Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ответ, отвечать

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

1) Библия уделяет большое внимание отношениям между людьми, поскольку Бог сотворил человека для общения (⇒ Адам, I,2). Общение, как правило, состоит из вопросов и ответов. Верный О. – это радость (Притч. 15:23), он бывает подобен поцелую (Притч. 24:26) и является не результатом размышлений, а исходит из сердца праведного, которое знает, что надо ответить (Притч. 15:28). Мягкий О. отвращает гнев, а резкие слова возбуждают ярость (Притч. 15:1). Об этом свидетельствует, в частн., О. Ровоама десяти коленам Израилевым и последствия этого О. (3Цар. 12:6.9.13.16). Израильтянам предписывалось при завоевании города принимать во внимание, какой О. будет дан тем или иным городом (Втор. 20:11). В О. человека раскрывается его сущность (Притч. 18:23). Глупо отвечать, не выслушав вопроса (Притч. 18:13). Страх может лишить способности отвечать (2Цар. 3:11);

2) НЗ также подчеркивает, насколько важно уметь дать верный О. каждому (Кол. 4:6; 1Петр. 3:15). Ученикам, которым предъявляются обвинения, Св. Дух в нужный момент сообщит, что им следует отвечать (Лк. 12:11). В данном случае, как и в некоторых других местах, отвечать означает «держать ответ перед судом», «свидетельствовать», «нести ответственность». ⇒ Отчет, ответ.

В ОТНОШЕНИИ К БОГУ

1) Библия говорит о том, что человек создан не только для общения с другими людьми, но в первую очередь для общения с Богом. Поэтому он должен слушать и отвечать, когда к нему обращается Бог (1Цар. 3:10), а его послушание подразумевает, что за словом следует дело (Мф. 21:28–32). Но часто бывает так, что Бог призывает к покаянию и обращению, а люди не желают отвечать Ему (Ис. 50:2; Ис. 65:12; Ис. 66:4; Иер. 7:13; Иер. 35:17). Так же люди относятся и к пророкам, вещающим по повелению Господа (3Цар. 18:21; Иер. 7:27). Но если человек молчит, то его дела дадут О. за него, свидетельствуя против него (Ис. 59:12), «камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им» (Авв. 2:11; Лк. 19:40). О. человека даже на Божье обетование и на обещание Его помощи могут быть сомнение и неверие, которые подлежат суду (4Цар. 7:2.19) или наказанию (Лк. 1:18–20);

2) Бог, требующий О. от человека, и Сам отвечает словом и делом на зов Своих слуг (Пс. 33:5; Ис. 58:9; Иер. 33:3), в то время как идол на все призывы не дает никакого ответа (3Цар. 18:24–29; Ис. 46:7). Господь отвечает, как только услышит (Ис. 30:19), Он обещает: «прежде нежели они воззовут, – Я отвечу» (Ис. 65:24). Пророк вопрошает и получает О. (Авв. 2:1), порой неожиданный (Рим. 11:2–4). В пустыне Бог давал ясные О. Своему народу через Моисея (Лев. 24:12), затем Он говорил через сновидения, через ⇒ свет и совершенство (⇒ Урим и туммим) и через Своих пророков (1Цар. 28:6). Симеон получил О. через Св. Духа (Лк. 2:26). Одним из выражений Божьего суда является то, что Бог не дает О. человеку, который не хотел слышать Его зова; теперь Господь Сам оставляет его (1Цар. 28:6.15; 2Цар. 22:42; Притч. 1:28). Подобное молчание Бога бывает вызвано прежде всего идолопоклонством (Иез. 14:3; ср. Иез. 20);

3) больше всего внимания поиску О. на жизненно важные вопросы уделено в Книге Иова. Иов вопрошает о смысле своих страданий и не отступает, хотя и знает, что если вступит в пререкания с Богом, то не получит О. ни на один из вопросов (Иов. 9:3.14.32). Попытки друзей Иова защитить Бога оставались безуспешными и не услышанными страдальцем, так что им пришлось замолчать (Иов. 21:34; Иов. 32:1). Правда, Софар восклицает: «Размышления мои побуждают меня ответить ... дух разумения моего ответит за меня» (Иов. 20:2), но уже Елиуй гневается на трех друзей за то, что те так и не смогли найти О. (Иов. 32:3.5), а Бог выносит им Свой приговор: они говорили о Нем неверно (Иов. 42:7). Наконец Господь Сам отвечает Иову из бури (Иов. 38:1). Это тот истинный О., которому покоряется Иов (Иов. 39:33), хотя содержание этого О. кажется на первый взгляд мало связанным с вопросом Иова. Истинный О. Бога не вмещается в рамки логич. мышления;

4) во времена Иисуса все преподавание велось путем живого обмена вопросами и О. Учитель спрашивал, а ученик отвечал. Уже в двенадцатилетнем возрасте Иисус своими О. удивил книжников в храме (Лк. 2:47). А тот, кто вопрошал учителя, и сам должен был отвечать ему и высказывать свое мнение (Лк. 20:1–8), поскольку в вопросах веры имеют значение только собств., а не заимствов. О. Так, вопрос Иисуса побудил Петра к исповеданию своей веры (Мф. 16:16; Ин. 6:67–69). Молчание же Учителя (Мф. 15:23) не было выражением неприступной суровости, оно, как и повторный вопрос (Ин. 21:15–17), выражало ожидание О., который мог быть дан только на основе самопознания, обращения и веры. Получив верный О., Иисус указывал на необходимость подкреплять слова делами (Лк. 10:28). Другого рода молчание нередко наступало в конце беседы Иисуса с фарисеями, когда те не отваживались задавать вопросы и не желали отвечать (Мф. 22:46; Лк. 14:6; Лк. 20:26). После ареста Иисус, как бы в последней попытке, еще раз указал им на это (Лк. 22:68). Далее всякий разговор теряет смысл, и Тот, Кто является Словом Божьим, уже не дает О. на вопросы первосвященника (Мф. 26:62), Пилата (Мк. 15:4; Ин. 19:9) и Ирода (Лк. 23:9).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle