Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Послание к Галатам

I. АВТОР И АДРЕСАТ

Автор П.к Г. – ап. Павел (Гал. 1:1; Гал. 5:2). Содержание послания он, видимо, обсуждал с находившимися с ним братьями (Гал. 1:2). Если личность автора не вызывает сомнений, то вопрос об адресате окончательно не решен. Неизвестно, следует ли искать адресатов в сев. или в юж. Галатии. Рим провинция ⇒ Галатия, помимо собственно области Галатия, плоскогорья вблизи совр. Анкары, включала также тер., лежавшие к югу от нее: ⇒ Фригию, ⇒ Писидию и ⇒ Ликаонию. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел посетил три города Ликаонии: Иконию, Листру и Дервию. Обращение Павла «о, галаты!» (Гал. 3:1) относится, видимо, к народу, давшему название местности (т.е. подтверждает т.н. «северогалатийскую гипотезу»); сомнительно, чтобы жителей других областей провинции, т.е. Писидии, Фригии и Ликаонии, называли «галатами».

II. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Согл. Деян. 16 и Деян. 18:23, ап. Павел бывал в Галатии дважды, что находит подтверждение и в Гал. 4:13, где говорится о первом, более раннем, посещении этой области. Эти свидетельства дают повод заключить, что П.кГ. было написано в Ефесе между 54 и 57 гг. по Р.Х. Исследователи, придерживающиеся т.н. «южногалатийской гипотезы», считают, что П.кГ. было написано во время второго миссионерского путешествия. Т.о., датировка послания колеблется между 48 и 57 гг. по Р.Х. ⇒ Апостольский собор (6).

III. СТИЛЬ И ФОРМА ПОСЛАНИЯ

П.к Г. – наиболее резкое и полемич. из посланий Павла. В нем больше пафоса, чем даже во Втором послании к Коринфянам. Это един-ств. послание, в начале которого отсутствуют обычные выражения благодарности, ходатайства и благословения (Гал. 1:1), а в заключении – приветствия членам церкви (Гал. 6:16). Павел указывает на свой апостольский авторитет, основ. не на людском мнении, а даров. ему воскресшим и вознесшимся Иисусом Христом. Но этот авторитет не исключает причастности к написанию П.кГ. других братьев (Гал. 1:2). Всё П.кГ. представляет собой апологию Евангелия Иисуса Христа, которая начинается со слов: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию» (Гал. 1:6) и заканчивается словами: «Впрочем, никто не отягощай меня» (Гал. 6:17).

IV. ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ И ЕГО БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Поводом для написания П.к Г. явилась тревожная весть о появлении в галатийских церквах лжеучителей. Они настаивали на обрезании галатов и на исполнении ими отдельных положений Закона Моисея: соблюдения праздников (Гал. 4:10) и запретов, касающихся пищи (Гал. 2:12.14). Тем самым они противопоставляли законность, основ. на соблюдении заветов, вере, даров. Божьей милостью. Лжеучителя не принимали принципа Павла «или-или» и пытались найти компромисс между Законом Моисея и свободной милостью – благодатью – Иисуса Христа. П.кГ. – это исповедание совершенного спасения и оправдания грешников через веру в Господа Иисуса Христа. Все остальные темы – авторитет и призвание апостола, значение Закона – находятся в подчинении у этой главной идеи. В ⇒ Послании к Римлянам мысль об оправдании грешников через веру также является центральной, но там основной удар направлен против неправедности язычников и ложной уверенности иудеев в своей непогрешимости. В П.кГ. Павел восстает против распространения в христ. церквах нового учения иудействующих, согл. которому основанием для спасения являются действия человека. П.кГ. – это жгучий протест против ложного благочестия и его носителей, утверждавших, что спасение может основываться на ч.-л. ином, кроме жертвы, принесенной Иисусом на кресте Голгофы. Здесь особенно ярко раскрывается глубокое понимание Павлом истинного смысла Евангелия. Любое человеч. тщеславие, особенно тщеславие кичащихся своим благочестием, развенчивается крестом Христовым (Гал. 6:14). Возвращение под иго Закона означает для Павла возобновление служения «вещественным началам» (Гал. 4:8). Закон для иудеев и язычников – это лишь промежуточный этап, это наставник и посредник на пути к Иисусу Христу (Гал. 3:1). Только Христос спасает людей и создает из них «новую тварь» (Гал. 6:15), Израиль Божий (Гал. 6:16). Но этим Павел не ограничивается. Он показывает, что Христос не только противостоит ветхозаветному Закону, но одноврем. является и его исполнением. Где торжествует Его Дух, там исполняется и Закон. Сущность нового человека – в духе, и по духу же он должен поступать (Гал. 5:25). П.кГ., очевидно, достигло своей цели. В последующих посланиях Павла больше не упоминается о разногласиях с галатами, напротив, из 1Кор. 16:1 можно заключить, что галатийские церкви вновь достигли полного единомыслия с апостолом и усвоили его проповедь.

V. КОМПОЗИЦИЯ

Послание, не считая краткого предисловия (Гал. 1:1–5), введения (Гал. 1:6–10) и заключения (Гал. 6:11–18), состоит из трех частей:

1) Гал. 1Гал. 2:21: апологетич. часть, в которой апостол говорит о своем призвании Господом и о своей проповеди дарованного Богом Евангелия;

2) Гал. 3Гал. 5:12: догматич. часть, в которой Павел напоминает христианам о том, что путь к спасению лежит не через Закон, а через веру. Здесь же он говорит о непостижимом отпадении галатов, которые позволили лжеучителям увлечь себя;

3) Гал. 5Гал. 6:10: поучения и наставления, связанные с призывом жить в свободе, дарованной Христом, и жить по духу, порождающему плоды духа.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle