прот. Александр Мень

Источник

Рома́н Сладкопе́вец

Рома́н Сладкопе́вец, прп. (конец 5 в.– ок.555), церковный поэт-гимнотворец, создатель богослужебного жанра «кондаков». Родился в Эмесе (Сирия) в еврейской семье (см. 2-ю песнь греч. канона праздника святого). После обращения принял сан диакона в Берите (Бейруте), а затем переехал в Константинополь, где и прославился как слагатель песнопений. Умер (согласно новооткрытому житию) в Авасском монастыре под Константинополем.

Пробуждение в Романе Сладкопевце поэтического таланта житие описывает как внезапный и чудесный дар Богородицы (во сне ему, подобно древнему пророку, было дано съесть свиток). Роман Сладкопевец стал новатором, создавшим новые поэтические приемы, которые оказали влияние на всю византийскую и европейскую поэзию.

Сохранилось около 80 кондаков Романа Сладкопевца, из которых большая часть посвящена библейским темам (например, о предательстве Иуды, Плач Богоматери и другие). Наиболее известным из них является рождественский кондак «Дева днесь...». «Творчество Романа отличается народной простотой и интенсивностью переживания: с ним в византийскую литературу пришло мировосприятие простых людей, греков и иных народностей империи, которым мало было дела до классических традиций и эллинской учености» (*Аверинцев). Как поэт Роман Сладкопевец был продолжателем традиции прп.*Ефрема Сирина.

♦ О десяти девах, БТ, 1968, сб.4; На усопших. – О предательстве Иудином, пер.С.Аверинцева, в книге: Памятники византийской литературы IV-ІХ вв., М.,1968; Кондак прп. Романа Сладкопевца на Сретенье Господне, пер. игум. Платона, ЖМП, 1984, №2.

● *Аверинцев С.С., Поэтика ранневизантийской литературы, М.,1977; его же, О Романе Сладкопевце: в книге: Культура Византии IV-1-й пол.VII вв., М.,1984; *Успенский Н.Д., Св. Роман Сладкопевец и его кондаки, ЖМП, 1966, №11, 1967, №1; eго же, Кондаки св. Романа Сладкопевца, БТ, 1968, сб.4; Grоsdidierde Matоns J., Romanos le Мélodie et les origines de la роésie religieuse à Byzance, P.,1977; прочую иностранную библиографию см.: Butler’s Lives of the Saints, 1980, v.4, р.4.

Романюк (Romaniuk) Казимеж, священник (р.1927), польский католический библеист. Окончил *Папский библейский институт, защитил диссертацию «Любовь Отца и Сына в сотериологии св. Павла» (L’аmоur du Père et du Fils dans la sotériologie de Saint Раul, 1961). Профессор богословия Нового Завета, *текстуальной критики и *языков библейских в Люблинском католическом институте (1962–1976; с 1966 заведующий кафедрой. библейского богословия). Состоял главным редактором новозаветного раздела польской «Библии тысячелетия» (см. статью *Переводы Библии на новые европейские языки). Автор «Методологического введения в Новый Завет» («Wprowadzenie metodologiczne dо Nowego Testamentu», 1955) и ряда статей по библейскому богословию, в частности по богословию апостола Павла. Член Общества новозаветных исследований и Всемирной ассоциации библейского апостолата. В настоящее время – ректор Варшавской Духовной семинарии.

♦ Pismo Święte а teologia dogmatyczna. – W.Granat Dogmatyka Katolicka, 1969; Problemy egzegezy Nowego Testamentu w Konstytucji dogmatycznej о Boskim Objawieniu, «Roczniki teologiczno-kanoniczne», 1967, t.14; Motywacja soteriologiczna w parenezie nowotestamentalnej, Id. 1968, 15.

● См. статью *Польская библеистика.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle