Источник

Оскорбление

Кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит, и кто человека оскорбит, тот и Бога оскорбит. Как? Бог повелел нам человека не обижать и не оскорблять, но более любить его и помогать ему. Если не делаем того, что Он повелел, то не оказываем Ему послушания и противимся святой воле Его, и так безумно оскорбляем Его. Видишь, человек, что грех против человека не может быть без греха против Бога, и оскорбление человека не бывает без оскорбления Божия. Ненавидишь человека, которого Бог любит и велел тебе любить, – ненавидишь и Самого Бога. Делаешь обиду человеку, что Бог тебе запретил, – делаешь обиду Самому Богу. Видишь, куда грех твой против человека, оскорбление твое и обида твоя, ему оказанная, видишь, куда восходит?! К Самому Богу.

* * *

Всяким грехом величество Божие оскорбляется. Человека простого оскорбить – немалое зло, сановитого – более, и сколь великое – царя. А какое тяжкое зло – оскорбить бесконечного и неописанного Бога! Обида и оскорбление растет от лица оскорбляемого; и чем большее и высшее есть оскорбляемое лицо, тем большее оскорбление и больший грех. Но оскорбление всякого человека, не только простого, но и сановитого и самого царя, как ничто, в сравнении с оскорблением Бога: ибо всякий человек, и сам царь, есть как ничто перед величеством Божиим, перед Которым весь свет и все народы – как капля из ведра считаются (Ис. 40, 15). Поэтому всякий грех есть весьма тяжкое зло, ибо им бесконечное Божие величество оскорбляется; и такое зло всю вечность огнем гееннским очищаться будет, если здесь сокрушением сердца, покаянием и Кровью Сына Божия не очистится.

* * *

Видит Он злое помышление и начинание твое и препятствует тебе в совести твоей. Видит – и оскорбляется. Величие Его оскорбляется твоей гордостью, тем, что ты, земля и пепел (Сир. 9, 10), надмеваешься. Правда Его оскорбляется твоею неправдой. Истина Его оскорбляется твоею ложью. Святость Его оскорбляется твоею нечистотой. Долготерпение Его – твоим нетерпением. Благость Его – твоею злобой. Милость Его – твоим жестокосердием. Щедрость Его – твоею скупостью. Любовь Его оскорбляется твоею ненавистью и завистью.

* * *

Оскорбление и любовь к любимому вместе быть не могут в любящем, разве что оскорбление то от неведения или от другой какой немощи, а не от умысла и произволения, или когда любящий любимого оскорбляет ради пользы его. Но такое оскорбление от любви происходит. Так отец оскорбляет сына своего, когда бьет его, дабы исправен был, так и друг, обличая погрешности любезного своего друга, оскорбляет. Так добрые пастыри оскорбляют людей, себе порученных, дабы возымели печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор. 7, 10). Так и Сам Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Но такое оскорбление, как от любви происходящее, любви не противно, но даже является известнейшим знамением и плодом любви.

* * *

Крайне берегись всякого человека словом или делом оскорбить, ибо это тяжкий грех. Когда оскорбляется человек, то оскорбляется и Бог, Который человека любит. Ибо не может оскорбление человека быть без оскорбления Бога. Кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит. Тяжко это, как сам видишь. Если же как-нибудь оскорбишь ближнего твоего, то тотчас смирись перед ним, и со смирением проси у него прощения, дабы не подпасть праведному суду Божию.

* * *

Случается живущим в обществе друг друга оскорблять. Бывает это или от хитрости зачинщика диавола, который, ненавидя любовь между нами, подстрекает нас к оскорблению ближнего, или от слабости естества нашего, или от невнимания, а часто и от привычки. В таком случае обязательно нужно примирение, и так братолюбие сохранится.

Многие, оскорбив своего ближнего, не думают об этом, и так в церковь входят и молятся; но в каком опасном состоянии они находятся, видно из следующего. Кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит, и кто человека оскорбит, тот и самого Бога оскорбит, так как Бог запретил против человека согрешать и его оскорблять.

Итак, человек, согрешая против своего ближнего и его оскорбляя, согрешает и оскорбляет Бога, заповедавшего не делать так.

Любовь к ближнему связана с любовью Божией. Когда разоряется любовь к ближнему, то разоряется и любовь к Богу. Кто ближнего не любит, тот и самого Бога не любит. А из этого следует, что, кто хочет с Богом примириться и с Богом мир иметь, тому должно прежде с ближним своим примириться, и тогда только к Богу приступать и молиться и от Него милости просить. А отсюда видно, что суетна и тщетна молитва тех, которые, ближнего своего оскорбив и с ним не примирившись, к Богу в молитве приступают. Об этом говорит Господь: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5, 23–26).

Смотри, христианине, как нужно нам примирение с ближним нашим. Бог ни нашего покаяния, ни молитвы, ни чего иного от нас не примет, пока с ближним нашим не примиримся. Так дорого почитает Бог любовь и мир с ближним нашим! Берегись же, оскорбив ближнего твоего, не заботиться о примирении, но немедленно с ним примирись, чтобы не подвергнуться праведному Божьему гневу. Оскорбил ты ближнего словом – словом и примирись, смирись перед ним и проси у него прощения. Делом своего ближнего ты оскорбил – делом и примирись. Смерть невидимо за нами ходит и нежданно похищает. Что же будет человеку, когда в непримирении и вражде умрет? С чем от этого мира отойдет, с тем и пред судом Христовым явится. Что ныне оставлено и заглажено, то и там не явится.

* * *

Получаешь от Бога пищу, питье, одеяние, дом и прочие блага, но помнишь ли Благодетеля и благодаришь ли Его от сердца? Внимай себе.

Мы так нищи и убоги, что ничего своего, кроме грехов и немощей, не имеем, и столько благодеяний от Создателя нашего получаем, что и минуты единой без Него жить не можем. Но когда грешим, то великого Благодетеля этим бесстыдно оскорбляем и неблагодарными Ему являемся. Тяжко человека-благодетеля оскорбить, но сколь несравненно тяжелее Бога, Который один есть благость и любовь, Который нам, и зло творящим и Его оскорбляющим, благотворить не перестает! Внимай этому.

Знай точно, друг, что лучше несколько раз умереть, нежели Бога, вечную благостыню, хотя бы малым чем оскорбить. Кто против Бога согрешает и так оскорбляет Его, тот поступает подобно тому, кто от человека-благодетеля всякое добро получает, но его ругает и бесчестит.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle