Послание к Евреям
I. АВТОР
Вопрос об авторстве П.кЕ. с самого начала вызывал споры, поскольку имя автора здесь не названо. Восточная Церковь признает автором П.кЕ. ап. Павла, а Западная – Варнаву. М.Лютер высказал предположение, что послание написано Аполлосом. Мы же будем полагаться лишь на те сведения, которые имеются в самом П.кЕ. Его автор принял Благую Весть от тех, кто слышал ее от Самого Иисуса Христа, свидетельство Которого было подкреплено чудесами, знамениями и раздаянием Св. Духа (Евр. 2:3). Он не входил в ближайшее окружение Иисуса, хотя пришел к вере одним из первых. Автор П.кЕ. принадлежал к той церк. общине, к которой адресовал свое послание и к которой намерен был вернуться (Евр. 13:19.23). Он обращается к своим читателям как учитель (Евр. 5:11 – Евр. 6:8; Евр. 10:26–31; Евр. 12:14–17). Судя по его глубокому знанию ВЗ и иуд. обрядов, он был евреем, а учитывая прекрасный лит. стиль послания, можно предположить, что он получил эллинистич. образование. Возможно, послание было написано в Италии (Евр. 13:24).
II. АДРЕСАТ
Указание на то, что послание обращено к евреям, имеется лишь в его заглавии. Многократное обращение автора к текстам ВЗ указывает на то, что оно было адресовано знатокам Писания. Все это дает возможность говорить о существовании иудеохрист. общины, но вопрос о том, где ее следует искать, остается нерешенным. Из отдельных деталей вырисовывается общая картина жизни общины. Достойные подражания наставники (Евр. 13:7) заложили хорошие основы учения (Евр. 6:1). Во время гонений, завершившихся для некоторых членов общины тюремным заключением или утратой состояния, верующие доказали стойкость своей веры, выдержав «великий подвиг страданий» и приняв «участие в делах других, находившихся в таком же состоянии» (Евр. 10:32–34). Бог не забыл их «дело и труд любви», которые они совершили «во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10). Тем не менее дальнейшее существование общины находилось под угрозой. Верующие перестали расти в познании Писания и в духовной жизни (Евр. 5:11–14). Новые гонения они, очевидно, переносили не так стойко, как прежние (ср. Евр. 10:35; Евр. 13:3.13). Стремление к спасению у них ослабло (Евр. 12:12–17), и некоторые покинули общину (Евр. 10:25). Если церковь не восстановит свои силы, предупреждает автор, то многие окажутся оскверненными от соприкосновения с распространяющейся нечистотой (Евр. 12:15).
III. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
Самое раннее свидетельство существования П.к Е. – его цитирование Климентом Александрийским в его Первом послании (90–100 гг. по Р.Х.). Поскольку П.к Е. предполагает, что в Иерусалимском храме проходили службы, то можно утверждать, что оно было написано до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Т.к. первые наставники церк. общины, лично видевшие и слышавшие Христа (Евр. 2:3), уже умерли (Евр. 13:7), то временем написания П.кЕ. можно считать начало или середину 60 гг. (62 г. по Р.Х. – смерть Иакова, 64 г. по Р.Х. – первые гонения на христиан в Риме).
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ
Автор П.к Е. подчеркивает роль личности Христа как Первосвященника Нового Завета. Тем самым он стремится предостеречь иудеохристиан от возврата к внешним обрядовым формам ВЗ. Цель П.кЕ. – увещевание, предостережение от отпадения и призыв к верности. За каждым сравнением Иисуса с Моисеем, Аароном, Мельхиседеком и др. следуют увещевания и предупреждения о том, что отпадение может произойти на любой духовной ступени; чем выше поднялся верующий, тем страшнее будут последствия его отпадения. Автор стремится показать, что прирастание познаний требует укрепления верности и святости, а возрастание в святости приведет к углублению познания.
V. КОМПОЗИЦИЯ
А. Слава Христова (Евр. 1– Евр. 7:28): 1. Превосходство Христа над пророками (Евр. 1:1–3).
2. Превосходство Христа над ангелами (Евр. 1– Евр. 2:18):
а) свидетельства из Писания (Евр. 1:4–14);
б) предостережение (Евр. 2:1–4);
в) необходимость временной униженности Иисуса (Евр. 2:5–18).
3. Превосходство Христа над Моисеем (Евр. 3– Евр. 4:13):
а) сравнение Иисуса с Моисеем (Евр. 3:1–6);
б) предостережение (Евр. 3– Евр. 4:13).
4. Превосходство Христа над Аароном (Евр. 4– Евр. 6:20):
а) сравнение Иисуса с Аароном (Евр. 4– Евр. 5:10);
б) увещевание (Евр. 5– Евр. 6:20).
5. Превосходство Христа над Мелхиседеком (Евр. 7:1–28):
а) превосходство Мелхиседека над Авраамом (Евр. 7:1–4);
б) превосходство Мелхиседека над левитами (Евр. 7:5–10);
в) превосходство Христа над всеми (Евр. 7:11–28).
Б. Спасение при новом священстве (Евр. 8– Евр. 13:22):
1. Необходимость заключения нового завета (Евр. 8:1 – Евр. 9:10):
а) служение в истинной скинии Божьей (Евр. 8:1–5);
б) новый Божий народ (Евр. 7:6–13);
в) временный характер ветхозаветного богослужения (Евр. 9:1–10).
2. Блага спасения нового завета (Евр. 9– Евр. 10:39):
а) дарования во Христе (Евр. 9– Евр. 10:18);
воздействие крови Христа (Евр. 9:11–28):
вечное спасение, очищение для служения, укрепление завета,
устранение грехов через вхождение в небесное святилище;
послушание и святость как следствие принесения в жертву тела Христа (Евр. 10:1–18);
б) увещевание и предостережение верующих (Евр. 10:19–39).
3. Жизнь в вере (Евр. 11– Евр. 13:19):
а) сущность веры (Евр. 11:1–6);
б) свидетели веры в Ветхом Завете (Евр. 11:7–40);
в) жизнь в вере в Новом Завете (Евр. 12– Евр. 13:21):
жизнь по примеру Христа (Евр. 12:1–3);
Бог воспитывает верующих (Евр. 12:4–11);
жизнь в святости (Евр. 12:12–17);
жизнь по верно воспринятому Слову (Евр. 12:18–29);
отдельные наставления (Евр. 13:1–19).
В. Заключение: приветствия и благословение (Евр. 13:20–25).
VI. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
П.к Е. указывает на превосходство нового завета над старым (ветхим). Новый завет несет в себе совершенное откровение Божье в Христе (Евр. 1:1–3). Ветхий Завет – прообраз нового и подготовка к нему (Евр. 8:7–13; ср. Иер. 31:31). Христос, наследник всего сотворенного (Евр. 1:2), «образ ипостаси» Бога и сияние Его славы (Евр. 1:3), унизил Себя, чтобы, будучи истинным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5:10; Евр. 7:15–17), принести Себя в жертву: в святости (Евр. 7:26), сострадании (Евр. 4:15) и послушании (Евр. 10:7). То, что не было достигнуто всеми жертвоприношениями, совершавшимися в ветхозаветных богослужениях (Евр. 10:1–4), сделал Иисус Христос «Своею Кровью» (Евр. 9:12), принеся в жертву Свое тело (Евр. 10:10): Он приобрел вечное искупление (Евр. 9:12), устранил грех (Евр. 9:26), «очистил совесть» людей «от мертвых дел» для истинного служения Богу Живому и Истинному (Евр. 9:14). Многочисл. ветхозаветным жертвам противопоставлена однажды принесенная несравненная жертва Христа, через которую Он навсегда «сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:10.14). Земное святилище (⇒ скиния и храм) уступило место святилищу небесному (Евр. 8:2), вход в которое верующим открыл Своей кровью Христос (Евр. 10:19–23). Вместе с новым священством вступил в силу и новый Закон (Евр. 7:12) – закон Веры, которая преодолевает видимую бренность «осуществлением ожидания и уверенностью в невидимом» (Евр. 11:1.4–38). Церковь призвана к вере (Евр. 10:35–39), поскольку при всей превосходящей славе нового завета все же существует опасность отпадения – преднамеренный грех может воспрепятствовать спасению верующих (Евр. 6:4–6; Евр. 10:26). Поэтому Церковь сравнивается с народом Израиля во времена странствования его по пустыне (Евр. 3:7–19). Члены Церкви несут ответственность друг за друга, поскольку отставший становится «горьким корнем» раздора и причиной осквернения всех ее членов (Евр. 12:15; ср. Евр. 3:12; Евр. 4:1.11).