Рена́н
Рена́н (Renan) Жозеф Эрнест (1823–1892), французский писатель, историк, библеист, представитель *отрицательной библ. критики.
Родился в Бретани, в старинном монастырском городке Трегье. Отец Ренана, моряк, погиб в 1828. Мать воспитала сына в строгом католическом благочестии, предназначая его для служения Церкви. Окончив местную Духовную семинарию, Ренан как способный ученик был направлен в Париж для продолжения образования (1838). B семинарии св. Сюльпиция он увлекся историей Востока и семитскими языками.
Знакомство с немецкой библейской критикой, особенно тюбингенского направления, оказалось роковым для его веры. Поскольку католическая наука того времени относилась к библейской критике резко негативно, Ренан оказался перед мнимой альтернативой: либо историческая критика – либо вера. Избрав первую, он в 1845 покинул духовную школу и посвятил себя восточной филологии. Уже тогда он задумал написать историю религии, объяснив ее с точки зрения своих новых взглядов. Большую роль в отпадении Ренана от Церкви сыграла его старшая сестра Генриетта, эмансипированная женщина, давно утратившая веру.
После окончания университета Ренан получил место преподавателя философии. В 50-е гг. он целиком погрузился в вопросы филологии и востоковедения, женился и стал работать в Национальной библиотеке. Вскоре вышли из печати его первые переводы ветхозаветных книг. В 1860 Ренан был командирован правительством в Ливан для изучения финикийских древностей. В *Палестине он набросал черновой вариант своей книги «Жизнь Иисуса» («La vie de Jésus»), которая вышла в Париже в 1863 (pyc. пеp. 1906 и др. пер. и изд.). Она вызвала восторги одних и порицание других и за полгода выдержала 13 изданий. После неудачной попытки баллотироваться на выборах Ренан пожелал занять место профессора еврейского языка в Коллеж де Франс вместо умершего *Мунка, но получил разрешение лишь в 1870. Он был избран членом французской Академии надписей, Академии Наук в Лиссабоне и членом-корреспондентом Петербургской АН.
Вначале Ренану были свойственны антирусские настроения, которые он постепенно преодолел. Произведения Ренана пользовались большим успехом в России, где его много переводили. Он был дружен с И.С.Тургеневым, знаком с деятелями pycской культуры (напр., Вл.*Соловьевым и *Мережковским; причем первый называл его «пустейшим вралем», а второй «гением»). Православные богословы и экзегеты подвергали Ренана суровой, но вполне справедливой критике, стремясь нейтрализовать тот соблазн, который сеяли его книги.
Мировоззрение Ренана, сложившееся у него после отпадения от Церкви, представляет собой настоящий клубок противоречий. Он сам объяснял это неизгладимыми следами полученного им католического воспитания и контрастами своего характера. Он называл себя «романтиком, выступающим против романтизма, утопистом, проповедующим в политике пошлую практическую мудрость, идеалистом, затрачивающим бесполезно столько усилий, чтобы казаться буржуа». Ренан радикально отрицал все сверхъестественное и был в этом отношении типичным рационалистом. Одновременно он верил в нравственный миропорядок, в высшую цель, которую имеет мировое развитие. Слово «Бог» не сходило со страниц его книг, но почти невозможно понять, что оно для него означало (идеал? высшую сокровенную Реальность? Тайну?). Пытаясь разрушить основы христианства и религии вообще, Ренан при этом декларировал свое уважение и любовь к ним как к высоким проявлениям духа.
Элементы пантеизма и богостроительства присутствуют в его ранней работе «Будущее науки» (1848), где он исповедует веру в «Грядущего Бога», Который явится итогом эволюции. От этих идей он не отказался и в своей поздней книге «Диалоги» (1876). «Существо всеведущее и всемогущее, – писал он, – может быть конечной целью теогонической эволюции, все равно, как бы мы ни представляли себе Его».
Путанность мировоззрения Ренана сказалась в его историко-библейских книгах. По натуре он был художником, литератором-эссеистом: мысль его либо тонула в изящном многословии, либо пряталась за столь же изящным лаконизмом. Он придавал большое значение исторической интуиции и просил читателей относиться к нему снисходительно как к «провидцу». В его творчестве господствовала скептическая ирония, капризная смена настроений, безответственная игра словами и понятиями. По словам датского философа Г. Гёффдинга, Ренан «обманывался, постоянно боясь быть обманутым».
Библейские труды Ренана тематически охватывают всю ветхозаветную историю и историю первохристианства, от евангельского периода до конца 2 в. Кроме того, ему принадлежит ряд работ по семитологии и высокохудожественные комментированные переводы Иов. (1859), Песн. (1860) и Еккл. (1881). B своей «Жизни Иисуса» он впервые применил историко-синтетический метод изложения, отодвинув критику источников на второй план. «Художественное изображение истории есть бесспорно крупное достоинство Ренана, – писал *Трубецкой, – артистическое чутье, изощренное знанием, дает ему нередко способность верного угадывания действительности. Но часто литературный, художественный интерес берет в нем верх над интересами науки, и историческая картина выходит яркой, с виду правдивой, но неверной и необоснованной» (выделение наше. – А.М.).
Аналогичную характеристику Ренану дают *Муретов и другие православные критики. Отбросив тенденцию тюбингенской школы изображать историю начала христианства как «историю идей», Ренан поставил перед собой цель обрисовать личность Иисуса Христа на фоне событий и обстановки евангельских времен. Разумеется, он изгонял из «биографии Иисуса» все, что не укладывается в прокрустово ложе *рационализма. Признавая в целом достоверность Евангелий, Ренан смотрел на них как на *легенды, в которых историческая интуиция может найти реальное зерно. Он пытался по-своему объяснить мысли и поступки Христа и в результате создал образ абсолютно фальшивый и далекий от Евангелий. Его «чарующий Учитель», проповедник радости, постепенно под влиянием неудач превращающийся в «мрачного Гиганта» со странными притязаниями, едва ли мог стать Основателем мировой религии. «Иисус» Ренана сентиментален, слаб, низведен до уровня среднебуржуазного обывателя 19 в.
За «Жизнью Иисуса» последовали «Апостолы» («Lеs Apôtres», Р.,1866, рус.пер.: СПб.,1907), «Святой Павел и его миссия» («Saint Paul et sn mission», Р.,1869, рус.пер.: «Св. Павел», СПб.,1907), «Антихрист» («L’Antе́christ», Р.,1873, рус.пер.: СПб.,1906; наиболее удачная книга цикла, написанная в Риме и посвященная гонению Нерона), «Евангелия и второе поколение христианства» («Les évangiles et la seconde génération chrétienne», Р.,1877), «Христианская Церковь» («L’Eglise chrétienne», Р.,1879), «Mapк Аврелий и конец античного мира» («Мarс Aurele et la fin du monde antique», Р.,1882). Bce 7 томов составили «Историю происхождения христианства» («Histoire des огigines du сhristianisme», vol.1–8, P.,1863–1883; рус.пер.: «История первых веков христианства», т.1–7, СПб.,1907). Образ апостола Павла в цикле омрачен явной неприязнью к нему писателя. Вообще личные вкусы, симпатии и антипатии Ренана определяют тональность era работ. Построенные на глубоком знании источников, они все же остаются «романами», как их было принято называть у критиков Ренана. Все его утверждения, конструкции, интуитивные догадки и даже ссылки требуют тщательной проверки из-за откровенного субъективизма писателя. Такими же чертами характеризуется и его «История израильского народа» («Histoire du peuple d’Israël», t.1–5, P.,1887–1893, t.1–5; pyc.пер.: т.1–5, СПб.,1907). В ней наряду с тонкими наблюдениями содержатся фантастические гипотезы, антихристианские выпады, намеки на современную Ренану политическую жизнь. В качестве исходной идеи Ренан предложил теорию об исконном *монотеизме семитов, пришедших из пустыни. Дальнейшие исследования полностью опровергли эту точку зрения. Кроме библейской, все другие семитические религии (вавилонян, ассирийцев, финикиян) представляли собой типичные политеистические верования.
Ренан был многим обязан библеистике *либерально-протестантской школы экзегезы, в частности, школе *Велльхаузена, однако он редко ссылался на труды своих немецких предшественников и современников. Последние относились к нему свысока и рассматривали его как легковесного популяризатора. Это мнение не было вполне объективным. При всех своих идейных и научных изъянах труды Ренана имеют и самостоятельную ценность. Православные экзегеты не отрицали этого, даже когда вели с Ренаном резкую полемику.
♦ Œuvres соmрlètеs, P.,1947–1960, t.1–10; в рус.пер.: Древняя египетская цивилизация, «Западный Вестник», 1865, №7; Разорение Иерусалима, М.,1886; Филон Александрийский и его сочинения, «Восход», 1894, № ; Исторические и религиозные этюды, СПб.,18943; Сборник мелких статей и речей, т.1–2, СПб.,1895; Талмуд, «Научное Обозрение», 1900, №5; Собр.соч. Эрнеста Ренана, т.1–12, К.,1902–1903; Очерки по истории религии, СПб.,1907; История израильского народа, т.1–2, СПб.,1908–1912.
● Mитр.*Aнтоний (Храповицкий), О книге Ренана с новой точки зрения, Харьков, 1917; Арсеньев К., Новая книга Ренана (E.Renan, Histoire du peuple d’Israël, P.,1887), «Вестник Европы», 1891, №5; [*Берсье Е.] Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л.Толстому (Из Берсье), ПО, 1889, №4; прот.*Боголюбов Н., Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса», Харьков, 1908; архим.*Варлаам (Ряшенцев), Ренан и его «Жизнь Иисуса», Полтава, 19083; Ватсон Э.К., Эрнест Ренан о происхождении Библии, «Восход», 1886, №8–11; Виноградов В.П., Иисус Христос в понимании Ренана и Гарнака, Серг.Пос., 1908; свящ.*Геттэ Р.Ф., Ренан перед судом науки, пер. с франц., М.,1889; Годлевский С.Ф., Ренан как человек и писатель, СПб.,1895; Kаро Э., Идеи Бога и бессмертия души перед судом новейших критиков, пер. с франц., М.,1898; КЛЭ, т.6; Критикус, Последние дни Иерусалима в изображении Ренана, «Восход», 1886, №6; его же, Древняя история евреев по Ренану, там же, 1888, №8–9; его же, Период второго Храма в освещении Ренана, там же, 1894, №4–5; архим.*Михаил (Лузин), О Евангелиях и евангельской истории. По поводу книги «Жизнь Иисуса», соч. Э.Ренана, М.,1865; архим. Михаил (Семенов), «Евангелие мещан», СПб.,1906; Моравский М., Тайна влияния Ренана, пер. с польск., ВЦ, 1906, №1; *Mуретов М.Д., Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса», СПб.,1907; Сорель Ж., Эрнест Ренан, Критический этюд, СПб.,1908; Трубецкой С.Н., Ренан и его философия, Соч., М.,1907, т.1; ЭСБЕ, т.26а; *Яхонтов И., Изложение и историко-критический разбор мнения Ренана о происхождении еврейского единобожия, ПТО, 1884, №33; *Lаgrаngе M.J., La viry de Jesus d’après Renan, P.,1923 (англ. пер. Christ and Renan, N.Y., Cincinnati etc.,1928); прочую иностранную библиографию см. в ODCC, p.1173.