Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Заем, ссуда

(Lend, lending)

Образы предоставления денег взаймы и заимствования используются библейскими авторами для изображения картин благословения и проклятия. Основное значение дачи взаймы связано с идеей обеспечения необходимым нуждающегося и великодушия в его отношении, а заимствования – с зависимостью и нуждой. Это значение высвечивается в Притч.19:17: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его».

Фактор великодушия, присутствующий в понятии предоставления денег взаймы, подчеркивается в Библии последовательно негативным отношением к ссудам под проценты (Исх.22:25; Лев.25:37; Иез.18:8). К великодушию, выражающемуся в предоставлении займа, внимание привлекается в заповеди: «Но открой ему руку твою и дай ему взаймы» (Втор.15:8; см. также Неем.5:8–10). В Новом Завете, где Иисус предписывает: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42), а также: «Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк.6:35), – этот образ становится выражением еще более щедрого великодушия. В свете этого этического подтекста предоставления займа как проявления великодушия не удивительно, что в ветхозаветном портрете благочестивого человека присутствует и такая деталь, что «он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословении будет» (Пс.36:26).

Логическим развитием факта, что «богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» (Притч.22:7), служит представление, что в самой возможности давать взаймы выражается образ благоденствия и власти. Более того, она становится показателем заветного благословения и послушания: «Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор.15:6). Или: «Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» (Втор.28:12–13).

Возможность давать взаймы исходила из обильного материального благословения Израиля Господом; возможность давать взаймы означала Божье благоволение к людям и к народу в целом. Когда же Израиль не следовал за Богом, это приводило к противоположным результатам: «Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом» (Втор.28:43–44). Отсутствие Божьего благоволения выражалось в необходимости занимать деньги (Неем.5:4).

В том, как люди дают взаймы, выражается одна из характеристик праведности или неправедности. Поскольку Господь есть сострадательный Бог, для регулирования процесса предоставления денег взаймы были даны конкретные законы, направленные на защиту должников и показывавшие, что Бог призывает Свой народ подражать состраданию и милости, которые Он проявляет в его отношении (Исх.22:25; Лев.25:36–37; Втор.23:19–20; 24:10–17). В Писании дающий взаймы праведник превозносится за великодушие и милосердие (Пс.36:26; 111:5; Притч.19:17). Различие между праведным отцом и нечестивым сыном Иезекииль видит, в частности, в том, как они дают взаймы. Отец, давая взаймы, не берет лишнего, а его безнравственный сын «в рост дает и берет лихву» (Иез.18:13).

В Библии немного говорится о тех, кто берет взаймы, но их низкое положение подразумевается в отрывках, связанных с дающими взаймы. Израильтянам разрешалось одалживать чужеземцам, но предписывалось не брать у них взаймы. Наряду с обетованием, что в случае соблюдения этой заповеди Израиль «будет давать взаймы многим народам, а сам не будет брать взаймы» (Втор.28:12), среди проклятий была и угроза, что пришелец «будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы» (Втор.28:44), то есть Израиль сделается «рабом заимодавца» (Притч.22:7).

В древней ближневосточной культуре не практиковались займы для реализации коммерческих или деловых сделок. Бравшие взаймы были людьми, находившимися в отчаянном положении и не имевшими возможности обеспечить себя питанием, одеждой или крышей над головой. Маленькая деталь, выразившаяся в крике человека, уронившего топор в воду, говорит о многом: «Ах, господин мой!., он был взят на подержание» (4Цар.6:5). Положение заемщика перед заимодавцем было аналогичным положению должника перед ростовщиком или покупателя перед продавцом (Ис.24:2). Но чтобы не рисовать заемщика в совсем уж жалких красках, вспомним, что он тоже мог быть мошенником: «Нечестивый берет взаймы, и не отдает» (Пс.36:21).

См. также: БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА; БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle