Источник

Начальник

Что у тела голова, то в христианском обществе пастырь и начальник. Когда у тела разумная голова, то все тело в хорошем состоянии находится. Так и когда в христианском обществе имеется разумный пастырь и начальник, то и общество это в хорошем состоянии. Счастливо то тело, в котором разумная голова. Так и блаженно то христианское стадо, в котором разумный, добрый и бодрый пастырь. Блаженно то царство, в котором разумный и добрый царь царствует. Блаженны тот город и страна, которыми разумный и добрый властелин управляет. Блаженны те рабы, над которыми разумный господин господствует.

Блаженны те дети, у которых разумный и добрый отец. Блажен любой дом, в котором разумный и добрый хозяин. Все – как счастье, так и несчастье – во всяком обществе от властелина зависит, как целость тела от головы.

О, возлюбленные пастырь и всякий начальник! Вы свет христианскому обществу. На вас смотрят все люди: что делаете и что говорите, как смотрим все на свечу, горящую в ночи. Итак, будьте светом, да просветятся смотрящие на вас. Будьте как зеркало, глядя в которое люди отирают на своем лице пороки. Будьте как разумная голова на теле. Если вы разумны и добры будете, то будет блаженно и все вам подчиненное христианское общество и вы блаженнейшими будете: если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма (Мф. 5, 16)? И если светильник угаснет, то чем находящиеся во тьме просветятся? И если зеркало помрачится, то в чем люди увидят свои пороки?

Будьте, возлюбленные, разумны и добры – да и себе самим, и людям Божиим блаженство приобретете! Так, – говорит вам Христос Господь, – да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). А поскольку все блаженство христианского общества от разумных и добрых пастырей и начальников зависит, то вы, христоименитые люди, не переставайте молить общего всех Владыку Христа, да вразумит и наставит пастырей и прочих христианских начальников, ибо это блаженство ваше! Итак, прежде всего прошу совершать молит вы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2, 1–2).

* * *

Плохим и неблагополучным бывает состояние подчиненных без начальников, но что может и начальник без службы подчиненных? Голова в теле человеческом считается важнее прочих членов, но что она может без очей, без ушей, без рук и без ног? Так и начальник в обществе выказывает себя важнее прочих, но что сделает без службы подчиненных? Ничего. Чтобы голова, самая разумная, хорошо управляла телом, нужны ей очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, уста и язык, чтобы говорить, руки, чтобы делать, ноги, чтобы ходить, и прочее. Так и начальнику, даже самому разумному, чтобы он с успехом мог промышлять об обществе, нужны другие люди: иные как очи, иные как уши, иные как уста, иные как руки, иные как ноги и прочее. Тогда и будет благополучным правление его. Что голова без прочих членов тела? Ничто. Что и начальник без подчиненных? Ничто. Что военачальник без офицеров и солдат? Как простой солдат. Что князь, вельможа и господин без слуг и крестьян? Тот же простой человек…

Так считающиеся самыми презренными, честны и нужны. Это представляется не для того, чтобы подчиненные начальников презирали – да не будет этого! Должно им воздавать достойную их честь, по Писанию: отдавай те всякому должное: кому по дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7). Но считающие себя честнейшими не должны низших презирать и своими титулами и именами гордиться. Одно требуется от христиан-начальников, чтобы они и сами со страхом Божиим жили, и обществу христианскому в силу присяги своей и по правилу святого Писания служили. Тогда они подлинно велики будут, велики и здесь, и в Царствии Небесном велики. А если по прихотям своим живут здесь, и Тому, Который власть им дал, не повинуются, то велико будет их вечное неблагополучие. Настолько умножится их страдание, насколько здесь страху нагоняли. Ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны (Прем. 6, 6).

Возлюбленный, который на высоком месте сидишь! Смотри почаще на смирение Христово, и это не позволит тебе возноситься, и братию свою, ниже стоящую, презирать, и безумно в мире сем свирепеть, и так в бедствие погибельное впадать. Кто знает, ты ли или тот, которого презираешь, лучший и честнейший у Бога, Который смотрит на сердце и судит по внутреннему, а не по наружности, и по вере и делам ей сообразным, а не по именам и титулам?

* * *

Диавол, супостат наш, на всякого христианина восстает и борет, но прежде всего на начальника-христианина. Он все силы свои употребляет на то, чтобы начальника-христианина низложить и пленить.

Враг на войне мира сего ни в кого не стреляет более, чем в полководцев и начальников; так и враг христиан, диавол, ни на кого не вооружается более, чем на тех христиан, которые и прочими христианами управляют, и себя и прочих хотят спасти. Любимая его добыча – христианин начальствующий, низложенный и плененный им. А пленник его есть всякий, который противно Слову Божию живет, ищет своей, а не подначальных выгоды, соблазняет, а не управляет и не исправляет людей. Тогда он удобно и прочие христианские души пленяет, как и враг видимый, пленив начальника, создает замешательство в подначальных воинах его, а так и их удобно пленяет. Имеет он своих служителей, ложных христиан, которые, как плевелы между пшеницей, находятся и растут. Через них много наветов, козней и хитростей делает он начальствующему христианину.

Об этом зле все прошедшие века свидетельствуют; примечаем это и видим и ныне. Эти наветники для христианина-начальника опаснее самого диавола, поскольку они волки, но скрытые под овечьими кожами; они ласково говорят и, как Иуда, приветствуют, но в сердце предательству поучаются. Надобно рассудительным и предусмотрительным быть начальнику, который хочет и себя, и подначальных своих спасать. Эти души много вымышляют о начальнике, и вымыслы эти в подначальных посевают; и бывает, что на языках человеческих носится то, что начальнику и на ум не пришло. А так великое в подначальных делается замешательство, нестроение, подозрение и сомнение о начальнике. Все это зло и слух злой ударяет душу начальника. Надобно сильным ему быть, если хочет эту тяжесть поднять и понести, а он непременно должен.

Многие христиане ни о чем так не заботятся, как чести достигнуть, и высшей чести. Но не знают сами, о чем заботятся. Неразумному и неисправному христианину честь, как безумному меч, которым и себя, и других погубляет. Все христиане присягают и клянутся пред Богом всемогущим и Сердцеведцем, когда принимают честь; но многие, выйдя из церкви, и забывают, и нарушают клятвенное свое обещание. Видно, что у таких людей на устах и языке только клятва была, но в сердце безбожие сокрыто. Много от таких присяжных стонет и страждет общество. Лучше бы им не родиться, или родившимся землю возделывать и так себя питать, нежели достигать чести и многих неповинных слезы проливать.

Горе таковому начальнику! Бог, сирых Отец и Судия вдовиц, всякую каплю слезы обиженных людей Своих взыщет с него. Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший ухо не слышит ли? или Создавший глаз не видит ли? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению (Пс. 93, 8–10)?

Итак, внимай этому, христианин, и не касайся того, чего поднять не можешь. И хотя это всякому, кто ни получает честь, говорится, но более тому, который в звание и должность пастырскую вступает и хочет быть иереем или епископом. Не касайся, чего поднять не можешь; и не ищи и не бери бремени, которое тяжелее сил твоих, да не отяготит и не погрузит тебя в бездну. И когда призываешься к чести, рассуждай, можешь ли удержать на себе бремя то. А когда изволение Божие будет – быть тебе в чести, то хотя и убегать будешь от чести, будешь в чести.

* * *

О должности начальников.

1. Многие христиане желают и ищут почетной должности и начальства, но таких людей не только христианские книги, но и языческие не хвалят. Не достоин тот чести, кто ищет чести. Не знают люди, чего себе ищут. Часто честь для человека, как для безумного меч, которым и себя и других убивает. Высокое дерево всякому ветру подвержено и, когда падает, сокрушает многие малые деревья, близ него стоящие. Так и начальник бывает подвержен многим искушениям, и падение его далеко слышно бывает, и соблазн многим подает. Начальник согрешит, и все об этом знают. Так Давид, царь Израилев, согрешил, и все это знаем. Не ищи же, возлюбленный, чести и начальства, но ожидай, когда позовут...

2. Когда призовут тебя на высокую должность и начальство, подумай о своих силах: человек не всякую тяжесть может поднять. Не каждый и в должности высокой и начальником может быть. Прежде нужно научиться собой владеть и управлять тому, кто хочет другими владеть и управлять, и прежде самому делать то, что хочет другим приказывать. Христианину-начальнику обязательно нужны разум и добрая совесть. Без разума начальник будет, как слепой, блуждать. Без доброй совести будет разорять, а не созидать общество. К тому же честь переменяет нрав человеческий, но редко в лучшую сторону. Многие святыми были бы, когда бы не были в чести. Рассуждай об этом, христианин, и за тяжесть выше силы твоей не берись. А когда Бог призовет, то хотя и бегать будешь от чести, – не убежишь от нее.

3. Назначаемые на высокую должность и начальство дают присягу. Сила присяги состоит в том, чтобы заботиться о пользе общества, по совести поступать, истину изыскивать, неправду искоренять, правду наблюдать и насаждать, словом, промышлять со всяким усердием об общей пользе. Многие христиане или ради одной только церемонии присягают, принимая высокую должность, или, и присягнув, за порог церковный выйдя, присягу забывают. Такие люди занимают должность для себя, для своей, а не для общей корысти, и хотя внешне являются христианами, однако внутри безбожны.

Ты таким начальникам не подражай, чтобы на праведном суде Христовом с ними не пострадать. Меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны (Прем. 6, 6). Столько примут мучения такие начальники, сколько здесь свирепеют и неправды творят. Грехи их и беззакония на небо вопиют и отмщения им просят.

Возлюбленный, берегись таким начальникам последовать, но, будучи в должности, помни присягу твою и поступай по христианской совести и силе присяги, поминая Страшный суд Христов, ибо там за все должен будешь ответить праведному Судии. Будь же подначальным твоим, как отец детям, и пекись о них, как отец о детях.

4. Поскольку среди христиан много лживых и лицемеров, то не сразу верь доносителям, но одним ухом слушай доносителя, а другое оставляй ответчику.

Не будь скорым в таком деле на доверие.

5. Всяким образом изыскивай истину, а когда невозможно ее найти, оставь и предай это суду Божию; там всякая истина и ложь явится. Ибо лучше виноватого оставить без наказания, нежели наказывать неповинного.

6. Когда судишь, не знай ни лиц, ни друзей, ни врагов, ни знакомых, ни незнакомых, но подругой пусть будет тебе истина и правда, ибо дело Божие творишь, сидя на месте судьи. Смотри же на дела, а не на лица, и отдавай всякому должное.

7. Когда надо будет кого-либо наказать словом или делом, приступай к наказанию с неохотой. Когда словом наказываешь, берегись наказывать поносным словом: ты-де плут, ты мот, ты вор, и прочее. Это ругание, а не наказание. Когда делом наказываешь, то наказывай, а не мучай. Многие начальники свой гнев и ярость на подначальных вымещают, и как звери плоть человеческую терзают, и так мучают их, а не наказывают. Ты с сожалением и ради исправления наказывай своего подначального. Ибо в том проявляется сердце и дух христианский – ближнему своему сострадать. Помни, что брат твой наказываемый такую же плоть и немощь имеет, как и ты.

7. Когда в сердце почувствуешь гнев на подначального, то берегись в гневе и словом и делом наказывать, но подожди, пока гнев укротится. Потому что в гневе не сможешь по-христиански наказывать, но много сделаешь непристойного и неприличного христианам, о чем хотя и будешь после сожалеть, но уже не возвратишь того, что сделано или сказано. Ибо гнев, как буря, все сокрушает, или как огонь, все поедает. В гневе никакого добра не может человек сделать, а только зло. Берегись же в гневе наказывать.

8. Помни, что ты христианин, над христианами начальствуешь, а христиане все между собой братья. Христос Господь не стыдится христиан братией называть, как это видим в Писании, тем более простому человеку, хотя и начальнику, христиан должно братьями считать и так их называть. Берегись же подначальных своих презирать и их считать за подножие, как у некоторых есть обычай. Знай подлинно, что между ними есть святые и избранники Божии, каковых презирать и уничтожать тяжко, как сам видишь. И хотя снаружи ты должен словом и делом показывать сан и начальство, однако внутри себя помышляй, что ты ничем не лучше их. К тому же Богу возможно и из подначального начальника сделать, и из начальника – подначального. Рассуждай об этом, и не будешь над подначальными гордиться.

9. Без помощи Божией никакое доброе дело и успех не бывает. Потому усердно молись Господу, да поможет тебе в звании и делах твоих.

* * *

О должности подначальных.

1. Всякий начальник от Бога поставлен, по Писанию: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1). Поэтому начальника почитай Бога ради и во всем ему отдавай достойную честь.

2. Так как начальник промышляет и заботится об обществе, в котором и ты находишься, то люби его, как своего отца и благодетеля, и будь ему благодарен.

3. То, что он повелевает и устанавливает для общей пользы, исполняй и делай по его установлению.

4. Клевете и злому слуху о начальнике остерегайся верить, ибо на человека, а особенно на начальника часто ложный слух проносится. Особенно берегись оклеветать и осудить его, ибо тяжко согрешишь. Великое беззаконие – простого человека оклеветать или осудить, а тем более начальника… Такой клеветой у начальника отнимается достойное ему почтение, а в подначальных последует небрежение о нем, и ему непослушание, и всякое зло в обществе.

5. Когда начальник наказывает тебя словом или делом – терпи безропотно. Когда праведно наказываешься, то ты достоин этого, по своей заслуге принимаешь, зачем же и роптать? Когда неправедно, – и его претерпи, и считай, что оно причитается тебе по грехам твоим, которыми ты пред Богом согрешил.

6. Так как начальник печется об обществе, следовательно и о тебе, и для этого требуется ему разум и в искушениях подкрепление, то как все подначальные, так и ты молись о нем, чтобы вразумил его Господь, помог и укрепил. Об этом апостол говорит: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и без мятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2, 1–2). От начальника счастье или несчастие общества зависит так, как от головы целость всего тела. Поэтому должно всем молиться, чтобы начальник был разумным и добрым, и тогда общество в благополучии будет.

7. Хотя от христиан-начальников и не должно ожидать, чтобы они противное Богу и закону Божию приказывали, однако, поскольку все в мире случается, и как видим в историях, то когда начальник приказывает что-либо противное Богу, не слушай его. Ибо этому и совесть учит, и Божие слово говорит об этом: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога (Деян. 4, 19). И еще: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29). Во всем прочем крайне берегись противиться начальнику, дабы не постиг тебя тотчас суд Божий, как Дафана и Авирона и прочих их единомышленников.

* * *

Начальник ли ты? Как людьми Божиими, братией твоей, управляешь? Печешься ли об их общей пользе? Искореняешь ли неправду и насаждаешь ли правду? Удерживаешь ли своевольство бесчинных и защищаешь ли неповинных? Внимай себе.

Подначальный ты? Почитаешь ли начальника твоего и повинуешься ли ему Бога ради? Внимай себе. Ибо нет власти не от Бога (Рим. 13, 1).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle