Фарисей
(Pharisee)
В любом литературном произведении у достойного героя должен быть соответствующий противник, оттеняющий его положительные качества. Это относится к «Потерянному раю» Мильтона, и это относится к евангелиям, где противниками Христа выступают фарисеи. Они были образцовыми гражданами Израиля, признанными лидерами в силу своего ревностного отношения к закону. Но, как и главного врага, их губила гордость.
В Евангелиях слова фарисей и лицемер – почти синонимы. Этимологически слово фарисей связано с таким понятием как «притязание». В еврейской культуре фарисеи претендовали на выражение авторитетного мнения в вопросах праведности и закона. Они казались убедительными: ревностно преданными Богу, усердными в познании Писания и пользовались авторитетом даже у тех, кто не соглашался с ними. Иисус поставил под сомнение их право на занимаемое положение, раскрыл их притворство и поставил Себя над ними. Фарисеи защищались отчаянно и в конечном счете способствовали смерти Иисуса.
Образ фарисея являет собой портрет человека, действующего с горячим рвением, но без знания тайны царства, занимающего в еврейской культуре «Моисеево седалище», выдающегося по всем критериям праведности, но поставленного под угрозу пришествием Мессии.
Рвение без знания. Происхождение фарисеев как религиозной группы восходит к послепленной реформе Неемии и Ездры. В их глубокой преданности Богу и сепаратистской философии отражалось подозрительное отношение к царствам, существовавшим после иудейского плена. В результате ревностных усилий по соблюдению закона и установлению границ, определяющих подлинное израильское самосознание, они восприняли как письменный, так и устный закон и потому отличались от саддукеев, помимо прочего, своим взглядом на вопрос о воскресении тела (Деян.23:6–9).
Они страстно искали познания Бога. Фарисеями были Никодим, пришедший к Христу ночью (Ин.3:1–15), и Гамалиил, остановивший суд над ранней церковью (Деян.5:34–39).
Фарисейское отношение к деталям закона лучше всего выражено в словах Исаии: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» (Ис.28:13).
Моисеево седалище. В евангелиях фарисеи внушают огромное уважение. Это согласуется с их историческим отказом проявлять верность Риму; их политическое влияние объяснялось популярностью в народе. Хотя фарисеи и подвергались внутрииудейской критике в кумранских свитках и в другой раввинской литературе, в еврейской культуре они выполняли роль судьи на «Моисеевом седалище» (Мф.23:2).
Но, в первую очередь, фарисеев волновало восстановление Израиля. Их забота о соблюдении закона, святости храма, чистоте Израиля и полноправном владении израильтянами землей Израиля воспламенялась пророческим обетованием и несла политическую нагрузку. По этой причине мы видим их главными полемистами и собеседниками Иисуса. Они сознавали, что у них общие интересы с Учителем из Галилеи. Они послали депутацию к Иоанну Крестителю (Ин.1:19–28) и постоянно задавали вопросы Иисусу. Но в евангелиях мало несущественных разговоров между Иисусом и фарисеями. Драматический путь с кульминацией на кресте устлан рассказами о конфликтных отношениях с фарисеями. Иисус обвинял их в злоупотреблении имеющейся у них властью: они «поядают домы вдов» (Мк.12:40), занимают лучшие места в синагоге (Мф.23:6), принимают как должное приветствия в народных собраниях и обращения «учитель» (Мф.23:7).
Слепые вожди. В качестве идеальных противников фарисеи обладали тем же набором знаний о Боге, что и главный герой – Иисус, но они были слишком ослеплены гордостью, чтобы видеть полную перспективу. Близорукое видение закона вело в конечном счете к упадку их популярности в общественном мнении и, в качестве немедленного результата, к суровой оценке Иисуса: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф.23:24).
Фарисеи считались квалифицированными истолкователями нюансов закона, но Иисус обвинял их в расширительной трактовке его цели. Они возмущались исцелением человека с иссохшей рукой в субботу (Мк.3:1–5), а Он ссылался на записанный закон и отвергал экстраполяции (Мк.2:27). Он утверждал, что их предание делало Слово Божье пустым (Мк.7:13), сосредоточивая внимание на незначительных деталях и упуская из виду основную цель: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23). Десятина пряностей перевешивала справедливость. Иисус порицал тяжелые бремена закона, которые фарисеи возлагали на людей, не предлагая им никакой помощи (Мф.23:4).
Окрашенные гробы. Заботу о недопустимости всякого осквернения фарисеи распространяли на застольное общение, предусмотренное законом для священников и в случае жертвоприношений. Не удивительно, что их возмущали застолья Иисуса с мытарями и грешниками. Самодовольство фарисеев, их сосредоточенность на формальном соблюдении закона и презрение к грешникам ярче всего выражены в притче Иисуса о фарисее и мытаре. Фарисей возвышает собственную чистоту в молитве:
«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,
грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю,
даю десятую часть из всего, что приобретаю» (см. Лк.18:9–14).
Но Иисус показывает, что оправдание молитвой получил не фарисей, а мытарь, просивший о милости.
Подчеркивая бессмысленность прилагаемых фарисеями усилий по достижению чистоты, Он сравнивает их с «окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых» (Мф.23:27). Фарисеи пренебрегают словами, сказанными Богом Самуилу:
«Я смотрю не так, как смотрит человек;
ибо человек смотрит на лицо,
а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7).
Иисус изобличает принятые фарисеями нормы чистоты, напоминая им, что осквернение – это внутреннее состояние сердца (Мк.7:14–23).
Ревностные мстители. Иисус приводил фарисеев в бешенство, решая их труднейшие загадки, превосходя их самые высокие нормы, проявляя большую проницательность в истолковании закона. Но они были готовы к решительным действиям, когда Он посягнул на их положение религиозной власти. Наряду с чудесными исцелениями нечистых, Он заявлял о Своих особых отношениях с Богом (Мф.11:27; Мк.12:36; Ин.10:14–23). Он также исполнял мессианскую роль, прямо обращаясь к хранимому фарисеями как сокровище закону (Мф.12:15; Ин.10:34). Для мщения они решили прибегнуть к своему политическому и религиозному влиянию; воспользовавшись священническими полномочиями и политическими связями, они инспирировали суд и распятие (Ин.11:47–53; 18:3).
Вошедшая в поговорку слепота фарисеев получила неожиданное опровержение, когда один из них, Савл из Тарса, потерял зрение на дороге в Дамаск. В его злобных гонениях на христиан выражалась ложность убеждений, двигавших фарисеями. После ослепления силой Иисуса, Которого он преследовал, близорукий взгляд Савла на закон был скорректирован и вскоре он стал видеть ясно. Мы видим и других фарисеев, уверовавших во Христа (Деян.15:5; 21:20). Скорбный тон Павла в отношении противящихся Евангелию (римлян) перекликается с удивительной просьбой Самого Иисуса по поводу Своих ослепленных мучителей: «Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).
См. также: ЗАКОН; ИИСУС ХРИСТОС; ЛИЦЕМЕР; ЧИСТОТА.