Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Возлежание

(Reclining)

В новозаветные времена за трапезами люди обычно возлежали. Гости возлежали по трое на ложе в греко-римской манере, опираясь на левый локоть и оставляя правую руку свободной для приема пищи из общего блюда. На каждом ложе гости возлежали таким образом, что голова каждого находилась у груди соседа. Но возлежание за трапезами было обычаем не всегда. В патриархальный период обедали на полу, а позднее за столом по египетскому образцу (хотя на пире у Есфири гости возлежали; Есф.7:8).

В современном деятельном, ориентированном на работу мире срочных дел и еды наспех такое возлежание может показаться расточительством времени или лентяйством. Но в еврейской культуре вечернему приему пищи придавалось большое значение. Это было время, когда семья и друзья собирались для общения. Поэтому возлежание было неотъемлемой частью трапезы – оно требовало неторопливости, покоя и сосредоточенности на взаимоотношениях возлежавших на общем ложе людей. Таким образом легко устанавливалось общение, и трапеза становилась временем отдыха, а не праздного времяпрепровождения.

Иисус тоже возлежал за трапезами. Он возлежал в домах фарисеев (Лк.7:36; 11:37), у Симона прокаженного (Мф.26:7; Мк.14:3) и на тайной вечере (Мф.26:20; Лк.22:14; Ин.13:23). Он также использовал этот образ в притче о господине, заставшем своих слуг одетыми и бодрствующими (Лк.12:37).

См. также: ЕДА, ПИТАНИЕ; ПИР; СИДЕНИЕ; СТОЛ; ТРАПЕЗА; УЖИН, ВЕЧЕРЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle