Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Шествие, триумфальное шествие

(Procession, triumphal procession)

Шествия совершаются в любом обществе, но древние культуры, строившиеся на ритуалах, как будто бы специализировались на них. Воинственные народы обычно ознаменовывали победы триумфальными шествиями подобно тому, как в современных культурах празднуются спортивные или политические победы.

Самое видное место в Библии занимают систематически проводившиеся шествия при поклонении в храме в Иерусалиме. В Пс.41:5 живший в изгнании автор вспоминает о времени, когда он «ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма». Аналогичная картина нарисована в Неем.12:31. В других псалмах читаем о «шествии Бога моего, царя моего во святыне. Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами» (Пс.67:25–26), и о шествии «к рогам жертвенника» (Пс.117:27; см. Пс.117:19–26, чтобы получить более полную картину с образами открывающихся ворот и входящих в них людей).

Помимо шествий при поклонении, в Ветхом Завете есть ссылки на политические и военные шествия. При избавлении у Красного моря Мариамь возглавила шествие пляшущих женщин (Исх.15:20), аналогичным образом женщины встретили Давида и Саула после победы (1Цар.18:6–7). В 3Цар.1:33–40 описывается шествие при воцарении Соломона, а в Пс.67:19 привлекается внимание к обычаю, когда победоносный царь вел пленных в город. Исаия рисует картину Апокалиптического триумфа, когда люди принесут «достояние народов» и приведут своих царей к Сиону (Ис.60:11).

Иисус тоже связывается с триумфальным шествием, хотя тут есть некоторые неожиданные моменты. В мессианском пророчестве Захарии мы видим парадокс – «праведный и спасающий» царь настолько кроток, что сидит на осле (Зах.9:9). Пророчество исполнилось во время триумфального въезда Христа в Иерусалим из Вифании (Мф.21:1–11; Мк.11:1–10; Лк.19:29–40; Ин.12:12–19). Этот знаменитый эпизод сливается с ветхозаветными образами шествия, поскольку Иисуса приветствуют как царя, въезжающего в столицу и входящего во главе шествия в храм (Мк.11:9–11). Хотя в Откровении нет развернутого описания триумфального вступления Христа со Своими святыми на небо, этот мотив подспудно присутствует на заднем плане в сценах, когда Христос и Его последователи изображаются победителями своих врагов и входят на небо, сотрясающееся от ликования. Тем же духом проникнут образ в начале Послания к евреям, где читаем, что Христос, «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр.1:3).

Кульминации мотив триумфального шествия достигает в Новом Завете в связи с двумя ссылками на thriambeuo. По поводу перевода 2Кор.2:14 нет единого мнения, и этот стих переводится либо как «благодарение Богу, Который во Христе всегда ведет нас к победе» (RSV), либо как «благодарение Богу, Который всегда ведет нас в триумфальном шествии во Христе» (NIV {«даст нам торжествовать во Христе»}). Это же слово используется в Кол.2:15, где о Христе говорится, что Он, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Прототипом служит римское шествие, в котором победоносный военачальник входит в столицу во главе торжествующего войска и/или толпы пленных, выставляемых на всеобщее обозрение. Верующие во Христа принадлежат к одной из этих категорий или даже к обеим. С одной стороны, они – часть победоносного воинства Христа (ср. Откр.19:11–14). В то же время парадокс победы христиан благодаря покорению их Христом согласуется с неоднократными заявлениями Павла, характеризующего себя как раба Христа (Рим.1:1; ср. также Рим.6:16–22; 1Кор.4:9–13; 2Кор.6:4–10; 11:30; 12:9–10; см. РАБ, РАБСТВО).

Парадокс может быть даже еще более ярко выраженным, чем просто выставление напоказ в качестве пленного: триумфальное шествие Христа привело к Его Искупительной смерти в Иерусалиме, и поскольку последователи соучаствуют в Его смерти (Гал.2:19–20), они не просто триумфально маршируют у креста (как начальства и власти в Кол.2:15), но сами идут ко кресту вслед за Христом, с пониманием, что эта смерть по сути является триумфом.

См. также: НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ТРИУМФ, ПОБЕДА.

Библиография:

L. Williamson Jr., «Led in Triumph: Paul’s Use of thriambeuo», Interpretation 22 (1968) 317–332;

T. Schmidt, «Jesus’ Triumphal March to Crucifixion: The Sacred Way as Roman Procession», Bible Review 13 (1997) 30–37.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle