Источник

Наследство

Вызвался богач и представляет резон, почему убогим отказывает: «Я-де имею детей, надо детям оставить наследство».

Правда, не должно детей оставлять. Требует того естественная к детям отеческая любовь. Ближе тебе дети твои, нежели другие. И плохо и бесчеловечно делает тот, который, оставив домашних без хлеба, питает других. Итак, не оставляй детей, но не оставляй и убогих, которые просят у тебя милости ради Христа, за всех и за тебя умершего. Люби детей, но Христа, Который у тебя через убогих просит, не только более детей, но и более себя люби. Но притом внимай следующему предложению:

1. Если хочешь оставить наследство детям, неизвестно, детям ли оно достанется или врагам твоим. Ибо часто бывает, что имение чужим достается по смерти, а не тем, кому желаем при жизни нашей.

2. «Неизвестно, – говорит свт. Василий Великий, – будет ли им полезно оставленное богатство твое» (В Слове к богатым), поскольку многие дети оставленным им отеческим имением развращаются и погибают временно и вечно.

3. Душа твоя ближе тебе и дороже должна быть, нежели дети твои: должен ты более о ней заботиться, нежели о детях. Ибо с нею ты вовеки будешь – или в жизни вечной, или в муке вечной, а дети твои до тех пор твои, пока на свете этом с ними живешь, хотя и при жизни твоей они более Божии, нежели твои, как и сам ты.

4. Дети, и без наследства оставшись, могут нажить имение, как и ты нажил. Ибо Бог, Который тебе дал, может и им дать. А душа, тобою оставленная, у кого найдет милость, когда и заповедь Божию презираешь, и милости к ближнему не показываешь?

5. Дети твои имеют Промыслителя общего – Бога, Который обо всех промышляет. Его Промыслу, как себя, так и детей вверяй, а не на богатство погибающее надейся, отчего апостол отвращает, и детей тому же учи, чтобы уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения (1Тим. 6, 17).

6. Нет лучшего наследства, чем чтобы дети твои наследовали твою добродетель и нравы добрые, чтобы от тебя, отца, научились милость творить ближнему; видя тебя, родителя своего милостивого, и сами бы милостивы были. Это наследство старайся им оставить. Постарайся воспитать их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), как апостол учит. А если без наставления этого оставишь их, то и богатство твое, им в наследство оставленное, также мечом будет, которым сами себя погубят, и сам ты перед судом Божиим повинным явишься.

7. Если детям оставить хочешь имение, а убогих презираешь, то никакой любви христианской не имеешь, а только плотскую, ибо христианская любовь всех объятиями своими объемлет. Итак, с какой надеждой без христианской любви умирать будешь? Ибо где любви христианской нет, там и веры нет, без которой спастись невозможно (Евр. 11, 6): вера, действующая любовью, спасает (Гал. 5, 6); и вера без дел мертва (Иак. 2, 20, 26), – говорит Святое Писание.

* * *

Многие христиане отцам своим по плоти, хотя и злым, стараются угождать, дабы наследства после отцов своих не лишиться. Но те же человекоугодники Богу, Отцу Небесному, Который дает чадам Своим, угождающим Ему, наследие вечное и неизреченное, угождать не стараются, дабы того не лишиться.

Не значит ли это, христианин, почитать временное и сновидению подобное блаженство более истинного и вечного? Не значит ли это – не почитать и презирать Бога, уготовавшего и обещавшего то наследство? О, как горько возрыдают эти наследники, когда в руках своих ничего не увидят, кроме одного лишения и пагубы! Когда Божии угодники наследуют Царство, уготованное им от создания мира, они выброшены будут во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30, 34, 41).

* * *

Так как отечество христиан не от мира сего, ибо они странники и пришельцы в мире сем… то и наследие их не в мире сем, но в ином месте, где отечество и дом их находятся. Так как отечество христианское есть небо, там и наследие их, на небе.

Там они наследуют, по Писанию, жизнь вечную (Мф. 19, 29), наследуют обители Отца Небесного (Ин. 14, 2), наследуют покой (Евр. 4, 1, 11), наследуют пребывание со Христом, да видят славу Его (Ин. 17, 24); наследуют лицезрение Божие, потому что увидят Его, как Он есть (1Ин. 3, 2); наследуют венец нетленный (1Кор. 9,25), наследуют венец правды (2Тим. 4, 8), венец жизни (Иак. 1, 12; Откр. 2, 10), венец славы (1Петр. 5, 4); наследуют Царство и славу Божию (1Фес. 2, 12), Царствие, уготованное им от создания мира (Мф. 25, 34); наследуют то, что будут Богу подобны (1Ин. 3, 2); наследуют, наконец, блага, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2, 9). Поэтому и называются истинные христиане наследниками Божиими и сонаследниками Христу (Рим. 8, 17).

Итак, видишь, возлюбленный христианин, что наследие христианское нетленное, чистое, неувядаемое хранится для них на небесах (1Петр. 1, 4). А какое оно и как велико, не только описать, но и умом понять не можем, но только верою видим ныне, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1Кор. 13, 12), и с богомудрым Павлом, который восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова(2Кор. 12, 2, 4), исповедуем и проповедуем, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не при ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Примечаем несколько из настоящего будущее, и из видимого невидимое, и из тленного нетленное.

Если ради этого тела нашего, тленного и смиренного, сотворил человеколюбивый Бог такие великие блага на небе и на земле, на воздухе и море, которым нет числа, то сколь великие будут те блага, которые наследуют избранные Божии в небесном отечестве, где увидят Его лицем к лицу (1Кор. 13, 12)!

Если в странствовании и изгнании, юдоли плачевной, в темнице такое подает им, то какое подаст в доме Своем, где слава Его сияет!

Если добрым и злым, праведным и грешным солнцу Своему повелевает сиять, то каковы будут те блага, что одним добрым уготованы!

Если такими Его дарами наслаждаются друзья Его и враги, то какие будут, насколько великие, бесчисленные, славные и удивительные, которые одним друзьям подаст в наслаждение!

Если во дни плача такое утешение, то какое будет во дни брака! Сколь велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя, приготовил для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими (Пс. 30, 20)! – говорит Ему в песне своей Псалмопевец.

Тогда наследуют они всех желаний исполнение.

Желают люди светлости – тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43).

Желают люди легкости и крепости – тогда будут, как Ангелы Божии (Мф. 22, 30).

Желают люди нетления и полного здоровья – тогда будут нетленными: ибо сеется в тлении, восстает в нетлении (1Кор. 15, 42, 53).

Желают люди силы – тогда будут сильны, ибо сеется в не мощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор. 15, 43–44).

Желают люди славы – тогда будут в славе, ибо сеется в уничижении, восстает в славе (1Кор. 15, 43).

Желают люди торжества – тогда торжествовать будут над смертью и адом. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа (1Кор. 15, 55)?

Желают люди долгой жизни – тогда будет вечная жизнь, ибо праведники живут во веки (Прем. 5, 15).

Желают люди сытости – тогда насытятся, когда явится им слава Господня (Пс. 16, 15).

Желают люди утолить жажду – тогда насытятся от ту ка дома Божия и потоком сладости Его напьются (Пс. 35, 9).

Желают люди сладкого пения – тогда услышат ангельское пение, и сами без конца и труда будут петь пресладкую песнь: Аллилуия (Откр. 19, 1).

Желают люди разума и премудрости – тогда премудрость Божия откроет им саму себя.

Желают люди дружбы – тогда будут любить Бога больше себя самих, и друг друга, как себя самих, и Бог их будет любить, как чад Своих.

Желают люди согласия и мира – тогда будут их воля и стремление едиными, ибо все будут хотеть того же, что единый Бог хочет.

Желают люди радости и веселья – тогда радостью будут радоваться о Господе (Ис. 61, 9),возрадуется сердце их, и радость их никто не отнимет у них (Ин. 16, 22).

Желают люди богатства – тогда добрые и верные рабы Господни над многим постав лены будут(Мф. 25, 21).

Желают люди царства – тогда наследуют Царство. Уготованное от создания мира (Мф. 25, 34).

Желают люди Бога видеть – тогда увидят Бога лицем к лицу (1Кор. 13, 12), и будет Бог все во всем (1Кор. 15, 28).

Желают люди никогда не лишиться того добра, которое имеют – тогда так уверены будут в том, что не лишатся всего этого никогда, как уверены в том, что сами этого не хотят.

Вот, возлюбленный христианин, наследие христиан, которое им уготовил Отец их Небесный благодатью Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа! Это наследие мы было потеряли грехами своими, но послушанием и трудами Сына Божьего снова возвратилось оно к нам. Вступают в это наследие христиане, подвигом добрым подвизающиеся, течение совершившие, веру сохранившие (2Тим. 4, 7).

Примечай, христианин:

1. Сколь великое, славное и воистину умом непостижимое наследие истинным христианам на небесах уготовано.

2. Как усердно стараться и подвизаться нам должно, чтобы достигли и мы его благодатью Спаса нашего Иисуса Христа, по увещанию богомудрого Павла: так бегите, чтобы получить (1Кор. 9, 24).

3. Как тщательно беречься от любви к мирским вещам: чести, богатству, славе, сладострастию и грехам, которые препятствуют и отвлекают нас от блаженного наследия.

4. Как усердно благодарить Бога, уготовавшего нам такое блаженство, и молить Его, дабы Сам Он в подвиге веры помог нам, и укрепил до конца, и так веру соблюдшим предоставил его.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle