прот. Александр Мень

Источник

Ре́мбрандт

Ре́мбрандт (Rembrandt), Харменс ван Рейн (1606–1669), голландский живописец и график, значительная часть творчества которого была посвящена библейской тематике. Родился в Лейдене, в семье владельца мельницы. Учился в местном университете, а также у лейденских и амстердамских художников. В 1631 открыл в Амстердаме собственную мастерскую, процветанию которой немало помогла женитьба Рембрандта на богатой аристократке Саскии (1634). После ее внезапной смерти (1642) художника стали преследовать житейские невзгоды. Умер он разоренным, в одиночестве и нищете.

В одной из первых работ Рембрандта на сюжет Библии («Самсон и Дaлилa», 1628) еще только предчувствуются те черты, которые отличали впоследствии его художественный гений. Но они проявились достаточно определенно в других работах раннего периода его творчества, когда были написаны «Иуда возвращает сребреники» (1629), «Христос в Эммаусе» (1630), «Апостол Павел в темнице» (1630), «Сретение» (1631), цикл о Самсоне (1630-е гг.), «Снятие с креста» (1633), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Притча о виноградарях» (1637), «Ангел и Товия» (1637), «Жертвоприношение Маноя» (1641) и другие. Важнейший живописный прием Рембрандта перекликается с евангельскими словами: «Свет во тьме светит» (Ин.1:5). Тихое сияние и блики теплого света окружены на его полотнах густым сумраком. Свет вырывает из него лица, фигуры, одеяния. Будучи протестантом, Рембрандт не создавал картин для церквей, и в его композициях не было храмовой торжественности. Свои типажи художник нередко находил в еврейском квартале Амстердама.

После смерти жены, пройдя через тяжкие испытания, Рембрандт окончательно обрел свой творческий путь и стал подлинным «библейским художником». Исследователи неоднократно пытались установить связь его трактовок с различными протестантскими течениями и даже с католичеством. Однако эти попытки признаны теперь неосновательными. Рембрандт мало читал; лучше всего он знал Библию. В его картинах на сюжеты Писания житейский реализм, почти обыденность, сочетается с ощущением близости тайны Бога. По выражению бельгийского поэта Э.Верхарна, Рембрандт был «воплотителем сверхъестественного», которое представлялось реальной силой, входящей в повседневную жизнь людей.

К позднему периоду творчества Р. относятся такие работы, как «Ионафан» (1642), «Святое семейство» (1646), «Сусанна и старцы» (1647), «Христос исцеляет больных» (164246), «Проповедь Христа» (1650-е гг.), «Слепой Товий» (офорт, 1651), «Три креста» (офорт, 1653), «Отречение Петра» (1660), «Ассур, Аман и Есфирь» (1660), «Давид перед Саулом» (1665) и многие другие. Признанной вершиной творчества Рембрандта на библейские темы считается «Христос в Эммаусе» (1648) и предсмертное полотно «Возвращение блудного сына». Разнообразие и число картин и офортов Рембрандта столь велико, что можно было бы издать Библию, иллюстрированную одними его произведениями.

Верхарн Э., Рембрандт, Пг. 1917; Гаман Р., Рембрандт: Гравюры, М.,1924; Израэльс И., Рембрандт, СПб.,1910; Невежина В.М., Рембрандт, Л.,1935; Ровинский Д.А., Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках, СПб., 1890, т.1–4; Романов Н.И., Рембрандт, М.,1904; Ротенберг Е.И., Рембрандт Гарменс ванн Рейн, М.,1956; Фехнер Е.Ю., Рембрандт, Произведения живописи в музеях СССР, М.-Л., 1964; Шмитт Г., Рембрандт, пер. с англ., М.,19712; Vissеrt Нооft W.A., Rembrandt and the Gospel, N.Y. 1960; прочую иностранную библиографию см. в указанных выше работах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle