянных трудов, пока имеем время, ибо многие потом захотят войти и не смогут. Ныне же в эти двери постучимся, взывая: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!»33. Ныне послушаем учащего нас апостола: «Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12:12–13) (3).

Не радуйся о падении ближнего, но более плачь и рыдай, считая его падение как свое, ибо ближнего как себя любить заповедано. «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется», – говорит Соломон (Притч. 24:17). Не утешайся о согрешении другого, да и о твоем согрешении бесы и люди не порадуются, ибо не велика радость о согрешении, но скорее печаль и боязнь о себе. Ибо только бесы радуются о погибели грешных, потому что и сами всеконечно погибли, человек же о спасении человеческом радоваться должен, да и сам спасение получит и обретет от Бога милость ныне и в день суда (3).

* * *

33

Стихира великопостная.


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle