Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Послание к филиппийцам

(Philippians, letter to the)

Послание Павла христианам в Филиппах принадлежит к жанру благодарственной записки. Точнее, это письмо миссионера, выражающего благодарность своим помощникам за духовное и финансовое участие в благовествовании (Флп.1:5). Правила жанра требуют указания отправителя и получателя (Флп.1:1), приветствия (Флп.1:2), предоставления информации о ходе выполнения миссии (Флп.1:12–26), признания полученной помощи (Флп.4:10–19) и заключительных приветствий (4:21–23). Эти обязательные элементы перемежаются вероучительными наставлениями, ссылками на личные дела (Флп.2:19–30) и практическими советами церкви в Филиппах.

Основная тема Послания к филиппийцам – страдания. Павел и филиппийцы приняли «участие в страданиях Его [Христа], сообразуясь смерти Его» (Флп.3:10). Тем не менее в послании преобладает дух радости. Павлу трудно писать о чем бы то ни было – даже о своем заключении, – не выражая при этом радости. Его радуют филиппийцы (Флп.1:5, 25), проповедь Христа (Флп.1:18), помощь Святого Духа (Флп.1:19), братство единодушных верующих (Флп.2:2) и перспектива собственной смерти (Флп.2:17). Павел призывает филиппийцев присоединиться к его радости (Флп.1:26; 2:18). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4).

Литературный анализ Послания к филиппийцам лучше всего начать с того, что в нем самом говорится о литературе. Наставительную часть своего письма Павел завершает формулировкой богословского основания христианской эстетики: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4:8). Какие же черты Послания к филиппийцам можно считать достославными и заслуживающими похвалы?

Прежде всего в послании есть ряд выразительных образов. Местом его написания была тюрьма (в Ефесе, или в Риме, или даже в Кесарии). Поскольку Павел находился «в узах о Христе» (Флп.1:13), он мог заявить, что заключению в узы способствовали враги (не «раздувая трудности», как в NIV) своей завистливой проповедью (Флп.1:15–17).

Видное место в благодарственном письме занимает тема гражданства. Понятие гражданства должно было быть хорошо знакомо филиппийцам, так как их город пользовался римскими привилегиями. Многие прихожане наверняка помнили, что апостол воспользовался преимуществами своего гражданства во время первого посещения Филипп (Деян.16:37–38). Поэтому, наставляя их «жить достойно благовествования Христова» (Флп.1:27), Павел использует известный гражданский термин politeuesthe. Фактически он призывает филиппийцев быть «достойными благовествования гражданами». Их основное жительство (politeuma) не на земле, а на небесах (Флп.3:20). Для спасения им надо не смотреть на Рим, а «ожидать Спасителя [с неба], Господа (нашего) Иисуса Христа» (Флп.3:20).

Тема гражданства подкрепляется образами самоотверженной борьбы, основывающимися на наследии Филипп. Епафродит назван «сподвижником» (Флп.2:25). Еводия и Синтихия «подвизались [вместе с Павлом] в благовествовании» (Флп.4:3). Павел призывает филиппийцев «стоять в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (Флп.1:27). Образ напоминает фалангу воинов, сражающихся как одно целое.

В письме миссионера своим сторонникам не вызывает удивления присутствие образов из области финансов. Становление христианина заставляет его пересмотреть свои расчеты. Все, что Павел считал доходной частью, – семейное воспитание, полученное образование, конфессиональная принадлежность, личная репутация, – теперь записывается им в графу расходов ради Христа (Флп.3:7). Внешние духовные преимущества, затрудняющие веру в Христа, – не актив, а пассив. Кроме того, письмо заканчивается упоминанием о даяниях, финансовой помощи, расчетах и платежах (Флп.4:17–18). Даже слова о «подаянии и принятии» (Флп.4:15) относятся к сфере финансовых отношений.

Еще одна примечательная метафора в Филиппийцам связана со спортом: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:13–14).

Внимания заслуживает и ряд других особенностей послания. К их числу относится риторическое использование дилеммы. Надо ли Павлу жить для Христа или «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1:23)? Он не столько разрывается между двумя решениями, сколько влечется в обоих направлениях. Узел разрубается заявлением: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). Ниже в послании Павел прибегает к языку, который можно назвать земным, если не простонародным: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп.3:2). Это острый, но не личный выпад. Смысл сравнения лжеучителей с псами заключается в том, что они были нечистыми, как и языческие изгои в Израиле (ср. Мф.15:24–27). Павел понимал, что прибавляющие человеческие дела (особенно обрезание) к совершенному служению Христа находятся за пределами ортодоксального лагеря. Хуже того, они «поступают как враги креста Христова» (Флп.3:18). Поэтому все, чем человек может содействовать своему спасению, равнозначно куче навоза (skybala) в сравнении с чистой «праведностью от Бога по вере» (Флп.3:9).

Ссылки на Ветхий Завет в Филиппийцам зачастую упускаются из виду, что объясняется, по-видимому, их утонченностью. Например, в Флп. 1:19 Павел связывает надежду на спасение с образом Иова, представшего перед небесным судом (Иов.13:16). Его предупреждения о недопустимости «ропота и сомнения» и необходимости жить «непорочными среди строптивого и развращенного рода» перекликаются с рассказами о странствиях детей Израиля при Моисее (Флп.2:14–15; ср. Чис. 14:27; Втор.32:5). В заявлении, что Христос не почитал хищением быть равным Богу (Флп.2:6), может содержаться намек на грех Адама, посягнувшего на Божественность (Быт.3:4–6).

Самая существенная связь с Ветхим Заветом просматривается в Флп. 2:9–11. Здесь фоном выступает защита Исаией монотеизма. Есть только один Господь, пред Которым будет клясться всякий язык (Ис.45:21–23). Ссылка Павла на Исаию сводится к доказательству, что Иисусу из Назарета следует поклоняться как Господу Богу Израиля. Иисус получил «имя выше всякого имени»: Господь.

Самое прекрасное и известное место в Филиппийцам – победная песнь Павла воплощенному Христу (см. ВОСПЕВАНИЕ ХРИСТА):

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба,

сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса преклонилось

всякое колено небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что

Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2:6–11).

Читатели часто задавались вопросом, не были ли эти превосходно сконструированные стихи одним из первых гимнов ранней церкви. При одном прочтении поворотным пунктом двух строф (уничижение Христа и Его превознесение) служат поразительные слова «даже до смерти, и смерти крестной». При другом прочтении гимн строится вокруг трех существительных (theos, doulos и kyrios), указывающих на три этапа служения Христа (Бог, раб и Господь). Гимн это или просто стихи, на чисто лингвистическом основании определить невозможно. Но вряд ли это имеет какое-то значение. Подлинная красота отрывка выражается не в его лирике, а в заключенной в нем мысли о живом, умершем и опять живом Господе.

См. также: ВОСПЕВАНИЕ ХРИСТА; РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ЛИКОВАНИЕ; СТРАДАНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle