Прикосновение
(Touch)
Хотя в Библии признается важность прикосновений для людей, прикосновения могут нести как удовольствие и уверенность, так и грех и боль. Богу известно, что мы – материальные создания, поэтому Он общается с нами определенным образом, но Он также требует, чтобы мы признавали ограниченность и греховность наших бренных органов чувств. В Библии много как позитивных, так и негативных моментов, связанных с прикосновениями.
Неприкосновенность как защита святости. В законе Моисея в Ветхом Завете много говорится о прикосновениях (сорок упоминаний в Книге Левит, Числах и Второзаконии). В законе Израиля внешняя чистота прикосновения стала символом моральной чистоты сердца, которая угодна Богу. Соответственно, Бог выделяет определенные предметы как святые, а другие – как нечистые для прикосновений. Среди святых предметов – жертвенник и жертвенное мясо (Исх.29:37; Лев. 6:27). Бог считает эту материальную святость настолько реальной для Своего народа, что объявляет: «Все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» (Исх.29:37). В равной мере значим и физический контакт с тем, что Бог объявляет нечистым: если израильтянин прикасается к нечистым предметам, он должен пройти обряд очищения (Лев.5:2–3; 7:19, 21). Среди нечистых предметов – скелеты, люди, страдающие от болезней или кровотечений, определенные животные и то, что приносилось в жертву идолам. Степень нечистоты этих объектов видна из указаний, данных в Книге Левит. Например, человек, притронувшийся к страдающему от кровотечения, его постели или другой его вещи, должен «вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» (Лев.15:5–11). Даже глиняный сосуд, до которого дотронулся такой человек, следует выбросить, потому что ему передалась нечистота (Лев.15:12). Понятно, что многие из этих наставлений связаны с санитарными нормами и предотвращением заболеваний. Однако детали Божьих указаний по поводу физического контакта показывают, насколько Он ценит внутреннюю святость, которую символизируют эти действия.
Неприкосновенность божества. Божество в Ветхом Завете неприкосновенно (и даже незримо). В обряде отделения, который Моисей совершает прежде чем взойти на гору Синай для встречи с Богом, Моисей проводит для народа черту вокруг горы и велит израильтянам: «Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему» (Исх.19:12–13). Когда перевозили ковчег завета и Оза прикоснулся к нему, чтобы поддержать, потому что волы споткнулись, Бог поразил Озу, и это так напугало Давида, что ковчег оставался на том месте три месяца (2Цар.6:6–11).
Внешнее прикосновение и духовная реальность. Закон в Ветхом Завете дан не столько для поддержания внешней чистоты, сколько для сохранения чистоты сердца. Бог осуждает людей за непонимание того, что, как они становятся нечистыми, прикасаясь к мертвому телу, так и «все дела рук их» нечисты (Агг.2:14). Фактически, Бог считает человеческий грех настолько серьезным, что люди явственно запятнаны им: «Бродили – как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их» (Плч.4:14).
В Новом Завете Христос устанавливает новый завет, требующий чистоты сердца. Павел считает старые указания «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» поверхностными, такими, что «истлевают от употребления» и имеют только «вид мудрости в самовольном служении» (Кол.2:21–23). Для Павла реальная проблема – не сами органы чувств, но человеческое сердце, позволяющее нам следовать «плотским похотям» (Еф.2:3). Поэтому Павел призывает христиан не к аскетизму – правилам о том, что можно трогать, – но к управлению сердцем и желаниями. Однако он не отрицает силы прикосновения.
Новозаветное отношение. Принимая во внимание запрет на прикосновение ко священному в Ветхом Завете, трудно представить себе более шокирующее изменение ситуации, чем в Новом Завете при воплощении Христа. Иоанн провозглашает слушателям о том, «что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Ин.1:1). Когда Христос воскресает из мертвых, Он предлагает Своим последователям конкретные свидетельства воскресения, прося их: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:39). Таким образом, во Христе сочетается сверхъестественное с конкретным.
Важность прикосновения видна также из совершения чудес, потому что часто в Библии чудеса совершаются только при физическом контакте. Это не значит, что прикосновение – единственный способ совершения чудес или что прикосновение автоматически «волшебно». Иисус совершает много чудес на расстоянии. Но физический контакт ясно указывает на воздействие Божьей силы, и примеры того многочисленны. В частных случаях даже прикосновение к мертвому телу пророка обладает чудесной силой: когда покойник был брошен в могилу Елисея, «он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:21).
Примеры прикосновений в Новом Завете – это чаще всего ситуации исцеления, поэтому могут предполагать очищение людей в ветхозаветном смысле слова. Физический контакт – один из методов, которыми Иисус и Его ученики исцеляют людей, что вторит ветхозаветной идее о том, что прикасающийся к святому, например, к жертвеннику, становится святым сам. Иисус совершает несколько чудес посредством прикосновения, это – очищение человека от проказы, исцеление от слепоты и исцеление отрубленного Петром уха стражника (Мф.8:3; 9:29; 20:34; Лк.22:51). Фактически, одного прикосновения к одежде Иисуса достаточно для того, чтобы выздороветь. Женщина, которая давно страдала от кровотечения, достаточно верила, чтобы обнаружить этот способ исцеления, а позднее все, притронувшиеся к краю одежды Иисуса, исцелились (Мф.9:20; 14:36). Ученики тоже обладают даром исцеления: «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его» (Деян.19:11–12). И в Ветхом, и в Новом Завете прикосновение – важный метод исцеления и воскрешения, которые Бог совершает через Своих служителей.
Подчеркивая доступность священного, Новый Завет, разумеется, не отрицает факта, что жизнь во Христе по существу духовна. В Послании к евреям провозглашается, что, несмотря на зримое пришествие Христа, Он предлагает скорее духовную реальность благодати, чем внешний закон, данный на горе Синай. Автор объявляет, что верующие Нового Завета «приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре», и их не касается ужасный голос с горы, заставивший Моисея дрожать от страха и запрещавший всем дотрагиваться до горы под страхом смерти (Евр.12:18–21). Напротив, верующие «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму... и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр.12:22, 24). Раньше Божий глас потрясал всю землю, но теперь Его голос потрясает «не только землю, но и небо... чтобы пребыло непоколебимое» (Евр.12:26–27).
Прикосновение Бога. Сделав прикосновение важной частью человеческого общения, Бог часто использует его как способ общения с людьми или утешения их. Это прикосновение может быть как буквальным, так и духовным. В 1Цар.10:26 говорится о тех, кто знает Бога, как о людях, «которых сердца коснулся Бог». Иеремия говорит, что в начале его служения «простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих», и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер.1:9). Несколько раз, когда ангел является Даниилу, он прикасается к Даниилу, чтобы придать ему сил после тяжких видений, дать ему возможность говорить и укрепить его (Дан.10:10, 16, 18). Подобным образом, Бог обещает духовное утешение Своему народу и описывает его в физических терминах прикосновения: «Я – Господь Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: “не бойся, Я помогаю тебе”» (Ис.41:13). Так, хотя во многих местах Библии речь идет о духовном утешении, которое Бог предлагает нам, это утешение весьма реально и описано как прикосновение.
Близость Бога к творению тоже описывается в конкретных выражениях. Его мощь изображается, как способность заставить гору дымиться при прикосновении, а землю – таять под Его пальцами (Пс.103:32; Ам.9:5). В самом деле, все сотворено Богом, небеса и земля – «дело перстов» Его (Пс.8:4). Таким же образом Бог сотворил и людей. В одном из псалмов Он описывается как созидающий человека во чреве матери, а Исаия называет Бога Горшечником, Который придает форму глине – народу Израиля – по собственному замыслу (Пс.138:13; Ис.45:9; 63:8). Так Бог описывает Себя как непосредственно вовлеченного в дела творения, к которому Он метафорически все время прикасается.
Человеческое прикосновение. Прикосновение может быть для людей великим источником наслаждения. Среди других чувственных удовольствий – сексуальная близость – наслаждение, которое в Песни песней прославляется в ярких, поэтических выражениях. Возлюбленный восхищается грудью невесты, нежной и симметричной, подобной «двойне молодой серны», и ее роскошным волосами, подобными пурпуру (Песн.4:5; 7:6). Она, в свою очередь, хвалит его сильное мускулистое тело, сравнивая разные части его со слоновой костью, сапфирами и золотом (Песн.5:10–16). Они наслаждаются прикосновениями друг друга: невеста получает удовольствие от «лобзаний уст его»; возлюбленный сравнивает ее с пальмой, а ее грудь – с виноградными кистями; ему хотелось бы взобраться на это дерево и «ухватиться за ветви ее» (Песн.1:2; 7;8–9). Радость прикосновений – неотъемлемая часть их отношений.
См. также: ЖЕСТКОСТЬ, ОЖЕСТОЧЕНИЕ, ЖЕСТОКОСЕРДИЕ; МЯГКОСТЬ; ПАЛЕЦ РУКИ, ПЕРСТ; РУКА; ЧИСТОТА.