Источник

Глава XIV. Вот еще что делает дух сопротивный

Невидима бо суть борющийся

с нами.

Богохульные мысли

Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом (во Христе или христианином), остается блудником или лихоимцем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже и не есть вместе (1Кор.5:11). Какой же бывает вред от сообщества с такими людьми, можно бы рассказать множество случаев, но укажем только на самые бедственные. К одной одинокой вдове дьяконице приходила часто праздношатающаяся другая и та держала ее по неделе, ради скуки, бывшей по недавно умершем своем муже. Эта, зараженная богохульством, в помешательстве ума ругала иконы, священников, хулила Бога и Божию Матерь. Дьяконица уговаривала ее не ругать, но та не слушалась; наконец, что же вышло? И дьяконица стала чувствовать в сердце невольную хулу на Бога, не смела смотреть на изображение распятого Господа; стала таких мыслей пугаться и задумываться, говорила – будто в ней есть нечистая сила, и скоро сошла с ума, была отправлена в дом умалишенных, где и померла без покаяния.

Такая же мысленная брань явилась у одной набожной девицы, одиноко живущей вблизи семейства, где был пьяный сквернослов. Подлые слова его обратил дух злобы в мыслях девицы против Бога и всего святого, так что не могла никак унять внутренний свой говор и через то доходила до отчаяния, желала лучше умереть, чем жить такой, как говорила она, окаянной грешнице. А жизни она была честной, потому и посвятила себя на служение Богу в святой обители. Точно такая же мысленная хула на Бога томила много лет богомольную девицу со вдовою, живущих вместе; первая до того изнемогала от скорби, что и ходить не могла и не смотрела на иконы, чтобы не похулить лик святой. Еще в одном купеческом семействе пожилые – брат и две сестры, по причине богохульных мыслей, не стали ходить в церковь, причащаться Святых Таин, даже слышать церковного пения не могли без того, чтобы не похулить. Мысль, что хула на Святого Духа не отпустится, довела первого до отчаяния, от которого он делался как бы не в полном разуме, не мог пить и есть, лишился сна; а дух богохульный не переставал днем и ночью твердить: нет тебе спасения! – и заставлял в уме произносить такие бранные слова, каких и в лексиконах нет, как говорил он.

В книге Иова выставлен на вид этот богохульник, который клеветал на праведника, говоря, что он не даром почитает Бога. Но отними от него, что имеет, – так злобный просил Бога, – и тогда разве будет благословлять тебя? Чтобы обличить клеветника, Господь предал Иова на испытание. Приняв от Бога власть, невидимый враг воздвигает на блаженного злых людей, принимает в помощь молнию и силу ветра и погубляет у него все достояние, умерщвляет и всех детей его. Невинный страдалец посыпал пеплом главу свою и пал на землю; однако ничто же, – сказано, – согреши пред Господом, ниже устнама своима (Иов.1:22).

Не успев поколебать боголюбивую душу лишением видимых благ, дьявол снова приступает к Господу и просит: все, что он имеет, да даст за душу свою. И вот от главы до ног пораженный струпьями, Иов сидит вне града на гноище и черепицею очищает гной свой; а дьявол, прельстивший женою жителя рая, и к нему приводит жену его, чтобы научила его тому, чего желает дух богопротивный: рцы глагол некий ко Господу, и умри. – Что же праведник? – И во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов пред Богом (Иов.2:10). Из сего вот видим, чего хотелось злому духу? Все, что он сделал на зло ему, делал для того, чтобы принудить его похулить Бога, сказать некий злой глагол ко Господу. Но так как сего не случилось, то дьявол и был посрамлен, а праведник прославлен; потому и Господь ему сказал: мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив (Иов.40:3).

Враг рода человеческого и ныне не дремлет; когда случается самолюбивому человеку лишиться чего-нибудь, то он внушает ему мысли присводить некое безумие Богу (Ср. Иов.1:22); или же и без причины видимой производит в уме боголюбивого человека невольную хулу на Бога. И это случается более при молитве, воззрении на иконы и святые таинства, – такое неверие и хула касается ума, что душа с ужасом отвращается от них! Не знающие, откуда появляются в них такие мысли, предаются печали, покидают молитву, не смеют даже исповедать своих, как думают, прегрешений пред духовником. Тогда как св. Димитрий, митрополит Ростовский, говорит о сем так: «дьявол всеми кознями старается нанести нам печаль, влагая в наш ум хульные мыли на Бога, на святых Его, на Божественные тайны: но ничтоже успеет, егда пренебрежем его». Также и Иоанн Лествичник пишет: «сии прескверные мысли многажды в самый час Страшных Тайн хулити Господа обыкоша; от сего же да познаем, яко несть наша душа повинна, не она бо сии хульные глаголы в помыслах вещает, но богоненавистный бес».

Так вот и прежде, и еще святых томили богохульные помыслы; но они не повреждались в святости и не осуждены были в этом дьявольском грехе. Ибо Господь – сердцеведец. Ему известно, что не душа христианская выдумывает такую хулу на Него, но враг человеческий; и потому – «не точию грехом, как говорит Лествичник, но и умножением небесныя мзды за терпение» – соделывается нам сия бесовская брань. Тот только осуждения достоин, кто усваивает себе такую хулу на Бога, или, считая своею, отчаивается в спасении, говоря, как Каин: вящшая вина моя, еже оставитися ми (Быт.4:13). Напротив же, Писание говорит: блажен не осуждаяй себе, о нем же искушается (Рим.14:22). А что действительно не осуждается тот, кто противится хуле на Бога, объяснить может такой пример: если дитя научается слугою сквернословить, бранить отца и мать, но ребенок не хочет и плачет, и когда узнает отец об этом, то может ли быть, чтоб он стал наказывать сына? Вот и Святая Екатерина Сенейская, много смущаемая хулою на Бога, когда была утешена явлением Христовым, то с плачем взывала: «где бяше доселе, о сладкий мой Иисусе?» Он отвечал: «в сердце твоем». Но та говорила: «как это можно, когда оно было наполнено хулою на Тебя?» «Посему и разумей, – Господь ей сказал, – что Я был в сердце твоем, что оно не соизволяло хулениям на Меня, но старалось избавиться, и как не могло, то болезновало; а тем и давало Мне место в себе».

Чтобы освободиться от богохульных мыслей, лучшее средство – вменить их за ничто, не считать их своими и не обращать на них внимания. Если будешь смущаться, то бесы усилят говор в душе; а когда презришь, как лай собак, то скоро все умолкнет в тебе. Знаешь, что собака злится пуще, когда будешь унимать ее, так и дух злобы. Или, как ребята больше дразнят того, кто огорчается; а кто терпеливо сносит, то хотя и стараются, но скоро перестают, видя, что делают бесполезное. Так и враги душ наших трудиться без пользы не хотят и лишь заметят, что ты смирен, скоро отстанут. Берегись только осуждать ближних, к тому бесы удобно приступают, кто хулит созданных по образу Божию; и брань эта нередко попускается в наказание за осуждение.

Впрочем, можешь отгонять злые помыслы таким образом: когда враг говорит душе: нет тебе спасения, Христос тебя не спасет, – тогда ты говори: верую, Господи, что Ты воистину Сын Бога Живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Когда супостат вооружается на Божию премудрость, сокровенную в Святых таинствах, и говорит душе: не верь, – то ты, отвращая слух от мятежных мыслей, говори: верую и исповедую, яко сие есть в Таинстве причащения – само пречистое Тело Твое. Если дух сопротивный, заметив внимательный твой взгляд на образ, будет нашептывать: не кланяйся доске и краскам; то ты поклонись скорее и скажи: пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже. Если учит унизить или не благословить Матерь Божию, то взывай: Богородице Дево! радуйся, благодатная; благословенна Ты в женах. Если слышится хула на Крест Господень, то произноси: да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Или же, вместо всякого оружия, бей супостатов именем Христовым, – ибо «нет, – как говорит Лествичник, – оружия крепче сего».

Итак, борись с противными силами, воюющими на душу твою, и Господь, как сказано, даст крепость людям Своим; Господь благословит люди Своя миром. Верь, что Господне есть спасение, и что Он может внезапно обогатить нищего (духом), сотворить с искушением избыток духовной радости. Только потерпи Господа (Пс.26:14), благодушно перенеси все скорби, которые посылаются для твоего смирения, и тогда обновится, яко орля, юность твоя (Пс.102:5). Не огорчайся, что Господь попустил на тебя такую лютую брань; знай, что любящим Бога все поспешествует во благое. При всегдашнем благодушии ты мог бы, как и Давид, сказать: не подвижуся вовек (Пс.29:7); тогда как человецы приятны Богу только в пещи смирения. Потому и сей боговдохновенный муж молился: искуси мя, Господи, и испытай мя (Пс.25:2). Как золото, переплавленное в горниле, делается чище и светлее; так и душа, когда перетерпит искушение, освобождается от высокоумия и светлеется одною правдою Божиею. Потому-то человека, удаляющегося от всякой лукавой мысли, борьба с лукавым духом умудряет, делает его благонадежным и несамодеянным. Но вся противна суть мужеви безумну (Прит.44:7): он и в благоденствии своем надмевается и при борении сопротивной силы весьма изнемогает и отчаивается. Так и Писание говорит: безумный, яко луна изменяется (Сир.27:11).


Источник: Собрание сочинений / Стефан Филейский; вступ. Ст. И.С. Гомоюнова и С. А. Гомоюнова. - Киров (Вятка) : Буквица, 2007. - 992 с. ISBN 978-5-9901101-1-3

Комментарии для сайта Cackle