Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Отец

Причина и происхождение всякого отцовства – в Боге (Мф. 23:9; Еф. 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Рим. 4:17). Бог – Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ин. 1:14.18; Еф. 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (2Цар. 7:14; Лк. 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Мф. 6:8) и проявляется в Его любви (Ин. 16:27).

I 1) О. – это тот, кто порождает ⇒ детей (Пс. 2:7) и воспитывает их. Отцовство – это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Пс. 126:3), который получает не каждый (Лк. 20:28–31). Понятие «дед» чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Мф. 21:9). Из отчего дома ведут три пути: а) сын покидает О., чтобы «прилепиться к жене» и самому стать О. (Быт. 2:24); б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Лк. 15:24);

в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Мф. 4:22; Лк. 14:26);

2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение которых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Втор. 21:18–21; Притч. 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (Лк. 11:11), руководить ими и воспитывать их (Притч. 13:24; Евр. 12:8), но прежде всего – в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Втор. 6:7; Еф. 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Исх. 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Втор. 24:16; Иез. 18:17–20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Еф. 6:4), доводить их до уныния (Кол. 3:21). Дети обязаны чтить О. (Исх. 20:12; Притч. 30:17) и быть послушными ему (Притч. 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Быт. 22:1–10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Притч. 19:26; Мф. 15:5). То обстоятельство, что отношения между О. и детьми, которые должны регулироваться любовью (Быт. 22:2; Быт. 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидетельствует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Притч. 23:26; 1Ин. 4:10.19);

3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Иов. 29:16; Иов. 31:18), доброго господина (4Цар. 5:13) или правителя (Быт. 41:43; 1Цар. 24:12; Ис. 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) доверяет себя его руководству (Суд. 17:10; 4Цар. 2:12; 4Цар. 13:14);

4) в НЗ понятие «О.» переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1Кор. 4:15; Флп. 2:22; Флм. 1:10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1Тим. 1:2; 2Тим. 1:2), а Петр – к Марку (1Петр. 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, которые благодаря ему пришли к вере (1Фес. 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (1Ин. 2:13.14).

II. 1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он – патриарх, праотец (Евр. 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Нав. 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Быт. 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Быт. 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Быт. 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом – Исав, которых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. которого являлся Авраам и который чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, которое Бог совершил в отношении их отцов (Исх. 6:3; Числ. 11:12; Втор. 4:31; Втор. 5:3);

2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (⇒ Союз, завет), который Бог заключил с их отцами (Иер. 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Мф. 5:12; Мф. 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Мал. 4:6; Лк. 1:16.17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Ин. 8:33.37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Гал. 3:6,29) и является полноправным членом народа Божьего (Еф. 2:19). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Деян. 24:14).

III. Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет по-новому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он – Отец для Своего народа, Израиля (Ис. 63:16; Иер. 3:4; Иер. 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Пс. 67:6). В результате подвига Его единородного Сына ⇒ Иисуса Христа (⇒ Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Иак. 1:18; 1Ин. 2:29; 1Ин. 3:9; 1Ин. 4:7) становятся «детьми Божиими» (1Ин. 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1Петр. 5:7). Он воспитывает их (Евр. 12:6–8) и назначает их Своими наследниками (Рим. 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1Ин. 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Рим. 16:19; Евр. 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Ин. 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Кол. 2:7; 1Фес. 5:18) и доверит. обращались к Нему – «Авва» (Рим. 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. «папа»).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle