прот. Александр Мень

Источник

Мака́рий

Мака́рий (Μακάριος) великий, прп. (конец 4 – первая треть 5 в.), грекоязычный египетский подвижник и писатель, автор 50 «Духовных бесед». Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло Макария с прп. Макарием Египетским (ок.300-ок.390), однако многие исследователи, начиная с *Землера, ставили это под сомнение, т.к. в «Лавсаике» Палладия и других источниках, относящихся к Макарию Египетскому, о нем не говорится как об авторе «Бесед». В любом случае Макарий писал до *Дионисия Ареопагита, иначе в его книге должны были бы найти отражение идеи «Ареопагитик».

«Беседы» теснейшим образом связаны с Библией, которую Макарий толкует аллегорически. Предпочтение иносказательной экзегезы, по словам архимандрита Киприана (Керна), «может быть отчасти объяснено влиянием близкой Александрии с ее аллегорическим восприятием Священного Писания, традицией Филона, памятью об Оригене, но что так же точно имеет свои корни в монашеской жизни самой пустыни». Макарий стоит на позициях библейского *антропоцентризма. «Человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых тварей... Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: «Сотворим по образу и подобию Нашему» (Быт.1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу» («Беседы», 15, 20). Человеку присущи два аспекта образа Божьего. Первый – естественный, включающий способности человека, в том числе и его свободу; второй – «небесный», помраченный Грехопадением и восстанавливаемый благодатью. Для Макария все заповеди и повествования Библии касаются внутреннего пути души. Драма, в которой разворачивается история падения, спасения, созидания народа Божьего, преобразует индивидуальный путь верующего.

В 47-й беседе, «Иносказательное истолкование того, что было под Законом», Макарий пишет: «Во всем прежнем были образы и сени сих истинных вещей. Ибо и ветхозаветное богослужение было сению и образом нынешнего богослужения. И обрезание, и скиния, и кивот, и стамна, и манна, и священство, и фимиам, и омовение, и вообще все, что было у израильтян и в Законе Моисеевом или у Пророков, – было ради сей души, по образу Божию созданной и подпадшей игу рабства, вринувшейся в царство горькой тьмы». Сказания о том, как праведники Ветхого Завета испытывались долгим ожиданием, соответствуют необходимости для души долго готовиться к принятию благодати (там же, 9). Восприняв благодать, душа становится духовным ковчегом Божьим. Именно в этом ключе Макарий объясняет видение пророка Иезекииля. В частности, он пишет, что «четверка животных, несущих колесницу, представляла собою образ владычественных сил разумной души», которая «соделалась Божьим престолом». Иными словами, обожение человека начинается тогда, когда «Сам Христос и носим бывает душою, и водит ее» (Беседа 1, «Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем», 2).

Migne. PG, t.34; в рус. пер.: Преп. отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, послания и слова, Серг. Пос., 19044.

Бронзов А.А., Преп. Макарий Египетский, его жизнь, творения и нравственное мировоззрение, СПб.,1899, т.1; архим.*Григорий (Борисоглебский), Возрождение по учению преп. Макария Египетского, Серг.Пос.,1892; иерод. Онуфрий, Мистика преп. Макария Египетского. «Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА», 1914, вып. XII; [прот.*Павский Г.] Краткие исторические сведения о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском, ХЧ, 1821, ч.2; архим. Палладий (Добронравов), Новооткрытые сказания о преп. Макарии Великом по коптскому сборнику, Каз.,1898; *Тураев Б.А., Эфиопское аскетическое послание, приписанное св. Макарию Египетскому, «Христианский Восток», 1915, т.4, вып.2; Quasten, Patr., v.1, p.161–166 (там же приведена иностранная библиография); см. также статью *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle