Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Шея, выя

(Neck)

Шея в Писании иногда связывается с красотой и Процветанием, хотя сама по себе она обычно играет менее заметную роль по сравнению с украшающими ее Драгоценностями (Быт.41:42; Суд.5:30; Притч.1:9). В Песн.4:4 и Песн.7:5, однако, возлюбленный превозносит саму шею невесты, а не драгоценности, которые она носит, делая ее средоточием своей любви. В культурах древнего Ближнего Востока шейные украшения носили высокопоставленные лица как знак власти, положения или для красоты (Быт.41:42; Дан.5:7, 16, 29), женщины (Ис.3:18–19; Иез.16:11) и даже верблюды (Суд.8:21). Автор вводной части Притчей, вероятно, использует этот обычай как метафору принятия родительского наставления, источника почета и благословения (Притч.1:9; 3:3, 22; 6:21).

Обвязать шею любовью, верностью или учением значит держать их близко к сердцу и в мыслях (Притч.3:3; 6:20–21). Этот образ созвучен со словами во Втор.6:8: «Навяжи их [Божьи заповеди] в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». Того, кто следует этому наставлению, будут направлять принципы, обвязанные вокруг шеи (Притч.6:22).

С другой стороны, обвязанная или стянутая шея символизирует плен или подчинение кому-то (Иов.30:18; Иер.29:26 NIV) Образ ярма на шее часто используется для изображения принудительной службы врагу (Быт.27:40; Втор.28:48; Иер.27:8). Иисус Навин приказал своим военачальникам «наступить ногами вашими на выи [побежденных] царей сих» (Нав.10:24; ср. Быт.49:8), заявив тем самым о власти над врагами и унизив них.

С шеей может также связываться смерть. Приносимым в жертву животным сворачивали шею (Исх.13:13; 34:20; Лев. 5:8; Втор.21:4, 6 {«зарезанной» = которой свернули шею}), а Илий упал и сломал шею. Кроме того, Иисус заявил, что «кто соблазнит одного из малых сих» ко греху, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6). Товарищи Павла «голову свою полагали» за него (Рим.16:4), доказывая свою любовь к нему с риском для жизни.

Образ гордой осанки шеи, надменного внешнего вида нередко используется в Библии для характеристики внутреннего расположения сердца. Метафора «жестоковыйный» часто употребляется как показатель сопротивления Израиля Божьему господству над народом (Исх.32:9; 33:5; Неем.9:29; Иер.7:26; Деян.7:51). Исаия использует образ тех, кто «ходят подняв шею», для изображения эгоистичной надменности и вызывающего безразличия женщин Иерусалима (Ис.3:16; ср. Пс.74:6).

Как уже упоминалось, шея фигурирует в Писании в метафоре ярма, надетого на шею. Эта метафора основывается на образе вола, стянутого ярмом для направления движения и, следовательно, символизирует человека, находящегося под чьей-то властью. Она используется во Втор.28:48 как символ мучительного подчинения Израиля внешним врагам в наказание за несоблюдение завета. Поздние пророки заимствовали эту метафору для изображения владычества ассирийцев и вавилонян над Северным и Южным Царствами (Ис.10:27; 14:25; 52:2; Иер.27:2, 8, 11–12; 28:1–14; Ос.10:11). Она перешла в поздний иудаизм как средство выражения подчинения иудеев Моисееву закону. На Иерусалимском соборе, когда Петр говорил о возложении «на выи учеников ига, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян.15:10), он имел в виду попытки подчинить языческих обращенных закону, хотя сам Израиль был неспособен соблюдать его.

См. также: ГОЛОВА; ГОРДОСТЬ; ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ; ИГО, ЯРМО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle