Источник

ПОДВИГ (См. также ДЕЛАНИЕ, ТРУД)

Некоторые измождали тела свои постом и прочими телесными подвигами, но пребывали далекими (устраненными) от Бога, потому что не имели духовного разума (Антоний Великий). VI, 26.

Подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить перед Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всей души. Во всяком другом подвиге, который возложит на себя посвятившийся монашескому жительству, хотя бы он нес этот подвиг настойчиво и постоянно, стяжавает и имеет некоторое упокоение; но молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы (авва Агафон). VI, 60.

[Авва Аполлос] не одобрял носивших вериги и принимавших на себя вид особенного, сочиненного благоговения. Таковые, говорил он, делают это напоказ человекам и впадают в лицемерство. Лучше постом утомлять тело, а добродетели должно творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерства (авва Аполлос). VI, 69.

[Примечание святителя Игнатия:] В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и при преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным – и были наиболее опасными [ему] душевные страсти, особливо высокоумие. Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжении краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно (авва Евагрий). VI, 113.

Брат просил наставления у аввы Евпрения, как ему жить? Старец отвечал: ешь траву, в траву одевайся, на траве спи, сердце стяжи железное (авва Евпрений). VI, 122.

Бдения совершай с рассуждением, не отказывая телу в необходимо покое; разумно и со смирением совершай благочестивый подвиг, чтобы от излишнего бдения не помрачилась душа и не оставила вовсе поприща. Достаточно употреблять половину ночи для бдения и половину для успокоения тела (авва Исаия). VI, 168.

Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне: то истинное видение не открывается ему (авва Исаия). VI, 175.

Когда он [подвижник] при посредстве удовлетворительного телесного подвига подчинит чувства власти духа и освободится от страстей, тогда истинное видение открывается во всей славе уму (авва Исаия). VI, 175.

Любовь к подвигам есть ненависть к страстям, напротив того, леностию и праздностью удобно вводятся страсти в душу (авва Исаия). VI, 203.

Если человек не прольет пота в подвиге для снискания каждой добродетели, то он не возможет достигнуть в покой Сына Божия (авва Исаия). VI, 218.

Благоразумное удручение себя подвигами изглаждает пороки, произведенные предшествовавшим нерадением (авва Исаия). VI, 213.

Человек, доколе находится в теле, никак не должен и не может доверять себе. Он не способен к неизменяемости. Необходимо ему выбывать в непрерывающемся подвиге (авва Исаия). VI, 222.

Все, что выше сил (меры) – от бесов (Пимен Великий). VI, 334.

Если тело твое немощно, то соразмерь силе его правило и пост твой, чтобы не впасть в болезнь, по причине которой будешь искать себе подкрепления и отяготишь братию служением тебе (Изречения безымянных старцев). VI, 375.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle