Источник

Неблагодарность

Если бы кто-нибудь у некого доброго и милостивого господина жил в доме и от него пищу, питье, одежду, защиту и прочие блага получал, но ему, как благодетелю своему, не только достойной благодарности не оказывал бы, но и всякую грубость, непочтение и досаждение являл бы, поносил и ругал бы его, то было бы это достойно сожаления и все бы на такого безумного человека негодовали. И действительно, такой человек достоин был бы всякого негодования и поношения! Неблагодарность – великое зло, безумие и слепота, и всякому человеку это мерзко. В этом пороке пребывают дети, которые родителей своих не почитают; люди, которые пастыря своего поносят и злословят; ученики, которые учителям своим досаждают; подвластные, которые властям, об общей пользе пекущимся, достойной чести и любви не оказывают; нищие, которые подающих им милостыню не любят и не помнят их благодеяния, и прочие. Такую или еще несравненно горшую неблагодарность оказывают Богу беззаконствующие христиане.

Ибо человек человеку какое ни делает добро, – не свое, но Божие добро делает, так как Бог – Источник и Причина всего, какого ни есть на свете, добра. Бог Свое истинное добро нам подает. Какого добра и благодеяния не оказал нам Бог! Создал нас, и создал нас не скотами, но людьми, разумом одаренными. Создал особеннейшим Своим советом: сотворим человека. Создал по образу и подобию Своему. Какая честь может быть больше человеку, чем быть созданным по образу Божию! За одно это ничем и никогда не сможем Бога отблагодарить.

* * *

Неблагодарность человеческую Божие Слово обличает во многих местах, некоторые из которых здесь предлагаю для того, чтобы показать, какой тяжкий грех – неблагодарность.

Святой пророк Моисей, желая обличить неблагодарность людей израилевых, небо и землю призывает во свидетельство слов своих, говоря: Род строптивый и развращенный! Сие ли воздаете вы Господу? Эти люди глупы и неразумны! Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, и сотворил тебя, и создал тебя? Вспомните дни древние, помыслите о летах прежних родов; спроси отца твоего – и возвестит тебе, старцев твоих – и скажут тебе. Когда Всевышний разделял народы и расселял сынов Адамовых, поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих. И были часть Господня, народ Его Иаков, наследственный удел Его Израиль. Он довольствовал его в пустыне, во время жажды и зноя в без водной, ограждал его, и учил его и сохранил его, как зеницу ока. Как орел покрыл гнездо свое и носится над птенцами своими, простер крылья свои, и принял их, и поднял их на плечи Свои… (Втор. 32, 1–18), и прочее.

Пророк Исаия тоже призывает небо и землю во свидетельство жалобы Божией на неблагодарность людей израилевых: Слушай, небо, и внимай, земля, ибо Господь говорит: Я родил сыновей и возвысил их, они же отверглись Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего, Израиль же Меня не познал, и люди Мои не разумеют Меня. А далее пророк, с великой ревностью по Богу укоряя их, говорит: Увы, народ грешный, люди, исполненные грехов, семя лукавое, сыновья беззаконнии, вы оставили Господа, и разгневали Святого Израилева, возвратились вспять (Ис. 1, 1–4), и прочее.

Через пророка Малахию говорит Господь о не почитающих и не боящихся Его, чего корень есть неблагодарность: Сын чтит отца, и раб господина своего боится; и если Я – Отец, то где почтение ко Мне? И если Я – Господь, то где страх пре до Мной? – говорит Господь Вседержитель (Мал. 1, 6).

Псаломник на неблагодарность людей израилевых жалуется, говоря: забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им, – и еще: выражали любовь к Нему устами своими и языком своим лгали Ему. Сердце же их не было право пред Ним, и не были они верны завету Его (Пс. 77, 11, 36–37).

Христос, когда десять прокаженных очистил, а один только из тех очистившихся, самарянин, возвратился к Нему с благодарностью, говорит: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника (Лк. 17, 17–18)? И Иуде, предателю Своему, обличая его неблагодарность, говорит: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого (Лк. 22, 48)?

Из этих приведенных и прочих мест Святого Писания можем видеть:

1. Сколь тяжка пред Богом неблагодарность. Тяжко людям терпеть неблагодарность тех, коим благодеяние какое-либо сделали; тем более Богу. Ибо люди, какое ни делают добро ближним своим, это есть Божие добро, а не их собственное; от Бога имеют, а не от себя, добро всякое. Ибо что ни имеем, кроме грехов, то Божие, а не наше, и потому, когда делаем кому добро, от Божия добра, нам данного, уделяем. Однако, хотя и не своим добром приносят кому пользу и от него не видят благодарности, не без болезни претерпевают то, как это для всякого несомненно. Сколь несравненно тяжелее наша неблагодарность перед Богом, Который не чужие, а Свои блага, блага бесчисленные, умом непостижимые, ведомые нам и неведомые, являет нам, как сказано выше. И являет не только каждый день, но и каждый час и минуту, так что и минуты без благ Его жить не можем!

2. Чем кто больших благ удостаивается Богом, тем более и тяжелее грешит, если Ему не оказывает благодарности. Более тяжелой неблагодарностью перед Богом была неблагодарных иудеев, нежели язычников, не знающих Его. Ибо иудеи, кроме общих благодеяний Божиих, которые изливаются добрым и злым, праведным и неправедным, то есть временные и земные блага, особливой милости более язычников Богом удостоились…

Велика и тяжка была неблагодарность неблагодарных иудеев; но еще большая и тягчайшая неблагодарность – неблагодарных христиан. Ибо иудеи те не видели Бога во плоти, а христиане видят. Не видели они ходящего по земле в образе раба; не видели проповедующего, не видели чудодействующего; не видели плотью страдающего, плотью умирающего за грешников, плотью восстающего из мертвых, возносящегося на небо, и с прославленной плотью сидящего по правую руку от Отца, а христиане видят. Иудеи не видели Святого Духа, сошедшего в огненных языках, – христиане видят. Иудеи не слышали о приблизившемся Царствии Небесном, а христиане слышат. Иудеи избавлены от рабства египетского, христиане – от рабства и мучения адского. Иудеев Моисей избавил, христиан – Сын Божий. Иудеи введены в землю обетованную, христианам открыта дверь Царствия Небесного. Иудеи не причащались Тела и Крови Христовой, христиане причащаются. Иудеи не слышали Бога, с неба говорящего: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), – христиане слышат. Многие пророки и праведники желали видеть, что христиане видят, и не видели, и слышать, что слышат, и не слышали (Мф. 13, 17) – христиане видят и слышат.

Итак, большей милости, чести и преимущества удостоились от Бога христиане, нежели иудеи. Поэтому более благость Божию огорчают, когда являются неблагодарными, нежели иудеи. Ибо чем больше благодеяние, тем более обязывает к благодарению, тем бесстыднее бывает благодетельствуемый, когда благодарного почтения не воздает благодетелю своему. Иудеев неблагодарных обличали пророки, христиан неблагодарных обличит Сам Христос, Праведный Судия, во время страшного Своего пришествия: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 42–43).

Хотя и всем грешникам страшен будет гром этот, но более христианам неблагодарным, познавшим истину и в истине не ходившим. Весьма стыдно и страшно будет выговор этот слышать неблагодарным грешникам; слышать перед всем светом, перед святыми Ангелами и избранниками Божиими; слышать от Христа, ради всех сошедшего с небес и воплотившегося, ради всех пожившего на земле, ради всех страдавшего, распятого, умершего, погребенного и из мертвых воскресшего, так всех возлюбившего, – страшно: ибо лишатся всей Божией милости на веки вечные.

* * *

Признаки неблагодарности примечаются следующие:

1. Благодеяние Божие забывать. И забыли благодеяния и чудеса Его, которые явил им (Пс. 77, 11), – об иудеях неблагодарных пишется. Ибо благодарный всегда помнит благодеяние, и, смотря умом на благодеяние, благодарит благодетеля. Так святой Давид всегда помнил и благословил Благодетеля своего Господа: благословлю Господа на всякое время, всегда хвала Ему на устах моих (Пс. 33, 2), – и к тому душу свою побуждал: благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его (Пс. 102, 2); – но и других к тому побуждал: возвеличите Господа со мною, и вместе пре вознесем имя Его (Пс. 33, 4)...

Неблагодарный не так: но тогда только помнит, когда получает благодеяние; тогда только хвалит благодетеля, когда утешается благодеянием его; а как утешение отойдет, забывает благодеяние и благодетеля. Так иудеи, вышедшие из Египта, как только через Чермное море перешли и воспели хвалу Божию, вскоре забыли такое великое Божие дело, как говорит о них Псаломник: и воспели хвалу Ему, но скоро забыли дела Его (Пс. 105, 12–14).

Так и ныне многие христиане, или от болезни, или от смерти, или от темницы, или от иной какой беды избавившись, забывают это Божие благодеяние. Так же питаются, одеваются и прочим добром Божиим снабжаются, но притом не поминают Благодетеля. Чают воскресения мертвых и жизни будущего века, но Умершего за них и Воскресшего от сердца не благодарят, и дела этого великого не стараются в памяти содержать, и так являются Богу, Благодетелю своему, неблагодарными.

2. Знак великой неблагодарности – Божие благодеяние себе приписывать и тем хвалиться, или приписывать немощной твари. Такую неблагодарность показали израильтяне, которые то великое Божие дело своего избавления из Египта тельцу золотому приписали: вот боги твои, Израиль, которые извели тебя из земли египетской (Ис. 32, 4).

Так и ныне многие, хотя не приписывают дела Божии бездушному идолу, но себя вместо идола поставляют; и что Богу одному приличествует, себе приписывают: «Я-де то и то сделал; я того и того научил; я того и того исцелил, того и того от смерти избавил; я того и того обогатил», – и прочие безумные речи.

Что говоришь, о человек суетный? Что ты можешь доброго сделать без Бога? Откуда ты взял разум? Откуда богатство, откуда искусство? Что имеешь своего собственного, кроме грехов? Что ты имеешь, чего бы не по лучил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил (1Кор. 4, 7)? Как можешь других научить добру, когда сам зол и невежда? Как можешь других просветить, будучи сам слеп? Как можешь других обогатить, будучи сам нищ? Как можешь других избавить, сам каждую минуту помощи требующий?

Бог один всех просвещает, один учит, один обогащает, один избавляет. От Него одного разум, помощь, избавление, богатство, исцеление. Тому одному подобает честь и похвала за все. Разум твой, искусство, богатство, крепость – это Божие дарование. Зачем же то, что Божие, себе, человеку немощному, скудному, бедному и ничтожному, присваиваешь? Как отнимет Бог Свое, то останутся тебе только твои грехи, которые тебя должны смирять, а не дарование Божие возносить?

3. Признак неблагодарности – дарование Божие скрывать или употреблять не во славу Божию, но ради своей корысти и прихоти. Таковы те, которые имеют разум, но не употребляют его на пользу ближним своим, или, что хуже, употребляют разум во вред братии своей: составляют язвительные писания, ложные клеветы, которыми стараются истину низложить, ложь поставить. Сколь же это великое зло, всякий может видеть. Также те, которые богатство мира этого имеют и скрывают его, или на непотребные расходы употребляют, а просящих ради Христова имени презирают. Также те, которые, будучи в чести, не ищут чести и славы Божией и пользы ближних, ради чего в честь всякий призывается, а ищут своего скверного прибытка.

Злоупотребление же дарованием Божиим потому неблагодарностью признается, поскольку дарование ради того нам дается, дабы мы и сами им пользовались, и благодарили Бога, и другим пользу приносили в честь Давшего нам добро Свое. Ибо люди, пользуясь добром Божиим, нами подаваемым, убеждаются прославлять Бога, всех благ Подателя. Злоупотребляющий же дарованием пресекает это прославление и открывает путь к негодованию и хулению.

Это-то и значит выговор Христа на Страшном Суде тем, кто по левую сторону Его: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посети ли Меня. Я вам дал блага Мои ради вашей и ближних ваших пользы; а вы не хотели делиться ими ради имени Моего с нуждающимися, но ими прихотям и страстям своим служили. Не требовал Я от вас Себе пищи, одежды, покрова, посещения, утешения, но требовали братья Мои меньшие, и так как им не сделали ради Меня, то не сделали Мне (Мф. 25, 42–45).

4. Признак неблагодарности – нетерпение и роптание в бедах, потому что бедами нас хочет Бог исправить и к Себе привлечь, за что подобало бы от сердца благодарить Бога, так милостиво о нас промышляющему. Сколько есть таких, которые бедами подвиглись к истинному покаянию и так к Богу возвратились, о чем не только Святое Писание, но и церковная история свидетельствует. Ниневитяне перед предстоящей бедой обратились от злых своих дел и начали каяться (см.: Ион. 3). Манассия, царь Иудин, бедами подвигнулся и взыскал Господа смирением и покаянием (см.: 2Пар. 33, 12–13). Израильтяне, бедами подвигнувшись, обращались к Богу, как о том больше всего книга Судей свидетельствует. Бедой понуждаемая женщина хананейская вопиет Христу: помилуй меня, Господи, Сын Давидов (Мф. 15, 22), и проч. Апостол Павел согрешившего в Коринфе предает сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5, 5).

О, сколь многие и ныне в бедах ищут Бога – те, которые в благополучии оставляли Его! Сколь многих нищета смиряет – тех, которых богатство возносило! Сколь многих скорбь и печаль подвигает к истинной молитве и сердечному воздыханию – тех, которые в мирской радости не вспоминали Бога! Сколь многих болезнь убеждает презирать славу, честь, богатство, сладость мира сего – тех, которые, будучи здоровыми, ими утешались, – и искать Царствие Божие и правду Его (см.: Мф. 6, 33), – тех, которые во здравии не думали о том! Искусившийся знает это.

О, превратность – горькое по вкусу врачевство, но спасительное, жезл отеческого Божьего наказания, от сна греховного пробуждающий, искоренение плотского пристрастия, возбуждение к духовной жизни, низложение гордости, училище терпения, воспитание смирения, начало духовной мудрости, вождь к молитве, приведение к Богу, ходатай упования, которое не посрамит! От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности упование, а упование не посрамит(Рим. 5, 3–5). Благословен еси, Господи, Боже отец наших, ибо различным образом приводишь нас к Себе и вечному Твоему блаженству.

Итак, возлюбленный христианин, явный признак неблагодарности к Богу – если кто в бедах не имеет терпения, ибо бедами как бы убеждает нас Бог входить в блаженство Его вечное. Вспомни, сколько погибло поживших в благополучии и увеселении мира сего. Итак, лучше нам молить Бога о том, чтобы отеческим Своим жезлом наказывал и милости Своей не отнимал у нас: накажи нас, Господи, но по правде, а не в ярости (Иер. 10, 24), – с пророком говорить, нежели с роптанием и негодованием наказание Его принимать, что и Его благости противно, и нам вредно. Все верные Его от начала мира с благодарением наказание Его принимали и ожидали милости от Него, и получили. То же и мы должны делать, если хотим милость Его получить.

5. Признак неблагодарности – это немилосердие и суровость к ближнему, когда человек каждый день и час Богом великой милости удостаивается, а сам не хочет ради Бога подобного себе человека помиловать. Ибо ради милосердия Божия, которое человеку каждый день оказывается, сколько бы обиды ни принял от ближнего, все простить от сердца должен, так что хотя бы несколько раз убит был и ожил (если бы то могло случиться), простить должен убившего. Поскольку какая бы обида ни была причинена человеку от человека и сколько бы ни было обид, это ничто по сравнению с обидой, которой величество Божие подлый человек, земля и пепел (Сир. 9, 10), оскорбляет, преступая закон Его, и милости Его не лишается.

Тогда эту, такую великую Божию милость, не помнит человек, когда ближнему согрешившему не хочет простить. И это есть великое человеческое самолюбие и лукавство, что сам он от Бога получает милость, а ближнего не хочет миловать. Так поступил с товарищем своим тот жестокосердный должник, в притче евангельской упоминаемый, которому царь, по милости своей, десять тысяч талантов простил, а он сам товарищу своему не хотел и ста пенязей, такого малого числа, простить. Поэтому и милости, которой удостоился было от милостивого господина своего, лишился; и гнев от него с выговором почувствовал: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, по ка не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 24–33).

Такой же гнев от Бога, Царя неба и земли, почувствуют и все те, которые от Него всегда такой милости удостаиваются, так Его оскорбляя, не подпадают казни; а сами и малейшей милости ближнему явить не хотят, но за малое поносное слово влекут на суд и предают темнице. Так и Отец Мой Небесный по ступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35), – заключает Христос эту притчу.

Эту немилость являют господа рабам своим и командиры подчиненным, если или за свою обиду, или не соответственно мере преступления с гневом жестоко мучают их; а также и прочие, которые за обиду и погрешение или судом, или иным образом мстят ближним своим, несмотря на то, как милосердно с ними Бог поступает, Который если беззакония усмотрит, кто постоит (Пс. 129, 3)?

6. Признак неблагодарности – устами Бога благодарить, а сердце с устами несогласное иметь: устами почитать, но сердцем и жизнью своей бесчестить Его. О таких говорит Псаломник: и выражали любовь к Нему устами своими, и языком своим лгали Ему. Сердце же их не было право пред Ним, и не были они верны завету Его (Пс. 77, 36–37). И в ином месте Бог говорит: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13).

Таковы те, которые в церковь на славословие ходят, но делами хулят Бога; языком поют, но преступлением святого закона Его бесчестят. Таковы те, которые создают храмы Божии каменные или деревянные, но разоряют храмы Божии одушевленные; украшают образ Христов и святых Его, но людей, по образу Божьему и по подобию созданных, обнажают; облагают святое Евангелие серебром, золотом и драгоценными, по мнению человеческому, каменьями, но написанного в Евангелии и коснуться не хотят. Еще таковы те, которые строят богадельни, обильные раздают милостыни, но с других, подобной себе братии, сдирают, а это есть не милость, но бесчеловечность, не жертва, а мерзость есть перед Богом. Что заколающий сына пред отцом его, то приносящий жертвы от имения убогих (Сир. 34, 20), – говорит Писание. Сколь приятно смотреть отцу, когда сын перед ним заколается, столь приятна Богу жертва твоя, которую ты приносишь от слез убогих! Да разве ты хочешь утаить перед Богом, что чужое приносишь, и, столько слез пролив, приносишь! Но Устроивший ухо, не слышит ли плача рабов Своих? И Создавший глаз не видит ли слез их, которые ты пролил (Пс. 93, 9)?

Ты приносишь имения их, а они плач и слезы проливают перед Богом: и обоих дела – твоя неправда и их стенание – до Бога доходят. И так Он и твою неправду видит, и их плач и стенание слышит, и воздаст тебе и им свое. И ты, что приносишь, то не твое, а бедных, тобой обиженных. Что ты обидел их, то твое собственное, и вошло уже в уши Господа Саваофа, и уже записано в книге Его, и объявит тебе в день Суда Своего. Итак, если осмотришься, то увидишь, что жертва твоя не что иное, как грех перед Богом тяжкий, к Нему вопиющий и отмщения тебе просящий, и потому мерзость (Лк. 16, 15).

А если кто, хотя и без обиды ближнего созидает и украшает храмы, дает милостыню и прочее подобное этому делает, но хочет прославиться от людей, – к вышеописанному же числу людей принадлежит. Ибо не с благодарностью Богу, а с тщеславием делает; не Божией славы ищет, а своей корысти; не Бога почитает, а себя; не Бога любит, а себя. Ибо без любви к Богу и почитания, от любви происходящего, благодарности быть не может. Ибо и человеку-благодетелю без любви и истинного почтения ничто неприятно. Любовь ничем иным довольствоваться не может, как любовью взаимною.

7. Превеликий признак неблагодарности есть хула, когда человек или не признает бытия Божия, или какие другие на имя Его святое и страшное изрыгает хулы. Этого рода люди, или даже выродки рода человеческого, и, если по правде признать, чудовища всего света, последнюю разума искру погасили, хотя бы они и звезды считали или землю размеряли. Они поступают подобно тому, кто отца, от которого рожден, не признает: «Я-де не имею отца». Они хуже самих скотов, которые хозяев своих и питающих их знают и почитают. Они на здания, дома, искусство смотрят, а архитектора и хозяина не признают; они пищу сваренную едят, а повара не признают; они письма читают, а писателя не признают, и думают, что это само собой делается. Если бы кто заключил таких в темнице и не дал бы куска хлеба им, пусть бы тогда самобытным своим довольствовались хлебом и светом, Подателя которых не хотят признавать и почитать.

8. Наконец, всякая беззаконная и вере христианской противная жизнь есть признак неблагодарности. Ибо к Богу благодарности не может быть без любви Божией, которая познается в соблюдении заповедей Божиих, как говорит Христос: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня(Ин. 14, 21).

* * *

Христианам должно хранить себя от неблагодарности к Богу.

1. Человек неблагодарность Богу показывает, когда забывает благодеяния Его, как неблагодарность Израильтян тем обличается, что забыли благо деяния Его и чудеса Его, которые Он показал им (Пс. 77, 11). Это бывает, когда человек благами Божиими насыщается, – и не чувствует; светом освещается, воздухом сохраняется, огнем согревается, хлебом насыщается, водою напояется, одеждою покрывается, от врагов невидимых, демонов, Божией силой хранится, за грехи не тотчас казнится, и прочие блага от десницы Божией приемлет, – и не познает их и не разумеет, как сказано: муж безумный не познает, и неразумный не уразумеет сего (Пс. 91, 7). Что бы нам воспоследовало, о христианин, если бы Бог по правде Своей за неблагодарность нашу отнял хотя бы одну стихию – воздух? Непременно бы следовало всем тотчас умереть со скотами нашими. Или отнял бы у нас воду, или как прежде в Египте, в кровь претворил (см.: Исх. 7, 20)? Или вместо света дневного послал тьму, как там же, в Египте, учинил (Исх. 10, 22)? Кто бы не захотел за великое сокровище это достать? Во тьме познаём, сколь великое добро есть свет; в жажде воды ценность познаём; в зиме и холоде огня нужду и пользу видим; в голоде хлеба цену узнаём; насколько нужна одежда, в наготе примечаем; какое великое добро здоровье, в болезни чувствуем; сколь благоприятна и любезна нам свобода, темница и неволя показывает.

Что бы нам еще было, когда бы Бог по правде Своей поступил с нами, и тотчас за грехи наши казнил нас: ибо все мы много согрешаем (Иак. 3, 2), и грехопадения кто уразумеет (Пс. 18, 13)? Или на малое бы время попустил Он врагу нашему диаволу, который, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Петр. 5, 8), которого, как пса на привязи, силой и властью Своей держит, чтобы не вредил нам, – что бы, говорю, последовало нам, если бы дал ему свободу на нас? Кто бы смог целым остаться? Кто бы остался в живых? Поистине, что живем, движемся и существуем – Божие превеликое благодеяние. Если человек этих и прочих благодеяний Божиих не чувствует и не познает, то он, по словам псалмопевца, муж безумный и неразумный, и неблагодарный по отношению к своему Благодетелю и Творцу, Богу.

2. Особенно неблагодарность показывает Богу человек, когда забывает великое дело искупления рода человеческого, что ради него Сам Бог на землю сошел, воплотился, на земле с людьми жил, страдал и умер, и так спасение, которое он потерял, устроил ему. Но человек великую эту благодать Божию забывает, и, как бы ни во что вменяя, оставляет спасение свое, бесценной ценою Крови Христовой купленное, искать верою; пренебрегает вечной жизни сокровищем, которое одно только нужно (Лк. 10, 42), и обращается к миру сему и всему, что в нем, и прилепляется к суетной чести, славе, богатству и роскоши, и так творит себя недостойным вечной жизни. Бог хочет его помиловать, спасти, вечную жизнь ему подать; но он это благоволение Божие презирает, и отвращается от Него, и так самовольно идет в погибель, как слепой в ров.

Если бы кто пришел к утопающему в воде или погрязающему в тине и, простерши руку, хотел бы его оттуда извлечь; или пришел бы кто к пленному и хотел бы его от плена избавить, но он сам не хочет от беды своей избавиться, – не был ли бы тот безумен, и к своему благодетелю неблагодарен? Непременно бы всякий признал его за несмысленного и неблагодарного. Так делает нераскаянный грешник, который не хочет от любви мира отстать, и к Богу обратиться, и вечную жизнь от Него получить. Христос, Сын Божий, пришел на землю и простирает руку Свою святую к всякому грешнику, погрязающему в тине греховной, и плененному врагом диаволом; но грешник, как муж безумный, не хочет от беды своей избавиться, не соизволяет воле святой великого своего Благодетеля и Спасителя, остается в бедственном своем прежнем состоянии, погрязает и утопает в грехах, как в тине, и остается, как был, в горьком плену и власти диавола, и так не к иному чему, как к вечной погибели, закрыв глаза, идет. Так к Богу, Благодетелю своему, хотящему спасения его, неблагодарным себя показываем, и сам самовольно погибает.

3. Неблагодарность человеческая к Богу познается и оттого, что он Божию благость не только каждый день, но и каждый час на себе познает, но Его, как Благодетеля своего, не любит. Не любит же, ибо не почитает; не почитает, ибо не слушает; не слушает, ибо заповедей Его не исполняет. От этого всякий грех и беззаконие следует. Если человека – благодетеля – любим, то и почитаем его; а когда почитаем, то и слушаем его; когда слушаем, то и волю его исполняем. Отсюда следует, что всякий грех, от произволения и против совести совершаемый, есть знак неблагодарности к Богу, потому, – хотя и всяким, а таким грехом особенно Он прогневляется, – что с любовью и благодарностью совместиться не может. Истинно благодетеля своего любящий и к нему благодарное сердце имеющий не хочет его прогневать и оскорбить, так как любви истинной тяжко видеть любимого своего прогневанного и оскорбленного.

4. Неблагодарность человеческая к Богу и от того показывается, что он благами Божиими утешается, но имени Благодетеля своего хвалить, петь и прославлять не хочет. Благодарный к благодетелю своему не только любит его и почитает, но и хвалится им перед другими, прославляет и превозносит его и благодеяние его. Так, кто к Богу благодарность имеет, не скрывает в сердце своем благодеяния Его, но устами исповедует, и Самого Его поет, хвалит и величает. Отсюда столько благодарных и похвальных песней произошло и написано в книгах пророческих, в псалмах, в Новом Завете и в церковных книгах, которые святые Божии радостным духом Богу, Благодетелю своему, пели, и нам для того же оставили. Отсюда во многих местах Святого Писания, а особенно в псалмах, повелевается нам хвалить и петь Господа: хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа (Пс. 134, 1). Это и есть жертва христиан, которую они во все дни Богу приносить должны, как апостол говорит: итак будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13, 15). Кто не творит этого, тот неблагодарное к Богу имеет сердце и напрасно созданием Божиим называется, ибо не хвалит Создателя Своего, Которого все создание хвалит и хвалить должно (см.: Пс. 148, 1–13); напрасно благодеяния Божии получает, ибо не прославляет Благодетеля своего; напрасно имя христианское имеет, ибо не благодарит Христа, Искупителя и Спасителя своего и не прославляет Его. Поэтому обличил Христос неблагодарность прокаженных, которые исцелились от проказы, но не пришли, кроме одного, благодарения Ему воздать и перед Ним благодеяние Его исповедать: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу (Лк. 17, 17–18)?

То же самое можно сказать и о христианах, которые в Крещении святом очистились от проказы греховной и прочими благодеяниями Божиими насыщаются, но не возвращаются Богу воздать славу: не все ли это великое дело благости Божией на себе узнали и прочие блага всегда познают? Да почему же не все возвращаются с благодарным к Богу сердцем и не воздают славы Богу?..

5. Отсюда видим, как ослепляет человека грех. Человека-благодетеля своего, – хотя, что ни получает от него, Божие есть, – однако любит, почитает и прославляет человек, но Богу, благами Которого живет, движется и существует (Деян. 17, 28), не воздает того. Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Создателя своего. Не беса проповедают славу Божию (Пс. 18, 2); солнце, луна и звезды светом своим прославляют Бога; птицы на воздухе летают, поют и прославляют Господа; земля с плодами своими и море с живущими и движущимися в нем хвалит Господа – словом, все создание творит слово и повеление Божие, и так хвалит Господа своего (см.: Пс. 148, 1–13). Человек, на которого далеко большая, чем на все создание, Божия излилась благость, ради которого небо и земля созданы, ради которого Сам Бог на земле явился и жил, – человек, говорю, разумная тварь, в Божиих благодеяниях заключенный, не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека!

6. Отсюда еще видим, сколь великая благость Божия, что Он столько терпит неблагодарность человеческую, и не только терпит, но и благотворить не престает врагам Своим: Он повелевает солнце Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45).

7. Неблагодарность наша, христианин, не Богу, но нам вредит. Как солнце, хулится ли, или хвалится, все равно есть солнце, все равно сияет и лучи свои дает, и так ни хулением не убавляется, ни хвалением не умножается свет его, так и Богу: любим ли Его, почитаем, хвалим и благодарим, Ему славы не придаем, но себе самим пользу получаем. Также, когда не любим, не почитаем, не хвалим или хулим, славы у Него не отнимаем, но себе вредим. Божия слава ни умножиться, ни умалиться не может. Ибо Бог как в свойствах Своих, так и в славе Своей всесовершенен и бесконечен есть, и потому не можем ни благодарностью нашей и хвалой славы Ему придать, ни неблагодарностью и хулою славы Его умалить; но той себя самих пользуем, этой же себя повреждаем и губим. Солнце всем светит, кто хочет пользоваться светом его, отворяет очи свои и пользуется светом его, но солнцу от этого ничего не придается, а кто смежает очи свои и светом его не пользуется, себе, а не ему вредит. Так благость Божия на всех изливается: кто ее чувствует и благодарит Бога, самому ему благодарность его пользу приносит, а не Богу, а кто не чувствует и не благодарит Благодетеля, самому себе, а не Ему, вредит. Такого человека, который к Богу благодарности не показывает, лишает Он праведным судом благодати Своей; и так человек, оставшись без помощи благодати Божией, бывает, как слепой, и ходит, как во тьме, грешит и не чувствует, и от греха в больший грех впадает и, как слепой рва, так он не видит погибели, в которую впадет. По этой причине христиане неблагодарные бывают злее язычников, ибо язычники политичные24 убегают таких грехов, на каковые дерзают бесстрашные христиане, как-то: разбой, хищение, лихоимство, неправда в судах, лукавство, лесть, блудодеяние, и прочее. Это плод неблагодарности, плод нечувствия и погибели! Достойно и праведно презирается и оставляется от Бога тот, кто Его сам презирает. Поэтому христианам должно крайне беречься неблагодарности, ибо они более всякого создания и более прочих людей сподобились и сподобляются милости Божией.

* * *

Многие грешники любящих их любят и за добро, которое от них получили или получают, благодарят их, почитают их, услуживают им, и имя их везде с похвалою поминают, и хвалятся ими, как благодетелями своими, хотя этот человек человеку не свое собственное, но Божие добро дает (все Божие добро есть, какое ни имеем), однако и за то благодарными себя благодетелям своим показывают. Но те же грешники однако ж не благодарят Бога, Который собственные Свои блага всем подает, от Которого всякий день сподобляются бесчисленных благодеяний, от человеколюбия единственно происходящих. Не благодарят Его за то, что созданы Им, что питаются и одеваются Им, что сохраняются Им, что ради них Он Сына Своего в мир послал и ради всех на смерть предал Его, дабы все спаслись. Этого не разумеют неисправные грешники, и за это великое и чудное дело не благодарят любящего их и Благодетеля Бога, ибо не любят Его, не почитают и не слушают Его, без чего благодарность быть не может. Не слушать и тем прогневлять и раздражать благодетеля и одновременно благодарным ему быть, – дело невозможное. К благодарности требуется любовь и от любви почитание. Любовь же не хочет любимого оскорбить и раздражить, чего беззаконники не делают, следовательно, и Богу неблагодарны.

* * *

Многие неисправно живущие отцы на сынов, господа на рабов, власти на подчиненных своих негодуют и гневаются, когда не видят от них должного себе послушания. И это есть правильная причина гнева и негодования их. Всякий сын отцу, раб господину и подчиненный власти своей должен показывать послушание. Так же, сотворившие какое-нибудь благодеяние людям не терпят, когда от них не видят благодарности. Но сами эти негодующие ревнители Богу, Верховному Господу, не показывают послушания и не воздают благодарности. И почему на себя не гневаются? Великое ли дело, что их, людей, люди не слушают? А то, что они сами Бога, Которому и они сами и подчиненные их подчинены, не слушают не считают ли они мелочью? Или, разве добро, человеком человеку сотворенное, достойно благодарности, а Богом сотворенное не достойно? Какая душа, хоть малую разума искру имеющая, стерпит такое? Кому нам более и послушание показывать, как не Богу, ради Которого и отцам, и господам, и властям нашим христиане повиноваться должны? И кого более благодарить нам, как не Бога, от Которого все добро происходит, и добро Которого и благотворящие нам подают, а не свое? Все, что ни имеет человек, кроме немощи, растления и грехов своих, – Божие, а не его собственное: наши тело и душа – Божии.

Однако негодует человек, когда сотворит кому-нибудь добро и не чувствует от него благодарности, а сам каждый день и час от Бога получает добро, и неблагодарным пребывает к Нему, но не замечает этого. Так же злые отцы на сынов, господа на рабов и власти на подчиненных неисправных гневаются; но сами всегда неисправны пред Богом пребывают, и думают, что это ничего. Если правильно неисправным властям, господам и отцам на подчиненных гневаться за непослушание их, то на себя они должны прежде гневаться, потому что сами перед Богом, как Ему подчиненные, неисправны.

И если благотворящие грешники негодуют за неблагодарность людей, подобных себе, то прежде всего на себя негодовать должны, что к Богу, Творцу и высочайшему Благодетелю своему, благодарности не имеют. Всякий грешник как послушания, так и благодарности Богу не показывает, пока в звании и должности христианской неисправен пребывает. Ибо как послушание, так и благодарность Богу без соблюдения заповедей Его, соблюдение же заповедей без любви Его не бывает, по слову Господню: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. И далее: не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14, 21, 24).

* * *

24

Политичный – ловкий, тонкий, обходительный, образованный.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle