Кейль
Кейль, Карл Фридрих – немецкий лютеранский богослов ортодоксального направления, один из наиболее энергичных борцов против рационалистической библейский критики, известный экзегет по Священ. Писанию Ветхого Завета. Сын бедного крестьянина, он родился 26 февр. 1807 г. в селе Лаутербахе у Эльспица в Саксонии; 14-летним мальчиком (в 1821 г.) приехал в Петербург к своему дяде, занимавшемуся столярным ремеслом, и был помещен в немецкую школу (Peterschule) при евангелическо-лютеранской церкви св. Петра. Здесь своими выдающимися способностями он обратил на себя внимание преподавателей и при покровительстве императрицы Александры Федоровны, сестры германского императора Вильгельма I, был отправлен в г. Дерпт, ныне Юрьев, для поступления на богословский факультет Университета. Из профессоров последнего особенное влияние на Кейля имел Адольф Клейнерт (род. 1802 г.; †28 февр. 1834 г.). В 1830 г. Кейль получил в Университете серебряную медаль за сочинение «Rationalistae, qui vocantur, veris ecclesiae evangelicae membris adnumerari neqneunt» и окончил курс со степенью кандидата богословия, после чего отправился для продолжения своего образования в Берлин. Здесь он сделался учеником Генгетенберга [см. «Энц.» IV] и пробыл до половины 1833 года, когда был приглашен в Дерпт для занятия в Университете, вместо проф. А. Клейнерта, кафедры экзегетического богословия и восточных языков. На этой кафедре Кейль служил в течение 25 лет сначала в звании доцента, потом (с 1838 г.) экстраординарного и (с 1839 г.) ординарного профессора; в 1838 г. после защиты диссертации, под заглавием «Apologia mosaicae traditionis de inundi hominumque originibus exponeutis», он получил степень доктора богословия; в 1841 г. и с 1851 по 1854 г. состоял деканом богословского факультета. В конце 1858 г. Кейль отказался от вторичного избрания в профессоры и в следующем году поселился в Лейпциге, где жил 30 лет, посвятив себя делам лютеранской церкви и научным трудам. В это время им, совместно с Францем Деличем [см, «Энц.» IV], предпринято было издание Библейского комментария на Ветхий Завет (Der Biblsiche Kommentar über das Alte Testament). В 1887 г. переехав в Редлиц (в Саксонии), Кейль умер на 81 году своей жизни, 5 мая 1888 г.
Кроме названной докторской диссертации, от Карла Фридриха Кейля остались следующие сочинения: 1) «Апологетическое исследование о книгах Паралипоменон и неповрежденности книги Ездры», посвященное Кейлем его Высочайшей покровительнице, императрице Александре Федоровне (Apologetischer Versuch liber die Bücher der Chronik und die Integritat des Buches Ezra, 1833); 2) «О Хирам-Соломоновом плавании в Офир и Тарсис» («Ueber die Hiram-Salomonische Schiffahrt nach Ophir u. Tarsis, Dorpat 1834); 3) «Храм Соломона» (Der Teinpel Salomos, Dorpat 1839); 4) «Комментарий на книги Царств» (Kommentar über die Bücher der Künige, 1845 г.); 5) «Комментарии на книгу Иисуса Навина» (Kommentar über das Buch Josua, 1847); 6) «Введение в канонические книги Ветхого Завета (Einleitnng in die Kanonischen Schriften des Alte Testaments 1853, 3-е изд. Лейпциг 1873); 7) «Библейская археология» (Biblische Archaologie 1857, 2-е изд. 1875); это сочинение переведено на русский язык под редакцией проф. А. А. Олесницкого в «Трудах Киевской Духовной Академии», за 1874–1875 гг. под заглавием: «Руководство к библейской археологии» (отдельно, Киев 1874).
В упомянутом выше «Комментарии на Ветхий Завет», изданном Кейлем вместе с Францем Деличем, Кейлю принадлежат комментарии на книги: 1) Бытия и Исход, 1861, 3-е изд. 1878; 2) Левит, Числ и Второзаконие, 1862, 2-е изд. 1870; 2-е изд. 1874; 4) Царств, 1866, 2-е изд. 1876; 5) малых пророков, 1867, 3-е изд. 1888; 6) пророка Иезекииля, 1868, 2-е изд. 1881; 7) Даниила, 1869; 8) книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь, 1870; 9) пророка Иеремии, 1872; 10) книги Маккавеев, 1875; 11) на евангелие от Матфея, 1877; 12) Марка и Луки, 1879; 13) Иоанна, 1881; 14) Соборные послания Петра и Иуды, 1883; 15) послание к Евреям, 1885. [Вообще же, Кейль был отличным ортодоксальным экзегетом Ветх. Завета, – и труды его доселе справедливо пользуются повсюду заслуженным авторитетом.]
Свящ. H. В. П-в.