Ройсс
Ройсс (Reuss) Эдуард (1804–1891), немецкий библеист *либерально-протестантской школы экзегезы, один из основоположников *документарной теории происхождения *Пятикнижия. Родился в Страсбурге, где получил образование и был с 1834 экстраординарным, с 1836 ординарным профессором Нового Завета, а с 1864 профессором Ветхого Завета. Испытал на себе влияние идей *Шлейермахера и *Гегеля. Настаивал на примате чувства в религии, хотя и считал, что на начальных стадиях она неотделима от культа.
В своих лекциях 1834 Ройсс первым высказал догадку, что Книга Левит является самой поздней, послепленной частью Торы, однако печатное изложение этой теории отложил. Только после того, как его ученик *Граф использовал ее для создания собств. варианта документарной теории (1866, опубл. в 1879), он решился выступить открыто («Die Geschichte der heiligеn Schriften Alten Testaments», Braunschweig, 1881). Главным аргументом Ройсса было несоответствие уставов Лев. с данными 1–4 Цар. (см. статью *Пятикнижие). Однако, входя в противоречие со своими же концепциями, Ройсс признавал, что Моисею «принадлежат, несомненно, правила и порядок богослужения, существовавшие впоследствии в Израиле, по меньшей мере в основных их чертах».
Ройсс решительно отрицал историческую достоверность многих сказаний Пятикнижия и приписывал, вслед за *Де Ветте, Второзаконие иерусалимскому духовенству. Высшей точкой развития ветхозаветной религии Ройсс считал *профетизм. В 1874–1881 Ройсс выпустил французский перевод Библии с комментариями (т.1–16), в котором поместил Пятикнижие после *Исторических книг 1-го цикла. Говоря об этом переводе, *Вигуру замечает: «Его идеи не христианские; стиль труда несовершенен». Переводом Ройсс пользовался *Толстой в своей работе над Евангелием.
♦ Die Geschichte der heiligen Schriften Neuen Testaments, Halle, 1842; в рус. пер.: Пророки. Историко-литературный этюд, «Восход», 1886, №10–12; Поэзия древних евреев, там же, 1895, №1–2; Расцвет израильского государства под властью Давида, – Духовное состояние еврейского народа в эпоху Эзры и Нехемии, ОПЕК; История Священных книг Ветхого Завета, М.,1964, с 349–393.
● Лившиц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970, с.34–37; ЭСБЕ, т.26 а; Кrаus, S.222–233; LTK, Bd.8; NCE, v.12; RGG, Bd.5, S.1076.