Источник

По правую сторону царских врат:

1) Спасителя и над ним, в той же раме, Рождества Христова (в сер. ризе, длин. 2 арш. 13 верш., шир. 1 арш.).

2) Нерукотворного Спаса (в сереб, вызолоченном окладе), с изображением, вокруг него, истории происхождения первого нерукотворного образа – и чудес, бывших от него, и над ним, в той же раме, Богоявление Господне (длиной 121/2 верш., шириной 101/2 верш.).

3) Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и над ним, в той же раме, Воздвижение Животворящего Креста Господня (в сереб. ризе, длиной 2 арш. 13 вершков, шир. 1 аршин).

4) Благовещение Пресвятой Богородицы и над ним, в той же раме, Преображение Господне (длин. 2 арш. 12 вершк., ширина 1 арш., с двумя сребро-позолоченными венцами).

5) Св. Апостола Андрея Первозванного и над ним, в той же раме, образ Сошествия Св. Духа (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., шир. 1 арш).

По левую сторону царских врат:

6) Божьей Матери с Предвечным младенцем и над ним, в той же раме, Рождества Богородицы (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., ширина 1 арш.).

7) Знамения Божией Матери (в сребр, вызолоченной ризе), с изображением чудес, бывших в Великом Новгороде от чудотворной иконы и над ним, в той же раме, Благовещение Пресв. Богородицы (длина 13 вершк., шир. 12 вершков).

8) Образ Божьей Матери Всех скорбящих радости (в медной ризе), с изображением: а) целование Пресв. Девы Марии с праведн. Елизаветой; б) Благовестие Пастырям Вифлеемских о Рождестве Иисуса Христа; в) Рождества Христова; г) бегство св. Иосифа и Марии с младенцем Иисусом в Египет, а над ним, в той же раме, Введение во храм Пресв. Девы Марии, (длина 12 вершков, ширина 9 вершков).

9) Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и над ним Успение Божьей Матери (длиной 2 аршина 13 вершков, шириной 1 аршин с серебро-позолоченным венцом).

10) Св. Николая Мирликийского, в серебро-вызолоченной ризе, с изображением вокруг него чудес, совершенных Святителем, и над ним, в той же раме, Лазарево Воскресение (длин. 13 вершк., ширин. 13 вершк).

Во втором ярусе, отделенном от первого карнизом,

По правую сторону:

11) Св. Aп. Петра и Иоанна (длин. 2 арш., ширин. 1 арш. 6 верш).

12) Явление Иисуса Христа Апостолам, по Его воскресении, (длин. 9 вершк., шир. 1 арш. 6 вершк).

13) Св. Ап. Иакова Алфеева и Матфея, (длин. 1 арш. 11 вершк., шир. 1 аршин).

14) Преображение Господне (длин. 2 арш., ширин. 1 арш. 6 вершк.).

15) Св. Ап. Филиппа и Симона (длин. 1 аршин 12 вершк., шириной арш. 2 вершка).

По левую сторону:

16) Св. Апостола Иакова Зеведеева и Варфоломея (длин. 2 арш., шир. 1 арш. 2 вершка).

17) Св. Жен Мироносиц с Ангелом (длин. 1 арш. 9 вершк., ширин. 1 арш. 6 вершк).

18) Св. Ап. Фомы и Иуды (длин. 1 арш. 11 вершк., шир. 1 арш).

19) Св. Ап. Павла и Ев. Луки (длин. 1 арш. 12 вершк., ширин. 1 арш. 1 вершок).

Южные двери, с образом новой благодати, длин. 2 арш. 15 вершк., шир. 1 арш. помещаются между образами Нерукотворного Спаса и Трех Святителей; северные, с образом Ветхой Благодати, такой же величины, как и первые, помещаются между образами Знамения Божьей Матери и Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Над первыми образ Входа Господне в Иерусалим Христа Спасителя, над вторыми – Сретенье Господне; оба квадратные, 12 вершков в длину и 12 в ширину.

Царские двери резные, вызолоченные, высотой 3 арш. 11 вершк., ширин. 2 арш. 3 вершка, в них образа, по правую сторону: Пресв. Девы Марии, Спасителя, Св. Евангелистов: Матфея и Марка, и Св. Григория Арх. Константинопольского, Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского; по левую: Архангела Гавриила, Божьей Матери, Свят. Евангелистов: Иоанна Богослова и Луки, и святых: Василия Великого, Григория Богослова и Спиридона Тримифийского.

Над царскими дверями образ Тайной Вечери, в серебр. ризе, длиной 12 вершк., шириной 11 вершк.

Во втором ярусе над этим образом образ, представляющий Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле, с предстоящими пред ним, по правую сторону Божьей Матерью, по левую Иоанном Предтечей, длина 2 арш., шир. 1 арш.

Выше его, под самыми потолками, в деревянном золоченом сиянии, образ Распятие Господне, высотой 12 вершк., ширин. 11 вершков.

Высота иконостаса 2 сажени 2 аршина, ширина 6 саженей 1 аршин.

Все образа, наибольшей частью, старинного иконописного письма на досках, расположены в правильной симметрии; но, как видно из настоящего описания, по особенному плану, ныне почти не следуемому при постановке иконостасов и расположений образов.

Трехсвятительская церковь занимает одну сторону двора, с двух других сторон которого высятся собор во имя Св. апостола Андрея Первозванного и церковный дом.

В ней антиминс, священнодействованный Амвросием, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, в 1804 году ноября 22-го дня, с обычной надписью внизу, а на хорах, в Благовещенском приделе – Никанором, Епископом Ревельским, Викарием С.-Петербургским в 1830 году сентября 19-го дня, с подписью на задней стороне: «Божьей милостью смиренный Серафим Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». В Трехсвятительской церкви богослужение совершается изредка, Андреевского же собора причтом; в особенности, она служит по не поместительности собора, для помещения ризницы, библиотеки и архива церковных.

В общем своем устройстве церковь Трехсвятительская представляет довольно редкий пример храма, остающегося приблизительно в том виде, в каком он построен, и в течении более чем вековой жизни его, никаких решительно изменений в нем сделано не было.

Следует упомянуть и о сохранившемся предании, будто церковь эта была «оспенной церковью», и о другом варианте предания, будто в начале храм этот был «киркой» и только впоследствии обращен в православную церковь. Последнее имеет некоторую долю вероятности, если принять во внимание устройство хоров и освещение всего здания двумя рядами окон, в два света. Противоречит этому предположению присутствие 4 столбов, видимо рассчитанных на купол; впрочем, есть много иноверческих церквей, не лишенных куполов, подобно церквам православным, таковые есть и в Петербурге.

На западной стене этой церкви вделана плита с надписью на грузинском языке73, которая гласит, что тут в приобретенной от церкви Св. Апостола Андрея могиле, погребено тело супруги грузинского князя Гуки Нодаровны Эмирахваровой, урожденной княжны Джорджазевой, умершей 28 марта 1745 года, 37 лет от роду.

Лет 15 назад, еще виднелись кое-где в ограде раздробленные могильные плиты, а в 1848 году, при устройстве приделов к Андреевскому собору, во рвах, вырытых под фундамент, находили не только человеческие кости, но и довольно сохранившиеся гробы: все это служит доказательством, что здесь некогда погребались разные лица. Есть даже предание, что знаменитый сенатор Петрова времени Яков Федорович Долгорукий погребен был в ограде сего собора, но оно пока не подтверждается ни каким достоверным указанием.

Святыни и достопримечательности храма

Храм Андреевский один из древнейших столичных храмов и принадлежит или принадлежал к орденским церквам. До 1813 года в нем находилось даже особое царское место. Древнего замечательного сохранилось в нем, однако же, немного, но, за то в нем, по ценности и изяществу, обращают на себя внимание, кроме величественного и изящного иконостаса в главном алтаре, некоторые принадлежности храма и богослужения. К ним должно отнести:

1) Напрестольное в главном же алтаре облачение из чистого серебра художественной чеканной работы, в футляре из четырех зеркальных стекол в серебряных вызолоченных рамах, с гранеными такими же колоннами по углам. Облачение это составляют пять серебряных вызолоченных чрез огонь досок – четыре с рельефными и одна с гравированным изображениями. На верхней доске выгравировано положение во гроб Спасителя, как бывает на антиминсах, обведенное рамкой с гравированными цветками и другими украшениями. На западной, обращенной к царским дверям стороне, изображен выпуклый крест, покрытый разноцветными стразами и стоящий на таком же подножии. Он обвит большим, матовой позолоты, терновым венцом, к которому идет сияние от креста, в широких золотых лучах по серебренному мелко граненному полю. К подножию креста, с той и другой стороны, по два херувима. Рельеф, обращенный к горнему месту, изображает Воскресение Спасителя: взлетающему в лучах света из гроба Господу предстоят два Ангела. С правой, южной стороны рельеф представляет несение Господом креста и состоит из 16 отдельных лиц, вдали от которых виднеется Голгофа с тремя крестами. С левой, или северной стороны, в рельефе изображается Моление о чаше: в саду Гефсиманском коленопреклоненный Спаситель молится – да мимо идет чаша, которая, между тем, в ярких лучах спускается с неба; Господа укрепляет предстоящий Ангел, в стороне видны уснувшие Апостолы. Каждый из рельефов обрамлен обводом, а по бокам, в каждом обводе выпуклые изображения святых: спереди от царских врат, великомученицы Екатерины и мученицы Агриппины, сзади – Святых Василия и Андрея-юродивого, справа Архангела Михаила и Сергия Радонежского, слева Андрея Первозванного и Николая Чудотворца. Сзади еще идет по низу надпись: «Сей престол сооружен усердием С.-Петербургских купцов В. Л. Фролова и А. Ив. Тименкова Ноября 30-го дня 1861 года 84 пробы, серебра 7 пуд. 6 фунт. 9 золотников, работал мастер Ф. А. Верховцев». Цена сего облачения, сделанного мастером Верховцевым, с работой по 88 рублей за фунт, с украшениями креста и с футляром 26,036 рублей 20 коп.

2) Из утвари церковной: а) Евангелие в большой лист, печатанное в Москве в 1854 году, обложенное серебряными, с изящной отделкой, досками: на них, на лицевой стороне, живописное изображение, по средине: Воскресения Христова, по углам четырех Евангелистов: на задней рельефное изображение Рождества Христова, то и другое украшены восточным хрусталем; застежки серебренные вызолоченные, веса в серебре с бумагой 35 фунтов, пожертвовано В. А. Фроловым и А. Ив. Тименковым в 1859 г.

б) Евангелие в лист на Александрийской бумаге, печатанное в Москве в 1774 году, в царствование Елизаветы Петровны, в серебряных вызолоченных досках. На верхней доске рельефное изображение, по средине, Воскресение Христова, в лучах, а по углам – четырех Евангелистов; на задней – по средине рельефное изображение четырех-конечного креста, с надписью наверху: I. Н. Ц. I. a пo углам розетки, застежки серебряные вызолоченные, веса в серебре с бумагой 22 фунта и 24 золотника.

в) Евангелие в лист на Александрийской бумаге, печатаное в Москве при Великом Государе Царе Петре Алексеевиче, в 1717 году; на верхней доске изображены: Пресвятая Дева Богородица в царской порфире, по правую сторону Бог Отец, по левую Бог Сын, возлагающие на ее главу корону, наверху над ней Дух Святой, в виде голубя, внизу под стопами Господними и Божьей Матери – сонм херувимов, по углам четыре Евангелиста; на нижней доске изображение осмиконечного креста, окруженного орнаментами. Все изображения чеканной частью сквозной работы. Весу в серебре с бумагой 14 фунтов и 84 золотника. Оба Евангелия, когда и от кого принесены в дар храму неизвестно.

3) Из священных сосудов: а) потир серебряный вызолоченный, с серебряной ажурной на чаше накладкой, с девятью, осыпанными восточным хрусталем, финифтевыми изображениями; в верхней части, Спасителя Благословляющего, по правую сторону Божьей Матери, по левую Иоанна Предтечи, позади Спасителя с крестом, в терновом венце, – в нижней части: Тайной вечери, моление о чаше, Каиафина суда, несение креста, положение в гроб; сверху, по краям чаш, крупная надпись: «тело Христово приимите источника бессмертного вкусите». Весом потир 5 фунтов 15 золотников.

Дискос серебряный с обычным гравированным изображением, лицевая сторона и наружная часть поддона вызолочены, весу 1 фунт и 36 золотников.

Звездица серебряная, снаружи вызолоченная, на верху ее финифтевое изображение Господа Саваофа, осыпанное восточным хрусталем, а на четырех сторонах ее гравированные изображения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Мирликийского, в рост, веса 67 золотн. Два блюдца серебряные, с лицевой стороны вызолоченные; на одном, по середине гравированное изображение Распятия, а по краям слова: «Кресту твоему покланяемся Владыко», а на другом, по средине, гравированное изображение Благовещения и по краям слова: «Благовествуй земле радость велию». Веса в общих 1 фунт и 14 золотников.

Лжица серебренная вызолоченная, весом 18 золотников.

Ковш серебряный, внутри золоченный, с двумя ручками, веса 51 золотник. Все означенные вещи без пробы, но с оттиском клейма и года 1793.

Два копья с черенками слоновой кости.

б) Потир серебряный вызолочены, с серебряной ажурной на чаше накладкой, с 8 финифтевыми изображениями, на верхней части: Спасителя, справа Божьей Матери, слева, Иоанна Предтечи, позади распятие Господа, на нижней: моление Господа о чаше, бичевание Господа, несение им креста, и вольного Его плотью погребения; на верху по краям чаши надпись: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Веса в чаше 4 фунта 54 золотника.

Дискос серебряный с обычным гравированным изображением, с лицевой стороны вызолоченный; веса 1 фунт 27 золотников.

Звездица серебренная, снаружи вызолоченная, наверху имеющая финифтевое изображение Господа Саваофа, а на четырех сторонах гравированные изображения святых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Мирликийского. Вес в звездице 76 золотников.

Два блюдца серебряные, с лицевой стороны вызолоченные. На одном блюдце посредине гравированное изображение Распятие Господне, а по краям слова: «Кресту Твоему покланяемся Владыко». На другом блюдце по середине гравированное изображение Благовещения Богородицы, и по краям слова: «Радуйся Благодатная, Господь с тобою». Веса в обоих блюдцах 82 золотника.

Лжица круглая серебряная вызолоченная, веса 15 золотников.

Все без пробы, но с оттиском клейма и года 1787.

в) Потир серебряный, внутри и в некоторых местах снаружи вызолоченный, с гравированными на нем изображениями: Спасителя, сзади осмиконечного креста, с надписью на верху: « I. H. Ц. I.» под ней: «ІиХс», сверху по краям чаши слова: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите», а под ними: «Господи вседержителю, аще недостойни, но приими нас и спаси рабов твоих в сей и будущей жизни: Иоанна, Петра, Иоанна, Иакова, Павла, Марию, Христину: Христианской кончины и живота веры и в долгожитии и благочестии всех происходящих по благодати Божест.; молитвами Богородицы и всех святых, аминь. В 1774 году декабря 25 дня». Веса в потире 2 фунта 42 золотника.

Дискос серебряный, с лицевой стороны вызолоченный, с обыкновенным гравированным на нем изображением; веса 93 золотника.

Звездица серебряная, снаружи вызолоченная, с гравированным на верху изображением Господа Саваофа; веса в звездице 44 золотника.

Два блюдца серебряные, с лицевой стороны вызолоченные; на одном, по середине – гравированное изображение Распятия, а по краям слова: «Кресту твоему покланяемся, Владыко»; на другом – гравированное изображение Благовещения Богородицы и по краям слова: «Достойно есть, яко воистину блажите тя, Богородице». Веса в обоих блюдцах 60 золотников.

Лжица серебряная вызолоченная, веса 19 золотников.

Все без пробы, но с оттиском клейма и года 1769.

Все эти замечательные, сколько по ценности, столько же и по относительной древности, сосуды, по всей вероятности, принесены в дар собору в разное время от разных лиц, но, когда и от кого именно неизвестно.

4) Ковчег на главном престоле серебряный вызолоченный. На основе, поддерживаемой четырьмя подножиями, утверждены четыре колонны с капителями, венчаемые каждая куполом с крестом из страза, и над ним возвышается круглый большой купол, на верху которого живописное на финифти изображение Воскресения Христова в сиянии из вызолоченного серебра, местами осыпанного стразами. Под большим куполом, нa основе устроена, в виде квадрата, дарохранительница, с живописным на финифти на передней ее стороне, изображением снятия Господа со креста, а на дарохранительнице гробик с живописным же на финифти, по верху его, изображением положения во гроб Христа Спасителя. Оба изображения осыпаны стразами. Веса в серебре 6 фунтов 15 золотников. Пожертвован в 1852 году С.-Петербургским купцом Василием Борисовичем Сусловым.

5) Из облачений священнослужительских: а) риза французской золотосеребряной парчи с шелковыми цветами;· крест и звезда на ней металлические вызолоченные, украшены восточным хрусталем; по оплечьям и краям золотым галуном, а по низу золотой бахромой и диаконский стихарь, у которого бока и рукава разрезные, застегивающиеся 10-ю металлическими пуговицами, крест металлический вызолоченный, обложен восточным хрусталем, подол и рукава обложены в два ряда золотым позументом, а оплечья и разрезы боков и рукавов в один ряд таким же позументом. Все приобретены в 1798 году покупкой у г-на Турчанинова неизвестно за какую цену.

б) Риза золотосеребряной парчи с шелковыми по ней цветами одинакового с первой ризой рисунка, но русского изделия, обложена золотым позументом; из такого же позумента крест и звезда на ней.

Такой же материи Епитрахиль, обложенная вокруг золотым позументом, с тремя крестами из того же позумента. Эта риза и Епитрахиль пожертвованы в собор в 1803 году купцом Андреем Ивановичем Комковским.

в) Шесть священнических риз из золотой парчи с широкими шелковыми цветами, обложены каждая в два ряда широким золотым гасом, а по низу и по верху узким таким же: крест и звезда на каждой из папки с золотой канителью.

Из такой же парчи шесть епитрахилей, обложенных с двух сторон каждый в один ряд, а по низу в два золотым гасом, по краям подола золотой бахромой с аграмантом; на каждом по три креста средней величины из папки с золотой канителью, и один такой же малый.

Шесть поясов, обшитых кругом узким золотым гасом. На каждом поясе по одному небольшому, шитому из золота, кресту. Шесть набедренников, обшитых с двух сторон в один ряд, а по низу в два, средней величины, золотым гасом, по краям подола золотой бахромой с аграмантом, на каждом по одному, средней величины, кресту из золотого гаса.

Шесть диаконских стихарей, обшитых по низу, середине и рукавам широким золотым гасом, а по краям верха, подола и рукавов узким гасом; на каждом по одному большому кресту из папки с золоченой канителью.

Четыре ораря с семью малыми, на каждом, крестами и с золотой бахромой по обоим концам. Все эти облачения пожертвованы С.-Петербургскими купцами В. А. Фроловым и А. И. Тименковым в 1860 году.

6) Плащаница, писанная на холсте, изображающая положение Господа во гроб, в бронзовой золоченой раме с высеребренной по ней вокруг из выпуклых букв надписью: «Благообразный Иосиф с древа с ним пречистое тело твое, плащаницей чистой обвив, и благоуханными во гробе нове покрыв положи». Плащаница помещается на раке или гробе, который, длиной З аршина, высоты 11/2 аршина, ширины 11/2 аршина, состоит из четырех бронзовых досок с рельефными по середине их серебряными изображениями. На передней или западной доске в рельефе изображается снятие со креста Господа с семью отдельными лицами: Матери Божьей, Марии Магдалины и других двух жен, Иоанна Богослова, Иосифа Аримафейского и Никодима. На задней или восточной доске представлен Господь под бременем несомого Им креста, поддерживаемого Симоном Киринейским, сопровождаемый сзади своей Пречистой Матерью, Иоанном Богословом, и двумя плачущими женами, предшествуемый воинами, ведущими Его на пропятие, под управлением всадника. На правой или южной доске изображается Моление о чаше, которая появляется в руках нисходящего с неба Ангела. На левой или северной изображен большой вызолоченный крест на серебряном фоне. Первые два из рельефов обрамлены выпуклым обводом в виде тернового венка, остальные два в виде обыкновенного венка. С четырех сторон раки иди гроба, на котором возлежит плащаница в бронзовой вызолоченной раме, раму поддерживают фигурные изображения во весь рост ангелов. Плащаница работы Верховцева, по заказу жертвователя С.-Петербургского купца А. И. Тименкова, доставлена в собор в 1867 году.

Другая плащаница, возлагаемая на престол в пасху, писана на шелковой малинового цвета материи, обшитой малиновым бархатом, по низу которого со всех сторон надпись, вышитая золотом большими буквами, «благообразный Иосиф с древа с ним пречистое тело твое, плащаницей чистой обвив и вонями во гробе нове покрыв положи», и окаймленная вокруг венком, в виде плюща, золотой канителью, а на четырех углах живописные изображения херувимских головок, обшитые также золотой канителью; по всем концам кругом плащаница обшита золотой бахромой. Пожертвована в 1858 году купцами Фроловым и Тименковым.

7) При соборе есть библиотека. В ней, кроме Библии, кормчей и новой скрижали, находятся:

1. Писание св. отцов: Игнатия Богоносца, Василия Великого, Макаия Египетского, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, Василия Селевкийского и Тихона Воронежского.

2. Книги духовного содержания отечественных духовных писателей: Феофана Прокоповича, Гавриила митрополита Новгородского и С.-Петербургского, Иринея Архиепископа Псковского, Варлаама Грузинского, Симона Костромского, Амвросия Митрополита Новгородского и С.-Петербургского, Иннокентия, Епископа Пензенского – все на русском языке. Кроме русских, есть латинские книги духовного содержания, именно сочинения: Иоанна Брентия, Фридерика Грунера, Франциска Буддея, Бартальда Голтцея, Шуберта и проч.

3. Духовные журналы: «Христианское чтение» с 1853 года и «Духовная беседа» с 1858 года. Кем и когда основана библиотека – неизвестно.

8) Колоколов при соборе 10:

1. Большой воскресный, с надписью: «вылит сей колокол в С.-Петербурге в соборную церковь Святого Апостола Андрея Первозванного 1806 году декабря 2-го дня, веса 258 пуд. 20 ф., лит в Москве на заводе Николая Самгина».

2. Полиелейный, с надписью: «Вылит сей колокол в С.-Петербурге в соборную церковь Святого Апостола Андрея Первозванного 1806 года 2-го декабря, весу 129 п. 10 фунт., лит в Москве на заводе Самгина».

3. Вседневный, с надписью: «Вылит сей колокол 1796 года Андреевской соборной церкви на поминовение рабы божией Иульянии Юрьевны Янковичевой Демариево. Мастер города Валдая Алексей Шилов, весом (без означения)».

4-го 5, 6, 7, 8, 9 и 10-го колоколов вес и время отлития не означены.

9) При соборе из главных документов находятся: а) хозяйственные по зданиям:

1. План церковного дома, с находящейся под ним и в ограде землей до 1260 квадратных сажен, на одном листе, составленный в 1825 году старшим архитектором Филиповым, смотренный Высокопреосвященным Серафимом митрополитом 1-го июня 1826 года и, по одобрении 16-го июня того же 1826 года в заседании Комитетом, утвержденный С.-Петербургским Военным Генерал Губернатором Кутузовым.

2. План на построение приделов к Андреевскому собору, на 2 листах, высочайше утвержденный 26 февраля 1848 года, за подписанием Главноуправляющего путями сообщений и публичными зданиями Генерал-Адъютанта Графа Клейнмихеля.

3. План на 4 листах, на возведение каменных трехэтажных пристроек к церковному дому, с обеих сторон его, по 1 сажени 2 аршина для черных лестниц и ретирадных мест, взамен деревянных обветшалых, утвержденный в общем Присутствии 1-го округа путей сообщения, по журналу, состоявшемуся 15 апреля 1860 года.

4. Вводный лист, в копии от 19-го декабря 1868 года, № 900, за печатью и скрепою С.-Петербургского Окружного суда судебного пристава Дыбова, на владение завещанным, по духовному завещанию С.-Петербургского купца Ивана Федотовича Радимцева, каменным двухэтажным домом, на углу 11 линии и Большого проспекта.

5. Опись церковного и ризничного имущества, составленная в 1859 году, утвержденная в С.-Петербургской Духовной консистории 16 -го ноября 1861 года.

6. Приходо-расходные книги с 1809 года.

Б) Ежегодные церковные записи:

1. Метрические с 1803 года,

2. Обыскные с 1802 года и

3. Исповедные с 1809 года.

Из метрических книг за 1803–1863 годы по десятилетиям, средним числом, представляется следующая ведомость:


годы родившихся Браком сочетавшихся умерших
муж жен законных незакон. всего
1803 128/10 107/10 215/10 2 235/10 5 207/10
1813 1353/10 1297/10 2253/10 397/10 265 461/10 210
1823 136 1148/10 1825/10 683/10 2508/10 449/10 1983/10
1833 1396/10 1266/10 1638/10 1024/10 2662/10 414/10 1813/10
1843 1826/10 1684/10 2033/10 1477/10 351 432/10 212
1853 1913/10 1757/10 2164/10 1506/10 367 519/10 2255/10
1863 1858/10 1756/10 2208/10 1406/10 3614/10 499/10 2419/10

Причт

Причта при соборе положено по штату издавна: один протоиерей, два священника, один диакон, три причетника и просфирня. Когда именно и кем определен в таком числе состав причта при Андреевском соборе –неизвестно. Относительно же того, что при нем, с самого почти начала его существования, было три священника, явствует из состоявшегося в Святейшем Синоде 1-го февраля 1738 года определения, по которому священник храма Рождества Богородицы при Невской перспективе, что ныне Казанский собор, Тимофей Семенов перемещен третьим священником к церкви св. Апостола Андрея Первозванного.

С 1803 года, как видно из церковных документов, при соборе был

Протоиереи:

Стефан Семенов, умерш. 24-го ноября 1812 года, 70 лет от рождения.

С 1812–1825 г. Петр Дмитриев Песоцкий, переведен ко двору.

С 1825–1829 г. Герасим Петрович Павский, переведен ко двору.

С 1829–1831 г. Михаил Семенович Добронравин, умер 24-го июня 1831 года 52 лет от рождения.

С 1831–1852 г. Протоиерей Феодор Семенович Песоцкий, умер 4-го июля 1852 года.

С 1852–1857 г. Протоиерей Иоанн Иванович Протопопов, переведен в Собор всех учебных заведений.

С 1857 г. Протоиерей Александр Тимофеевич Камчатов.

Священники:

С 1883 г. Иоанн Филиппов (Полянский); умер 13-го апреля 1818 года 60 лет.

С 1883 г. Андрей Никитин (Голубев); умер 2-го июня 1810 года 37 лет.

С 1810 г. Михаил Семенович Добронравин (с мая 1829 г. протоиерей).

С 1819 г. Василий Иванович Полянский (в 1840 г. перемещен к Покровской церкви протоиереем).

С 1829 г. Священник Феодор Семенович Песоцкий (с июля 1831 г. протоиерей).

С 1831 года Феодор Иоаннович Васильев, умер 14 октября 1839 года 33 лет.

С 1840 г. Павел Александрович Налимов.

С 1840 г. Петр Степанович Гиацинтов.

Содержание причта

Причт не получает жалованья и не имеет никаких других способов к содержанию своему, кроме доходов за службы и требы от прихожан и еще незначительного количества процентов с билетов на капиталы, положенные прихожанами в сохранную казну, для вечного поминовения их рода.

Из заштатных, при сем же соборе служивших, находятся: 70-летний диакон, уволенный от службы в 1858 году; имеющий в семействе жену и дочь девицу, и дьячок 59 лет, в 1868 году уволенный по болезни от службы, имеющий также в семействе жену и дочь девицу; оба пользуются квартирой от собора и денежными пособиями на содержание – первый по 300 рублей в год; второй по 352 рубля в год. Из сиротствующих – одна сельского священника вдова с дочерью, пользуется от собора денежным пособием по 48 рублей в год и квартирой в церковном доме; и одна девица, протоиерейская дочь, получающая от собора только денежное пособие в год по 96 рублей, а квартиру имеющая при Покровска-Коломенской церкви, где отец ее, в последние годы своей службы, был настоятелем.

Церковные здания

При соборе есть внутри двора за церквами, издавна построенный каменный дом. До 1826 года он был двухэтажный и небольшой. В этом году надстроен, на церковную сумму, третий этаж и с правой стороны устроены пристройки на три окна в три же этажа. В 1860 году к нему вновь с обеих сторон по 1 сажени и 2 аршина сделаны пристройки для черных лестниц и ретирадных мест, вместо таких же деревянных, сделавшихся, из-за ветхости, негодными. В настоящем виде дом имеет в длину 18 сажен 2 аршина, в ширину 6 сажен 2 аршина. В нем, кроме просфирни, живущей на вольной квартире с платой от собора по 200 рублей в год, помещаются все наличные члены причта и заштатный диакон с семейством (смотри озашт).

Другой дом каменный двухэтажный по 11 линии на углу Большого проспекта под № 12/32 на 181/2 саженях по линии и на 21 по Большому проспекту, доставшийся собору по духовному завещанию здешнего купца Ивана Федотовича Радимцева и утвержденный за собором, с Высочайшего Государя Императора соизволения, по определению окружного суда (по 3 отделению) 30 мая 1868 года. В нем в настоящее время отдается по найму разным лицам 9 квартир по 225 рублей 67 копеек в месяц, поступающих в доход церковный, и кроме того, помещаются два семейства духовного звания – заштатный соборный дьячок с семейством и сельского священника вдова с дочерью (смотри озашт, и сирот).

Управление церкви

Причт соборный, как и сам собор, с самого основания церкви и образования прихода, состоит в ведении Епархиального Начальства.

Приход

В ноябре 1733 года жители Васильевского острова указом Духовного правления были приписаны приходом к Андреевской церкви. По мере заселения Васильевского острова и увеличения в нем числа церквей, приделы Андреевского прихода, естественно, более и более стеснялись. В настоящее время Андреевский приход, 1) начинаясь с 1-й линии от Большого проспекта к набережной и от нее направо, простирается во всю длину ее до 23-й линии, или до чекуш, включительно, 2) отсюда обратно, направо, к Большому проспекту до 22-й линии, от нее направо, к Среднему проспекту и от Среднего обратно, по всему его протяжению до 3-й линии и направо по ней – до Большого проспекта. На всем пространстве, в означенных пределах Андреевского прихода, число приходских дворов не более 70, а прихожан около 2700 мужского пола и 2800 женского пола, всего же до 5500 душ разного сословия. Малочисленности прихожан на таком обширном пространстве прихода, кроме множества в нем иноверцев, еще способствует достаточное число церквей домовых или в учебных заведениях. Таких церквей в Андреевском приходе десять:

1) В Академии художеств,

2) В Морском кадетском корпусе,

3) В Горном институте,

4) В Финляндском полку при госпитале,

5) В доме Патриотического института,

6) В доме Елизаветинского училища,

7) В Покровской общине сестер милосердия,

8) На Псковском подворье,

9) На Ярославском подворье,

10) В Елизаветинской богадельне.

Часовни

Собственно, в пределах Андреевского прихода часовен нет. Есть одна на границе прихода, именно на Николаевском мосту, состоящая под управлением Министерства путей сообщения. Вход в нее с южной стороны: внутри ее, на задней стене, мозаический, большой величины, образ св. Николая Мирликийского, в рост, с серебряной вызолоченной лампадой; вне ее, на той же стене, такой же образ св. Благоверного Великого князя Александра Невского с такой же лампадой. По ходатайству купца Ф. В. Кудрявцева, с 1856 года в ней еженедельно совершаются по четвергам, в 12 часов дня, молебны пред образом св. Николая Чудотворца. С начала до декабря 1858 года они отправлялись причтом Церкви путей сообщения; с этого же времени отправляются причтом Андреевского собора. С постановкой в ней, по Высочайшему, Государя императора, повелению, порфирового церковного подсвечника, пред образом св. Николая Мирликийского, открылась возможность для богомольцев возжигать и ставить на подсвечник приносимые ими восковые свечи во время молебнов по четвергам; а с 29 октября 1868 года дозволено Андреевскому же причту с церковным старостой производить в ней, под их наблюдением, обычную, на правах церковных, продажу свечей не по одним четвергам в часы молебна, но по мере возможности, во всякое время.

* * *

73

В русском переводе, сделанном профессором Д.С.С.Броссе, надпись эта такого содержания: «Любезные братья мои, я была в этом преходящем мире дочь Кахетинского князя, обер-гофмаршала Нодара Джарджаздева, и получила при святом крещении имя княжны Гуки. Божьей волей я была в супружестве за князем грузинским, первого разряда майором Эдишером Эмирахваровым и провела жизнь с ним в сердечном согласии. Лишившись отечества и своего имения, я прибыла в землю иностранную и перешла от мира сего в столичном городе Петербурге 28-го марта 1745 года на 37 году моей жизни. Иностранка я, купив на деньги свои это место для моего приличного погребения, положена в земле, в церкви Святого Апостола Андрея, не оставив детей, которые молились бы за меня. Отцы и братья любезные, видя гробницу чужеземной грешницы и камень, покрывающий меня, молитесь Господу нашему за меня, дабы Он вам простил все грехи ваши».


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle