Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Послание к Филимону

(Philemon, letter то)

Краткое Послание к Филимону – ходатайственное письмо Павла, в котором он выступает посредником для разрешения «во Христе» вопроса о возвращении Онисима, раба Филимона, – насыщено метафорами общественных отношений. Эти метафоры относятся к миру, устроенному как альтернативное сообщество. В римском мире суровые факты выражались в том, что Филимон был хозяином, Онисим – рабом (занимавшим, вероятно, достаточно высокое положение), а Павел находился в государственном заключении, скорее всего в Риме. По правилам социальных отношений этого мира Онисим был должником своего хозяина Филимона, ибо оставил его дом без разрешения.

Мы не можем говорить с уверенностью об обстоятельствах этого дела, но в недавних исследованиях высказывается мысль, что Онисим сам обратился к Павлу в надежде, что он как уважаемый Филимоном человек выступит посредником в его конфликте с хозяином. Улаживая вопрос о безопасном возвращении Онисима, Павел прибегает к образу альтернативного мира взаимоотношений и ценностей «во Христе».

Хотя Павел (в глазах общественного мнения) был узником в Риме, он на самом деле считал себя «узником Иисуса Христа» (Флм.1:1, 9) и «в узах за благовествование» (Флм.1:13). Павел представляет себя в роли воителя вместе со «сподвижником нашим» Архиппом. Подобно кесареву дому (Флп.4:22), куда входили сановники и слуги на службе у кесаря – в Риме, Коринфе, Кесарии и повсюду, – у Христа тоже есть большой круг домашних, над которыми Он господствует и которые представлены во многих городах. Говоря о своем «Господе» (Флм.1:3, 5, 16, 20, 24), Павел подразумевает свое собственное положение раба по отношению к главе дома. В еще большей степени это относится к Тимофею, Онисиму и даже Филимону, которых он называет братьями, и к сестре Апфии. Павел пользуется языком семейной близости, говоря о себе как об отце Онисима, а о нем как о своем сыне. Ведь Онисим для Павла – само «сердце» (Флм.1:12). В этом доме у Павла несколько «сотрудников» (Филимон, Марк, Аристарх, Димас и Лука; Флм. 1:23). Наконец, как было принято в домах со множеством рабов, Павел обладает исполнительными полномочиями в доме Христовом, ибо может «приказывать», но предпочитает взывать к любви (Флм.1:8–9), и Филимон, а не Онисим мог бы послужить ему в заключении (Флм.1:13). Павел выполняет также общественную роль, заявляя о себе как о «посланнике» (presbytes в Флм. 1:9 можно также перевести как «старец»; но ср. 2Кор.5:20, «посланники от имени Христова»; Еф.6:20, «посольство в узах»).

Онисим, занимавший в римской общественной системе положение раба, подвластного ее законам, на которые вполне можно было ссылаться, приобретает совершенно иное положение в доме Христовом. Филимон должен принять его «как уже не раба, но выше раба, брата возлюбленного... по плоти и в Господе» (Флм.1:16). Онисим, чье имя означает «полезный», был некогда «негодным» Филимону, а «теперь годен» Филимону и Павлу (Флм.1:11).

Филимон, владевший крупным хозяйством в Колоссах и организовавший домашнюю церковь (Флм.1:2), показан в доме Христовом в совершенно иной роли. Он был другом, соработником и братом Павла (Флм.1:20) и Онисима, который уже не был его рабом (Флм.1:16). На Филимона в этом доме возлагались определенные обязанности (Флм.1:8, 14, 21–22). Павел выражал уверенность, что Филимон исполнит свой долг добровольно, по любви (Флм.1:9), без принуждения (Флм.1:14), из преданности Господу (Флм.1:5) и по твердости своего характера (Флм.1:5–7).

В глазах римского мира Онисим был должником, а Филимон заслуживал подобающего вознаграждения. Поэтому Павел выдал за Онисима своего рода расписку на предъявителя, готовую к оплате в римской валюте: «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я Павел написал моею рукою: я заплачу» (Флм.1:18–19). Но затем Павел искусно напоминает о расчетной книге, которая ведется в доме Христовом. Филимон должен Павлу «самим собою» (Флм.1:19), то есть вхождением в дом Христов. На Филимона можно наверняка положиться, что он поступит правильно, отплатив долг Павлу (Флм.1:20–21), или, что еще важнее, «успокоит... сердце [Павла] в Господе» (Флм.1:20). В надежде на примирение Павел рассчитывает на чувство долга и гостеприимство Филимона: «Прими его, как меня... приготовь для меня и помещение» (Флм.1:17, 22).

См. также: РАБ, РАБСТВО.

Библиография:

N. R. Petersen, Rediscovering Paul: Philemon and the Sociology of Paul's Narrative World (Philadelphia: Fortress, 1985).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle