Источник

Церковь во Имя Святой Живоначальной Троицы, что лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге

Местоположение церкви

Церковь св. Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка, находится в Нарвской части, между первым и вторым кварталами, на площади, выходящей к востоку на Измайловский проспект, а к западу на Троицкий.

История церкви

До построения настоящего храма, на вышеозначенной местности в разное время существовали три деревянные церкви, история которых тесно связана с историей лейб-гвардии Измайловского полка.

Лейб-Гвардии Измайловский полк, по старшинству третий пехотный полк Императорской Гвардии, основан Императрицей Анной Иоанновной и сформирован в Москве в 1730 году, именным указом Ее Величества в 22-ой день сентября того же года; название же получил от села Измайлова, около Москвы, издавна принадлежащего роду Романовых, где Императрица в том году имела свое пребывание. В 1731 году, первые два батальона, а в 1734 году и третий батальон, переведены были из Москвы в С.-Петербург, и расположены постоем по обывательским домам на Адмиралтейском и Петербургском островах; с 1743 года полк помещался уже нераздельно во вновь выстроенной полковой слободе, в деревянных светлицах, где ныне улицы, называемые ротами, от чего и вся местность получила название Измайловского полка, сохранившееся до настоящего времени.

Так как полк, по сформировании, не имел постоянных квартир, то по примеру прочих полков, положено было устроить церковь подвижную или походную, и в 1731 году преступлено было к построению палатки или намета. Усердием гг. офицеров полка, заказаны были в Москве св. иконы для иконостаса московскому жителю, иконописцу Ивану Адольскому, который обязался написать их «На лазоревом атласе, из своих добрых немецких красок, также и золотые орнаменты золотить; на рамы дерево дубовое, а на винты железо сибирское ставить."

Построение церкви поручено было поручику Савелову, причем в данных ему ордерах упоминается, чтобы он «Приложил свое прилежное старание, дабы и оная церковь построена была лучшим материалом».

За сим составлен был всеподданнейший Ее Величеству доклад: в какое имя строить полковую походную церковь?

Вот этот документ, объясняющий происхождение настоящего наименования полкового праздника в день Святой Троицы:


Ее Императорскому Величеству доложить. Копия.
Лейб-Гвардии в Измайловском полку походную церковь в какое имя строить. Во имя Св. Троицы или во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы? Ее Величество Всемилостивейшая Государыня Императрица, указала церковь построить св. Троицы.
Подписал Варлаам, архимандрит Троицкий.

В назначенный срок церковь, со всеми к ней принадлежностями, была окончена, и вместе с утварью и ризницей доставлена в С.-Петербург и 12 июля 1733 года освящена; причем гг. офицеры пожертвовали по 10-ти коп. с рубля из жалованья за каждые два месяца, и тем положили основание церковной сумме, которая впоследствии увеличилась пожертвованиями от прихожан, а по учреждении полковой слободы (место занимаемое ныне полком и носящее его имя), от поступавших в нее доходов с церковных лавок, полковых бань и мостового сбора через Измайловский мост, построенный первоначально полком. При построении деревянной церкви в 1754 году, церковный капитал был уже довольно значителен. Императрица Анна Иоанновна обогатила церковную ризницу принесением в дар риз, но драгоценность эта, к сожалению, не сохранилась.

Первоначально полковая церковь поставлена была в лагере на лугу близ Фонтанки, против сада Ее Величества; но с 1734 года, с прибытием из Москвы 3-го батальона, церковь ставилась в обывательских домах, а намет церковный хранился на полковом Калинкинском дворе. С 1737 года по 1740 находилась она при батальоне, бывшем в походе против турок и при взятии Очакова, а с 1742 года, с водворением некоторых рот, в отстроенную часть полковой слободы была перенесена в прилично для того отделанную солдатскую связь, или светлицу, где иконостас оставался тот же исходный. В церкви по обе стороны были устроены особые места, с одной стороны для гг. офицеров, с другой для их семейств, а над престолом балдахин. Но, не смотря на усердное старание об украшении церкви и устройстве в ней возможных удобств, время и обстоятельства сами указали вскоре необходимость построения новой, обширнейшей церкви.

В 1740 году Императрица Анна выбрала в полковой солдатской слободе место для построения полковой церкви, которую положено было строить таковой пропорции, какая была у Литейного двора, именуемая Сергия Чудотворца; но предначертание августейшей основательницы полка, из-за скорой кончины ее, оставалось неисполненным до 1754 года.

В царствование Императрицы Елисаветы Петровны снова сознана была необходимость построения постоянной в полку церкви. 25-го января 1753 года командир Измайловского полка подполковник Гампф во всеподданнейшем рапорте Императрице писал: «Лейб-гвардии в Измайловском полку постоянной церкви поныне не имеется, а отправляют службу Божью через несколько лет в солдатской связи, где происходит не малая теснота, а паче зимним временем многие люди принуждены на дворе стоять». Вместе с сим рапортом подполковник Гампф представил Государыне и план предполагаемой церкви, но план этот Ею не одобрен. По повелению Императрицы снят был план с церкви в селе Керстове Ямбургского уезда, по которому, 1-го июля 1754 года на том самом месте, где ныне алтарь, заложена была деревянная церковь во имя Св. Троицы с северным приделом св. мученика Иоанна-воина, и 1756 г. июля 1-го освящена; причем, также как и при закладке, присутствовали преосвященный архиепископ С.-Петербургский Сильвестр с прочими духовными особами, его высоко-графское сиятельство подполковник граф Разумовский и гг. штаб и обер-офицеры полка. Ко дню освящения храма, Императрица Елисавата Петровна, в числе прочей утвари, прислала в дар воздух и к нему, вышитые собственноручно, два покровца. Эти памятники усердного приношения Императрицы и Ее попечения о благолепии храма, как драгоценность, хранятся доныне и употребляются только раз в год при священнодействии в Великую субботу.

Описываемая церковь была деревянная холодная, крестообразная о пяти главах, крытых одинаково с куполом, белой жестью и снаружи обшита досками; внутри имела хоры, обита холстом, которого израсходовано до 10,000 аршин, и по нему выкрашена, а на папертях были железные звезды, вызолоченные двойным листовым золотом; строение ее обошлось в 12,764 руб. 22 коп.; но так как церковной суммы, на которую полагалось ее выстроить, было только 6,761 руб. 79 коп., то на этот предмет употреблены были пожертвованные по именному Ее Величества Указу из полковой суммы 1000 руб. и заимообразно взятые из именной суммы и из жалованной, вычетные и штрафные за просрочку и нахождение под арестом.

Впоследствии времени, не раз предполагали устроить в этой церкви печи, но это оказалось неудобоисполнимым, так как поддерживаемая в первоначальном своем виде, первая постоянная полевая церковь существовала 74 года, до 1828 года, и, приведенная временем в совершенную ветхость, была свидетельницей того, как Императрица Мария Феодоровна, в бытность Государя Императора Николая 1-го в Турецкой кампании, собственноручно, от имени Его Величества, положила в основание нынешнего великолепного храма первый камень.

За невозможностью устроить печи в существовавшей уже постоянно полковой церкви, возведение в полку теплой церкви было делом крайней необходимости; но к построению ее представлялись большие затруднения, как по существовавшему уже тогда запрещении строить вновь деревянные церкви, так и по недостатку на то необходимой суммы. Казалось даже, что полк не будет иметь теплой церкви; но в 1813-м году, когда полк находился в походе, назначенный для заведывания в С.-Петербурге оставшейся командой и хозяйственной частью полка; полковой квартирмистр капитан Кирилл Васильевич Губарев, по усердию своему, устранил эти препятствия. В следствие убедительных eго представлений, С.-Петербургский комендант генерал-майор Павел Яковлевич Башуцкий, бывший незадолго перед тем командиром Измайловского полка, по прежней привязанности своей к полку, исходатайствовал тогда же, у военного генерал-губернатора, дозволение возобновить пришедшую в ветхость временную теплую церковь, бывшую в так называемой солдатской связи. Инженерный департамент, в ведение которого с 1810 года, поступили полковые строения гвардейских полков, нашел возможным ассигновать необходимую сумму на возобновление этой церкви. Работы тотчас начались, ветхая церковь была разобрана до основания, вместо походного иконостаса, в котором могла встретиться в полку надобность, заказан деревянный, а новая теплая деревянная церковь, попечением капитана Губарева, воздвигнута была и освящена в том же 1813 году 8-го ноября, по определению Святейшего Синода во имя Св. Троицы, хотя командир полка Матвей Евграфович Храповицкий и желал, чтобы церковь освящена была во имя св. мучеников Адриана и Наталии, празднуемых церковью 26-го августа, день знаменитой битвы при Бородино, где Измайловский полк покрыл себя бессмертной славой. Иконостас новой теплой церкви был сделан охтянином Брызгаловым за 1300 рублей, деревянный, в новом вкусе, с позолотой по зеленому полю. Иконы написаны сенатским регистратором Красновым за 700 рублей. Построение же всей церкви обошлось до 8000 руб., из них 2000 руб. были употреблены из церковной суммы. В таком виде существовала она 22 года, и в 1835 г., в мае месяце, упразднена незадолго до освящения настоящей каменной, в которую поступило и все церковное имущество, а иконостас пожертвован в кладбищенскую церковь св. Митрофана.

Описание настоящего храма

Деревянная большая холодная церковь, построенная в 1754 году, приходила более и более в ветхость, так, что в 1828 году, казалось уже почти невозможным отправлять в ней богослужение. Поэтому Благочестивейший, в Бозе почивающий Государь Император Николай Павлович, бывший с 1800 года Шефом Лейб-Гвардии Измайловского полка, и благоволивший удержать за собой сие звание и по вступлении Своем на престол, 2-го октября 1827 года, рескриптом на имя Министра Двора Князя Волконского повелеть соизволил приступить к построению новой каменной теплой церкви и построить оную на счет кабинета Его Величества, в память командования Его полком.

Вот подлинные слова этого Высочайшего Рескрипта:

"Князь Петр Михайлович!

В память командования Моего Лейб-Гвардии Измайловским полком, Я желаю, чтобы в сем полку вместо приходящей ныне в ветхость деревянной церкви, построена была новая на счет Кабинета, а потому поручаю Вам, строение церкви произвести под собственным Вашим наблюдением через посредство Строительной Комиссии существующей при Кабинете, с тем, чтобы в оной, сверх настоящих ее членов, присутствовали по части сего строения Командир 3-й Гвардейской бригады, Генерал Адъютант Мартынов и Командир Измайловского полка, Генерал-Майор Анненков 1-й».

В том же году Строительная комиссия при Кабинете Его Величества, открыла свои действия. К строению церкви Государь назначил главным архитектором В. П. Стасова, известного многими прекрасными постройками; причем Государю угодно было, чтобы при составлении плана и фасада новой церкви на 3000 человек, внутреннее расположение было «по подражанию деревянной». Одобрив поднесенные архитектором Стасовым план и фасад, Государь Император повелел начать по ним с 1828-го года строить, на месте прежней церкви, новую каменную теплую церковь, во имя св. Живоначальной Троицы, с двумя приделами: северным во имя Иоанна воина, и южным во имя св. Равноапостольной Марии Магдалины, имеющими престольные праздники 30 и 22 июля, с тем, чтобы 13-го мая, в день полкового праздника, церковь была заложена, и в шесть лет совершенно окончена. При всем своем желании, Государь Император не мог быть при закладке церкви; обстоятельства начавшейся тогда войны с Турцией отозвали Его к действующим войскам. Почему торжество закладки новой церкви совершено было преосвященным митрополитом Серафимом в присутствии Императрицы Марии Феодоровны с великим князем Александром Николаевичем (ныне Царствующим Государем Императором).

По закладке храма деревянная церковь разобрана до основания; образа и церковное имущество перенесены в теплую церковь, колокола перевешены во временно-устроенную колокольню, и начались работы. Набивка под фундамент свай, которых положено 5500, произведена с Высочайшего соизволения, нижними чинами 3-го батальона (1-й и 2-й были в походе в Турции), с платой им по вольной цене.

Между тем, заблаговременно, по высочайше утвержденным рисункам, заказаны были С.-Петербургскому 2-й гильдии купцу Тарасову иконостасы, тщательной резьбы и лучшей позолоты, чтобы к назначенному дню освящения храма не произошло остановки. Образа в главный иконостас и по одному престольному образу в приделы, всего 20, по Высочайше одобренным картонам, заказаны были известным художникам; из них большая часть академику Майкову, все за 50,000 руб. Работы шли успешно; заказы в 1834 году приходили уже к окончанию, но в ночи на 23-е февраля, сильной бурей, повредило главный купол так, что за возведением нового купола, по проекту генерала Базена, на деревянном основании, более прочном, освящение церкви отложено до 1835 года. Наконец церковь, оконченная во всех подробностях в 1835 году к 26 мая, дню полкового праздника, была готова к освящению. Деревянная церковь, построенная в 1813 году, разобрана; временная колокольня сломана и колокола с нее, с добавлением новых большей величины, повешены на западном куполе. Площадь вокруг значительно поднята, церковь обсажена деревьями и обнесена чугунной решеткой и тротуаром, а чтобы с упразднением деревянной церкви, не прекращалось богослужение, вместо ее, у казармы № 10, тогда же поставлена была походная церковь, где 24-го мая, накануне освящения нового храма совершено было всенощное бдение.

На другой день, 25-го мая, по присланному распоряжению преосвященного митрополита, начато освящение: в 41/2 часа утра придела Иоанна Воина Архимандритом Нилом, (ныне Архиепископ Ярославский), в 71/2 часов придела св. Марии Магдалины Архимандритом Феодотием (бывшим Архиепископом Симбирским), а в 10 часов, по болезни Митрополита С.-Петербургского Серафима, Высокопреосвященнейший Митрополит Московский Филарет с Архимандритом – Наместником Лавры Палладием, инспектором Академии Платоном (ныне Архиепископом Новочеркасским), и прочим духовенством, начали освящение главного престола св. Живоначальной Троицы. После сего Его Высокопреосвященством совершена была литургия, причем присутствовали министр Императорского двора князь Волконский, генералитет, гг. штаб и обер-офицеры, и нижние чины полка.

В седьмом часу вечера, Государь Император, на возвратном пути из Москвы, с Великим Князем Наследником Цесаревичем, прибывшим из Царского села, и осмотрев церковь в подробностях, изъявил свое благоволение архитектору Стасову в самых милостивых выражениях.

На другой день, 26-го мая в день св. Троицы, по случаю полкового праздника, всему полку был сделан первый в этой церкви церковный парад, в Высочайшем присутствии. Празднество это, совершаемое ежегодно в этот день в полку с окроплением знамен святой водой, и с воинским парадом, с того времени получило особенную торжественность.

На сооружение церкви, с иконостасом, утварью и ризницей, издержано кабинетом Его Величества 2,473,512 руб. 741/4 коп. асс. и на колонны под белый мрамор, из церковной суммы, с Высочайшего соизволения 13,945 руб., а всего 2,487,457 руб. 74 1/4 коп. ассиг., не считая значительного церковного имущества, поступившего из прежних церквей.

Святыни и достопримечательности храма

В храме особенно замечательные святыни:

а) Св. крест напрестольный серебряный вызолоченный, с частицами св. мощей без обозначения имен святых;

б) Св. крест напрестольный малый серебряный с частями мощей апостола Андрея Первозванного, Архидиакона Стефана, великомуч. Февронии и митрополитов Киевских и всея России Алексея и Ионы; пожертвован купцом Иваном Степановым;

в) икона Воскресения Христова, в серебряной ризе с золочеными венцами, в которой вложен св. крест серебряный, вызолоченный с подножием, на котором находится изображение Спасителя на финифти; – в этом кресте вложены мощи св. Иоанна Златоуста, Архидиакона Стефана, Великомученицы Варвары и часть древа Животворящего Креста Господня.

Кроме означенной святыни, замечательны Царские Дары, а именно: Потир и Дискос с принадлежностями серебряные вызолоченные, дарованные в Бозе почившей Императрицей Елисаветой Петровной, ко дню освящения деревянной церкви в 1756 г. июня 1-го.

Воздух по голубому атласу с изображением в средине: Спаситель во гробе, по краям два Ангела, а по средине, в верху и по четырем углам Херувимы; вокруг вышиты слова: «Ядый мою плоть и пияй мою кров во мне пребывает и аз в нем»; подшит голубым гродетуром и обложен серебряной сеткой. – К нему: два покровца, собственноручно вышитые Императрицей Елисаветой также ко дню освящения деревянной церкви, по голубому же атласу, подбитые голубой материей, и обложенные узкой серебряной сеткой. В середине покровца на потире вышито изображение Спасителя, с благословляющей десницей, а левой держащего Евангелие с вышитыми на нем словами: «Аз есмь хлеб животный», по углам два Херувима и Серафима, вокруг покрова вышитые слова: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». В середине покровца на дискосе вышит золотом образ Знамения Божьей Матери и по углам два Херувима и Серафима; вокруг слова: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».

Два подсвечника напрестольных больших чеканной работы серебряных, на них надпись: «1753 года сентября 18-го дар Императрицы Елисаветы».

Дары в Бозе почивающего Императора Николая 1-го ко дню освящения каменной церкви в 1835 году:

1) Золотые 79 пробы, превосходнейшей работы: Потир, Дискос, Звездица, Лжица, Копие, две тарелочки.

2) Из зеленоватой Ревневской яшмы с финифтяными образами и позолоченными украшениями: Потир, Дискос. К ним: серебряные вызолоченные звездица и тарелочка для антидора.

3) Крест большой напрестольный, серебряный вызолоченный, с финифтяным украшением.

4) Ковчеги: в главном алтаре серебряный вызолоченный, с украшениями из яшмы серо-фиолетовой и палевой, о двенадцати колоннах розового агата; в Южном приделе – хрустальный, редкой работы, сделанный на Императорском хрустальном заводе.

5) Евангелие напрестольное большое на александрийской бумаге в лист, с финифтяными образами; в серебряном окладе с позолотой.

6) Ризы. – Пять риз зеленого бархата, со всеми к ним, для диаконов и псаломщиков принадлежностями, с вышитыми по ним золотыми крестами и присвоенными полку петлицами, обшиты малиновым бархатом с золотом и серебром.

Ныне царствующий Государь Император также явил особенный знак Своего благоволения к храму пожертвованием в него четырех ценных образов: Спасителя, Богоматери, Исаакия и Александра Невского, – писанных академиком Нефом для Исаакиевского собора и служивших копиями для мозаических икон того же содержания. Как по высокому достоинству живописи, так и по изяществу рам, образа сии составляют великолепное украшение величественного храма. В 1872 году Государем Императором пожертвовано еще восемь образов Исаакиевского собора.

В память о в Бозе почивших Императорах Александре 1-м и Николае 1-м хранятся в особых траурных футлярах мундиры Измайловского полка, которые носимы были Их Величествами. Хранятся также украшенные Георгиевскими крестами свидетели столетних подвигов Измайловского полка полковые знамена, заменены новыми, данными полку в год празднования пятидесятилетнего юбилея шефству покойного Императора.

Как победные трофеи храброго Российского воинства, хранятся также знамена, отнятые у неприятелей в минувшую турко-англо-французскую войну, большей частью турецкие, отнятые после уничтожения малоазийской турецкой армии, – а также ключи от малоазийских городов Карса и Баязета.

Особенных древностей в храме нет, кроме иконостаса походной церкви современного, по преданию, Самой Основательнице полка.

Что касается до метрических записей, то некоторые из них значатся по заглавиям с 1743 и 1748 годов и далее. При точном рассмотрении оказывается, что они, вероятно по простоте тогдашнего времени, ведены с величайшей небрежностью, без вывода итогов, без подписей священников, с пропусками целых месяцев и годов. По крайней мере, в том виде, в котором они сохранились до сего времени, в них невозможно найти никакого порядка. Так, например, в одном каком-нибудь томе, обозначенном таким-то годом, собрано зря и переплетено в одну книгу несколько годов, перемешанных между собой так, что невозможно отыскать ни начала, ни середины, ни конца какого-либо года. Поэтому и нет возможности определить числа родившихся и умерших.

Причт

Причт с основания полка, по всей вероятности, в продолжении многих лет, состоял из одного только священника. В списке гг. офицеров, при учреждении полка в 1730 году, упоминается в самом конце, после обозного офицера и лекарей: «Поп Илья Нефонтов, из священников синодальной области.» В сохранившихся в полковом архиве документах встречаются имена священников в таком порядке: 1748 года священник Алексей Михайлов; 1753 года священник Василий Козьмин; 1760 года священник Андрей Иванов и диакон Иоанн Иванов; 1763 года священник Андрей Екатерининский; 1781 года священник Прохор Игнатьев; 1790 года священник Иаков Суворов; 1800 года, при назначении шефом полка в Бозе почивающего Императора Николая 1-го в бытность Его Великим князем, в списке офицеров значится: протоиерей Петр Мануилович Лебедев; в 1808 году протоиерей Антип Гаврилович Гаврилов; 1815 года протоиерей Петр Антонович Громов; 1816 года протоиерей Феодор Димитриевич Раевский; в 1830 году, при исполнении столетия со времени учреждения полка, 22-го сентября значится: священники: Симеон Александрович и Иоанн Антипович Назоров; 1832 года священник Павел Петрович Петров.

Увеличение причта двумя священниками, вероятно, состоялось после 1813 года, когда построена была в полку другая церковь деревянная и теплая; о диаконе упоминается только в одном 1760 году, а о псаломщике не упоминается; но все псаломщики, по всей вероятности, заменялись церковниками.

В год освящения нового каменного храма, к состоявшим на лицо двум священникам (Назорову и Петрову), определены священник Михаил Васильевич Белоусов и диакон Иоанн Семенович Семенов.

В 1850 году 28 мая, при исполнении пятидесятилетия со дня принятия в полку звания шефа Великим князем Николаем Павловичем, в полку состояли: протоиереи: Иоанн Антипов Назоров, Василий Алексеев Крюков; священник Михаил Васильев Белоусов; диаконы: Лука Никифоров Дубецкий и Михаил Алексеев Алексеев.

Протоиерей В. А. Крюков поступил в полк из лейб-гвардии гусарского полка в 1849 году на место уволенного за болезнью в отставку протоиерея Павла Петрова, скончавшегося в 1855 году, и совершил с полком поход во время Венгерской компании. Протоиерей И. А. Назоров, в бытность с полком в походе в минувшую Крымскую войну, скончался 75 лет и погребен в монастыре близ города Ковно в 1856 году. На его место поступил из Гренадерского корпуса священник Петр Иванов Киприянов. В том же 1856 году скончался и протоиерей M. В. Белоусов, на место которого поступил из конно-гренадерского полка протоиерей Василий Григорьевич Косович-Динаровский. На место скончавшегося в 1858 году священника П. И. Киприянова поступил из лейб-гвардии Волынского полка протоиерей Иоанн Архипович Зряхов. Скончавшийся 15 апреля 1873 года. В настоящее время причт состоит из следующих лиц: протоиереев: Николая Яковлевича Наумова, Александра Григорьева Филаретова, священника Михаила Алексеева, диаконов Николая Михайлова Младенцева, Луки Никифорова Дубецкого, псаломщиков Ивана Ильина Боголюбова, Ивана Лукина Соколова, и церковника Льва Семенова.

Содержание причта

Содержание причта состоит из жалованья от полка и из доходов, получаемых за Богослужение в церкви и требоисправления в приходе. Казенное жалованье, со столовыми увеличенное с 1-го января 1860 года военному духовенству, в настоящее время, получают в размере: протоиерей 468 руб., священники и протоиереи на священнических вакансиях 393 руб., диаконы 243 руб., псаломщики по 54 руб. Раздел доходов между членами причта производится на основании Синодальных постановлений, по которым в трехкомплектном причте при одном диаконе и трех псаломщиках делится сумма: 90, из которой священники получают по 20, диакон 12, псаломщики по 6 рублей.

Церковные здания

К церкви принадлежит церковный дом, в котором помещается весь причт. Дом куплен на церковные суммы за 28 тысяч рублей в 1850 году. Квартиры у всех членов причта приличны и достаточны. Остающиеся за помещением причта три квартиры отдаются в наем частным лицам. Ремонтированием дома и сборы за квартиры денег, равно и употреблением их распоряжается полк.

Управление церкви

Причт лейб-гвардии Измайловского полка, как и все духовенство гвардии, находится ныне в ведомстве и управлении духовника Их Императорских Величеств, главного священника Гвардейского корпуса.

Приход

Приход Троицкой церкви граничит c cеверной стороны рекой Фонтанкой между Измайловским и Цепным мостами; с южной – новым каналом и зданиями Варшавской и Петергофской железных дорог; с восточной – Обуховским проспектом; с западной – Ново-Загородным проспектом и зданиями Экспедиции заготовления Государственных бумаг. В полицейском управлении С.-Петербурга приход занимает 1-й и 2-й участки Нарвской части. Но всех жителей этих кварталов, даже и самих домовладельцев нельзя считать постоянными прихожанами, так как многие из них или иноверцы, или ходят в другие соседственные приходские церкви (из которых, ближайшие к нашей, Покрова Пресвятой Богородицы, Вознесения и собор св. Николая Чудотворца); или посещают ближайшие к месту их жительства церкви домовые, которых в самом приходе пять, и именно: в долговом отделении, что в первой роте, в Константиновском военном училище – на Обуховском проспекте; в Строительном училище – в 3-й роте; в Школе гвардейских подпрапорщиков и Детском приюте Принца Ольденбургского на Ново-Загородном проспекте.

Приблизительно верным числом прихожан можно положить только число бывающих ежегодно в нашей церкви у исповеди и св. причастия, а сих последних ежегодно бывает, как видно из исповедных росписей средним числом от 4 до 41/2 тысяч человек, кроме воинских чинов, состоящих на службе в полку, число которых бывает не равномерно, а изменяется по обстоятельствам времени.

* * *

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle