Послание Петра 1-е
(Peter, first letter of)
1Петра – послание христианам, жившим в северной части Малой Азии. Оно носит менее личный характер, чем послания Павла, в нем не упоминаются конкретные лица и не обсуждаются вопросы адресатов или конкретные стороны вероучения и практические дела. Тем не менее оно посвящено конкретной ситуации: гонениям и клевете на верующих за их принадлежность к христианству. Автор помогает читателям переносить страдания и побуждает их следовать примеру Христа.
В 1911 г. Р. Пердельвиц высказал предположение, что 1Петра изначально было не посланием, а двумя отдельными проповедями: 1Пет.1:3–4:11 (позднее дополненной 1Пет.1:1–2) и 1Пет.4:12–5:14. В первой половине XX века первая часть считалась многими библеистами чем-то вроде литургии с лежащей в основе темой крещения. Но позднее от этого предположения отказались, поскольку послание в целом характеризуется все-таки внутренним единством и для его истолкования нет необходимости прибегать к подобного рода догадкам. Хотя многие до сих пор придерживаются взгляда, что основная тема 1Петра – крещение, к посланию как таковому относятся обычно как к единому целому.
Это не значит, что автор не пользовался источниками. Нетрудно заметить, как часто Петр подкрепляет свои увещевания ссылками на Ветхий Завет. Вполне возможно также, что он использовал еще какой-то материал, известный в это время церкви. Несколько богословов, начиная с X. Уиндиша (1930), находили в 1Петра места, относящиеся к гимнам и обычно так или иначе связанные с гипотезой о литургии крещения. М. Буамар заявлял, что нашел четыре гимна (1Пет.1:3–5; 2:22–25; 3:18–22; 5:5–9), которые все обладают сходством с крайне стилизованными материалами в других местах Нового Завета. Фрагменты гимнов он также видел в 1Пет.1:20 и 1Пет.4:6. Но поскольку в этих местах нет четкой метрической или строфической формы, такие находки следует считать гипотетическими; однако можно, по крайней мере, сказать, что, независимо от того, пользовался автор источниками или нет, эти отрывки демонстрируют добротный литературный язык, особенно в 1Пет.2:21–25 и 1Пет.3:18–22. Эти отрывки характеризуются частотой употребления относительных местоимений, использованием аллитерации (напр., en to stomati и en to somati в 1Пет.2:22, 24) и прямо или косвенно соотносятся с Ветхим Заветом и традиционными материалами. Кроме того, в структуре обоих отрывков присутствует хиазм. Вместе с тем, все эти предполагаемые гимны все же более христологические по характеру, чем связанные с крещением, о котором лишь вскользь упоминается в одном из них.
Петр использует ряд образов, по большей части заимствованных из Ветхого Завета, для изображения и разъяснения ситуации, в которой находятся читатели, и возложенной на них ответственности. Основной метафорой, стоящей за этими образами, служит Израиль как Божий народ. В этой метафоре четыре аспекта:
1) верующие как духовный Израиль не принадлежат этому миру,
2) они принадлежат Божьему дому благодаря самоотождествлению с Иисусом Христом,
3) в состояние принадлежности Ему их привел Бог по Своей милости?
4) такая ситуация приводит к войне.
Непринадлежность. В 1Петра подчеркивается удаленность верующих от общества в окружающем их мире. Это обусловливается фактом, что как Божий народ они святы, то есть отделены для Бога (1Пет.1:15–16). Поэтому они характеризуются как пришельцы и странники (1Пет.1:1, 17; 2:11; см. ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК) – терминами, заимствованными из ветхозаветных рассказов об Аврааме, странствовавшем в Ханаане (Быт.23:4; ср. Евр.11:13). В последнее время предпринимались попытки объяснить это отчуждение конкретной социальной ситуацией (Elliott), но основной упор в послании делается на отличии и отделенности верующих по той причине, что их конечное жительство находится за пределами любого политического образования в этом мире. В частности, в 1Пет.2:11–12 инородный статус связывается с отличительными чертами поведения, выделяющими верующих из числа «язычников», среди которых они живут. Это отличие от язычников отражается также в использовании автором понятия диаспоры в отношении своих читателей. Более ранние комментаторы считали это указанием на иудейскую аудиторию читателей, но сейчас почти все библеисты убеждены под влиянием таких мест, как 1Пет.1:18 и 1Пет.4:2–4, что, по крайней мере, большинство аудитории было изначально языческим по происхождению. Следовательно, образ рассеяния иудеев, связанный с фактом, что Божий народ был разбросан в греко-римском мире, может относиться к христианам, которые тоже изгонялись и рассеивались по всему миру. Этим, возможно, объясняется упоминание о Риме как о «Вавилоне» в 1Пет.5:13 – не потому, что Рим в то время разграбил Иерусалим, а потому, что Рим был политическим центром империи, в которой рассеялся Божий народ.
Принадлежность. Наряду с образами странника/пришельца, отражающими непринадлежность Израиля, есть ряд образов, в которых подчеркивается принадлежность. Эти образы сконцентрированы в 1Пет.2:5–10. Самый заметный из них выражается в различных вариантах символики Божьего дома. Поскольку основным мотивом служит образ верующих как Израиля, дом Божий соотносится прежде всего с людьми, составляющими Божью семью. Но, разумеется, «дом Божий» может быть и местом поклонения, храмом. В изображении всех верующих как живых камней, составляющих духовный храм Бога (1Пет.2:5) на основании Христа (1Пет.2:4, 6–8), эти два значения соединяются в выразительном и многогранном образе, который подхватывается в 1Пет.4:17, где страдания христиан изображаются как суд, начинающийся с дома Божьего.
Мысль о христианах как о Божьей семье получает продолжение в 1Пет.2:9–10, где при противопоставлении прежнего и нынешнего положения читателей используется язык Ос.1–2. Христиане могут называть Бога Отцом (1Пет.1:17), но это, разумеется, влечет за собой необходимость действовать так как должны действовать Его дети. Кроме того, аналог «семейного кодекса», определяющего общественные обязательства (1Пет.2:18–3:7), есть и в церкви (1Пет.5:1–5).
Развитием понятий «Божьей семьи» и «храма» служит священство. Коль скоро левиты и особенно священство в Ветхом Завете были отделены для Бога, новый народ Божий в целом считается священством (1Пет.2:5), как прежде считался Израиль в целом (1Пет.2:9 – цитата из Ис.43:20 [LXX] и Исх.19:6). Это священство приносит духовные жертвы, благоприятные Богу (1Пет.2:5). Здесь, по-видимому, имеются в виду молитвы верующих, хотя может выражаться и мысль о праведном поведении перед лицом гонений или, как пишет Павел в Рим.12, сама сущность христиан, поскольку в одном этом стихе они изображаются одновременно камнями, составляющими дом, и священниками, которые служат в нем.
В этом наборе метафор «принадлежности» есть и образ стада овец. Христиане изображаются Божьим стадом (1Пет.5:2), это распространенная ветхозаветная метафора (напр., Пс.77:52; 79:2; 94:7; Ис.40:11; 63:11; Иер.10:21). Здесь, вероятно, имеется в виду и сопутствующий образ Бога как Пастыря и, возможно, слова Иисуса, записанные в Ин.10:11.
Посвящение. Еще один набор метафор связан с процессом посвящения и приобщения к Божьему народу. Христиане – Божье стадо, потому что они возвратились к Пастырю (1Пет.2:25). Выше, в 1Пет.2:9, автор указывает, что избранный народ принадлежит Богу, так как он призван из тьмы в свет.
К тому же вся эта глава начинается с призыва возлюбить Божье слово, как новорожденные младенцы жаждут молока (1Пет.2:2). Этот образ основывается на факте, что верующие воскрешены к упованию живому (1Пет.1:3) нетленным «семенем» Божьего слова (1Пет.1:23). Будучи возрожденными, они отделены, освящены «окроплением» Кровью Иисуса (1Пет.1:2; здесь отражается окропление кровью Израиля у Синая), «искупившей» их из рабства старой и суетной жизни (1Пет.1:18–19; это, по-видимому, перекликается с освобождением Израиля из египетского рабства).
В центре наиболее трудного для понимания отрывка в послании, 1Пет.3:19–22, стоит ссылка на спасение Ноя от потопа как на образец посвящения и очищения верующих крещением. Что бы это загадочное место ни означало, ясно, что автор пользуется ветхозаветным физическим образом как метафорой духовной реальности соединения со Христом. Как потоп спас семью Ноя отделением от старого мира, так и крещение спасает верующих «очищением» сознания через самоотождествление со смертью и воскресением Иисуса. Кроме того, поскольку народ Божий свят, в этом подразумевается отделение или «избавление» от грехов для праведной жизни (1Пет.2:24).
Война. Автор хочет, чтобы его читатели жили как Божий народ в ситуации враждебного отношения к Богу. Поэтому снова и снова следует быть готовым к страданиям «за имя» Христа как к доброму делу, угодному Богу (1Пет.4:12–14). Это значит, что жизнь верующего будет проходить в борьбе, поэтому в 1Петра находят выражение и военные образы. Но битва ведется не в физической сфере, а в сфере познания и поведения.
В 1Пет.1:13, где говорится о необходимости «препоясать чресла ума вашего», используется образ воина, подворачивающего свою одежду, чтобы она не мешала ему во время бега или применения оружия. Война идет психологическая, и христиане должны настроить свои умы на битву. В 1Пет.4:1 читатели призываются «вооружиться тою же мыслью», которая была у Христа, когда Он стоял перед лицом страданий. Поэтому, сталкиваясь с гонениями, христиане не должны отвечать агрессией, так как война эта не физическая. Поведение верующих должно определяться принципом подражания Христу. Пример показал Христос, пострадавший без воздаяния (1Пет.2:21). Как Он сражался против духовных сил (1Пет.3:22 и, возможно, 1Пет.3:19), так и война верующих ведется не против людей, а против «плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:11).
См. также: ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; ПОСЛАНИЕ ПЕТРА 2-Е; СТРАДАНИЕ.
Библиография:
P. Achtemeier, «New-Born Babes and Living Stones: Literal and Figurative in 1 Peter» //To Touch the Text: Biblical and Related Studies in Honor of Joseph H.Fitzmyer, ed. M.P.Horgan and P.J.Kobelski (New York: Crossroad/Continuum, 1988) 207–236;
М. E. Boismard, Quatre Hymnes Baptismales dans la Premiere Epitre de Pierre (Paris: Editions du Cerf, 1961);
J. H. Elliott, A Home for the Homeless: A Sociological Exegesis of 1 Peter, Its Situation and Strategy (Philadelphia: Fortress, 1981);
T.W. Martin, Metaphor and Composition in 1 Peter (SBLDS 131; Atlanta: Scholars, 1992);
C. F. D. Moule, «The Nature and Purpose of 1 Peter», NTS 3 (1956–1957) 1–11.